Настоятель Свято-Сретенского храма, протоиерей Иоанн Коляда.
Родился: 4 ноября 1972 года в Столинском районе Брестской области в семье священника.
Учился: Рубельская школа, служба в войсках особого назначения, духовная семинария в Минске, в Киеве, духовная Академия в Киеве, Ужгородская духовная магистратура. Имеет ученую степень «магистр богословия».
Служба: в кафедральном соборе Мозыря, настоятелем в храмах Наровли, Калинковичей, Свято-Ильинского храма в Бобруйске, в д. Любоничи. С 2008 года — настоятель храма Святого апостола Луки, храма Сретения Господня.
Семья: супруга Алла Ивановна Коляда занимается воспитанием детей, а их пятеро — две дочери, Анна и Софья, и три сына, Андрей, Дмитрий, Игорь.
«У нас династия священников»
— Отец Иоанн, как вы пришли к Богу?
— Так сложилось, что у нас семейная династия: дедушка, отец, мой родной брат-близнец — священники, сестра моя замужем за священником. Моя бабушка была очень верующим человеком, она прививала нам любовь к Богу, рассказывала библейские истории. На протяжении всех детских лет нас водили в храм Божий, воцерковляли. Отец меня с детства учил, наставлял, но не настаивал на том, чтобы я поступал в духовную семинарию. Был у нас такой момент интересный. Мы с братом занимались усиленно спортом, были мастерами спорта по гребле на байдарках и каноэ, хотели связать жизнь свою со спортом. Отец не стал перечить, в чем-то убеждать, а лишь сказал: «Если будет Богу угодно, чтобы вы были священниками, то Господь вас приведет». Так получилось, что мы не поступили в институт физкультуры, пошли служить в армию. А после уже осознанно поступили в Минскую духовную семинарию.
— Храм Сретения Господня на Ульяновской улице, который вы возглавляете, чем примечателен, по-вашему?
— Начинали мы с маленького деревянного храма святого апостола Луки, который является приходом храма Сретения Господня. От момента проектирования до строительства прошло четыре с половиной года. Каждый храм имеет свою составляющую, свой внутренний мир. У нас есть частички мощей святых преподобных отцов: Апостола и Евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Максима Грека, патриарха Тихона, Серафима Саровского. Недавно написали икону Апостола и Евангелиста Луки. В храме у нас есть сестричество — около 20 сестер. Мы тесно сотрудничаем с казачеством. Казаки внесли большую лепту в строительство, помогают в охране храма, уборке территории, при богослужениях. Особенностью нашего храма является то, что каждую субботу у нас проводится молебен за здравие болеющих детей.
— Большой ли приход у вас?
— Точное количество людей определить невозможно. Но при каждом храме существует «основной костяк» — это те, кто является не «захожанами», а прихожанами, постоянными участниками Богослужений. У нас таких около ста человек.
— А кто может стать «сестрой»?
— Такие же миряне, как другие люди. Но они дают обет служить Богу и нести свое послушание при храме. Это люди глубоко верующие. У них определенная форма одежды, установленная православной церковью. Также они несут послушание при центральной больнице. Сестры посещают больных, престарелых людей, помогают подготовить их к таинствам исповеди и причастия, ухаживают за тяжелобольными.
— Вы являетесь руководителем отдела Бобруйской епархии по взаимоотношениям с медицинскими учреждениями. Чем занимается ваш отдел?
— Около трех лет назад по благословению епископа Бобруйского и Быховского Серафима в епархии создан такой отдел. Лично я курирую три больницы — БЦБ, наркологический диспансер и бывшую инфекционную. Прежде всего, это молебен, который мы проводим по пятницам в 11 часов в БЦБ, таинство исповеди, причастие для всех желающих и нуждающихся. Бываем и в медколледже, освящали его открытие. Совместно с медучреждениями проводим различные «круглые столы», лекции, семинары, направленные на профилактику табакокурения, нарко- и алкогольной зависимости, суицидов.
— И каково, на ваш взгляд, наше общество в плане духовном?
— Все познается в сравнении. Я бы сказал, что наше общество духовно стало более крепким, нежели 15-20 лет назад. Храмы наполнены людьми, и не только среднего и пожилого возраста. В нашем храме бывает очень много детей, молодежи, которые идут и исповедуются, причащаются, соборуются. Молодежи даже больше причащается, чем взрослых. Приятно смотреть, когда в храм идут семьями, сегодня это уже закономерность.
«Не скажу, что священник живет в каком-то изолированном мире»
— Чем вы занимаетесь за пределами храма? Чужды ли священнику интересы мира?
— Почти все время приходится посвящать службе, ведь это образ жизни. Тем более что еще продолжается благоустройство храма, его территории, в этом году предстоит провести газ, воду. Домой прихожу, как правило, в 8-9 часов вечера. За 18 лет я только дважды бывал в отпуске. Но не скажу, что священник живет в каком-то изолированном мире, и ему чужды интересы других людей. У меня много друзей, с которыми я общаюсь. Среди них есть и священники, и светские люди. Могу по телевизору посмотреть спортивные передачи, новости, чтобы быть в курсе событий, происходящих в обществе. Священник должен стремиться быть всесторонним человеком. По сей день осталась тяга к спорту — со старшими детьми ходим в бассейн, в ледовый дворец, в теннис могу поиграть. По возможности, стараюсь детей на рыбалку вывести. Ведь нужно быть для них хорошим примером.
— Наверное, очень трудно воспитывать пятерых детей? В чем вы видите основную миссию отца?
— Конечно, основной груз — образование детей, быт — лежит на плечах матушки. Она прекрасная мама, супруга и очень хороший человек — духовный, воцерковленный. Я благодарю Бога за то, что он дал мне такую супругу, которая терпит все мои слабости и является моей второй половиной. В этом году она была награждена орденом Матери. А миссию отца я, прежде всего, вижу в укреплении семейных, духовных ценностей, в молитвенном воспитании детей. Дети должны уметь молиться Богу. С раннего детства все мои дети несут послушание при нашем храме. Необходимо вразумлять чадо свое, чтобы и оно заботилось о душе своей, а не только о том, что бы покушать и во что одеться. В храм они идут с радостью.
— Кто из ваших детей планирует продолжить семейную династию?
— На все воля Божья. Есть какие-то задумки. Но мы предполагаем, а Господь располагает.
БЛИЦ-ОПРОС
Кто вы по знаку зодиака? — Православный христианин, который не признает никаких знаков зодиака.
Ваша любимая пора года? — Весна.
Ваше любимое блюдо? — Картошка в горшочках и пицца, которые готовит моя супруга. Она прекрасный кулинар.
Что предпочитаете выпить? — Чай.
Ваша любимая книга? — Последняя книга, которую я читал, точнее, перечитывал — «О священстве (6 Слов)» Иоанна Златоуста, мне она очень нравится. В детстве любимой книгой была «Земля Санникова», увлекался и научной фантастикой.
Ваш любимый фильм? — Фильмы особо не смотрю. Нравился «Шерлок Холмс», фильмы о Родине, о Великой Отечественной войне. Очень хороший фильм «Девятая рота».
Верите ли вы в жизнь после смерти? — Верую и исповедую. Человек — это плоть, в которой находится душа человеческая, это сосуд. Естественно, когда душа оставляет эту плоть, ее Господь забирает. Естественно, жизнь загробная есть. Ведь что-то управляло плотью, что-то заставляло думать, творить, чувствовать, радоваться, страдать…
Ирина РЯБОВА. Фото автора, Виктора ШЕЙКИНА и из семейного альбома гостя.