готовит еду в бобруйском развлекательном заведении , а не так давно
— Саша, что вас удивило в первые минуты в Китае?
— У них другое отношение к гостям. Я прилетел в Китай самолетом. Летел через Москву, в России до тебя никому нет дела, а приезжаешь в Китай — тебя сразу обступает 10-20 человек, которые все делают для тебя, лишь бы тебе было хорошо, помогают во всем.
— Не навязчиво?
— В таких местах, как вокзал и аэропорт — нет, а вот в магазинах, особенно на рынках — буквально тянут за рукав, лишь бы ты купил, и, по возможности, стараются подороже продать: для иностранцев цены сильно отличаются. То, что для китайца стоит доллар, для нас может стоить и 100 «баксов», такой бизнес.
— Как вы попали в Китай?
— Хоть я из Бобруйска, раньше работал в Минске, в ресторане «Grand-Café». У меня уже насобиралась «база» по кулинарии, своя, авторская, и так получилось, что я нашел объявление, где было написано: «Требуется повар для работы в Китае». Я отправил резюме, и меня попросили подготовить меню русско-украинской кухни. Я напечатал, и меня пригласили, сказали: делай визу, мы тебе высылаем билеты, приезжай! В Китае я проработал год. Сначала как шеф-повар русско-украинской кухни, но потом столкнулся с совершенно разными кухнями: и арабской, и мексиканской… Работал в отелях, например, готовил фуршет на 100-500 человек. Иногда мне никто не помогал, приходилось вкалывать с утра до вечера, я готовил, а русские ребята-танцоры танцевали перед ними. Каждые две недели переезжали в новый город, в новый отель — Гуаньчжоу, Фучжоу, Сямынь… Были даже в одном маленьком городке в горах, где снимали фильм «Аватар», невероятно красивое место, дух захватывало! Невероятно чистый воздух, кругом чайные плантации, в свободное время мы наслаждались, это рай!
— Как китайцы принимали вас, белоруса?
— Китайцы относятся очень уважительно к иностранцам. Меня принимали почему-то за «американца». О Беларуси они ничего не знают, только человека три знали, но для них мы были «Россия».
Скульптура в парке города Сямынь.
— Что труднее — китайский язык или кухня?
— Язык трудный, а кухня простейшая, но сложность в том, что она готовится из продуктов, которые есть только в Китае. Некоторые травы, овощи нам вообще неизвестны, у них очень много морских продуктов, но все готовится элементарно, в течение 50 минут.
— Из еды что в Китае «номер один»?
— Рис. Рисовая лапша очень популярна, морские продукты. Их любимое блюдо — куриные лапки, не окорочка, а лапки! «Chicken feet» — так они называются — китайцы с пивом любят грызть. Очень популярно блюдо «тухлые яйца». Это обычные яйца, которые по-особому варятся, потом они их кладут в известь и присыпают различными ингредиентами. В течение 2-3-х недель яйца лежат, доводят их до почти черного состояния, а потом кушают с превеликим удовольствием, и стоит это копейки. Говорят, что вкусно. Я ел змей, черепах, а тухлые яйца — нет, не смог. Морепродукты они добывают так: течет река по городу, они кидают сети и достают улиток, ракушки, просто варят их, и готово! В горных регионах, кроме риса, еда «номер один» — огурцы, они по улицам ходят и едят их, как мороженое.
— Снять жилье в Китае дорого?
— Хорошая квартира с кондиционером, холодильником, кроватью, например, в деревне Чанша с населением в 10 миллионов стоит 300-400 долларов в месяц.
— Это правда, что все китайцы чрезвычайно любят спорт?
— В 6 утра у них везде играет горн, и все государственные предприятия, полиция, пожарные выходят на улицу и делают зарядку. Причем большинство людей пожилого возраста тоже в 6 утра встают, идут во дворик, включают музыку и делают зарядку, занимаются боевыми искусствами, у многих там стоят мини-тренажеры, брусья, и бабушки с дедушками такие сальто делают! По вечерам собираются в парках, скверах, большими компаниями, и танцуют. Но 90 процентов мужского населения курят, несмотря на то, что сигареты у них «крепче», чем наши.
Город Чанша, велопрогулка с нашими танцорами.
— Слушайте, никак до меня не доходит, вы говорите: деревня с населением в 10 миллионов? Это ж, считай, целая Беларусь…
— У них это наподобие нашего Могилева, областной центр, столица провинции. Деревень, наподобие наших — 20-30 домов, я там не видел, только однажды, когда переезжал на поезде, видел одинокую избушку и рисовые поля рядом.
— Как вообще живут китайцы?
— Меня пригласил к себе домой шеф-повар средней руки, китаец. Познакомил со своими родителями, с семьей, как коллегу. У них это в новинку — друг-иностранец. Квартирки маленькие, кухни, как таковой, нет, буквально метр на метр, старая плита, пара тумбочек, и все. Дома они очень редко готовят, а если готовят, то простейшее. В основном они питаются на улице, это намного выгоднее. Очень развита выездная торговля: выходит мужчина или дедушка, бабушка, вывозят на тележках еду и продают. Понятно, что без всяких санитарных разрешений, но к этой «тележке с едой», видел сам, подъезжают даже очень деловые люди. И вкусно, и недорого. Например, рисовая лапша, перемешанная с яйцом, мясом, шпинатом и кучей других овощей, стоит около доллара, и порция очень большая. Кстати, привычный нам картофель у них — редкость, зато в ходу сладкий картофель — батат.
— Какая мода в Китае, я имею в виду одежду?
— О, у них могут быть большие противоречия в одежде: кто-то одевается классически, а кто-то — так, что это не поддается разумному объяснению. Могут спокойно быть и зеленые волосы, и розовая юбка, для них все нормально, в порядке вещей.
— Мировые пороки присущи китайцам?
— За наркотики — смертная казнь, но, тем не менее, употребляют. Но больше развита игорная зависимость, казино, «Маджонг» и еще какие-то карточные игры. Возле отелей предлагаются все виды секс-услуг, в том числе бисексуальных. Один ребенок в семье, максимум. У шеф-повара, к которому я в гости приходил, недавно родился второй ребенок, и он рассказал, что у семьи стоял выбор: купить хороший автомобиль или родить второго ребенка, он выбрал второе, и за этого ребенка платит внушительную сумму государству в месяц.
— Китай безопасен ночью? Есть у них пьяницы, бомжи, хулиганы?
— Пьяные китайцы немножко организованнее, чем наши. Бомжи есть, они где-нибудь в переходе спокойно себе спят, их никто не трогает. В 3 часа ночи по улицам ходит молодежь — из клубов. Я не боялся ночью ходить, меня предупредили, что в тех городах, где я был, спокойная обстановка. Иностранцев не трогают, это для них табу. Днем дети подходят к тебе и трогают за руки. Белая кожа для них — высокий статус.
— У вас остались в Китае друзья, те, к тому можно приехать еще раз?
— Да, остались. В Китае я встретил хороших людей из разных уголков — Бразилия, Америка, Франция. Я остался в хороших отношениях с арабским шеф-поваром, у него был свой бизнес в Египте, а в Китай он приехал из-за того, что ему было просто интересно. В Китай едут за экзотикой и подзаработать.
— Как китайцы относятся к работе, их же так много, наверное, конкуренция большая?
— Средняя зарплата китайского повара — 200-300 долларов в месяц. Но они все держатся за работу, понимают: людей много, работы мало. На работе все в основном являются хорошими друзьями, вместе отдыхают, ездят на экскурсии, все вежливы, но если начальник вежливо попросил — в доску разобьются, но сделают.
— А какие они в семье?
— Отношения между мужьями и женами странные. Жена в семье — главная. Есть, конечно же, семьи, где и муж является главным, но в большинстве случаев это не так. Видел, жена на улице может спокойно дать подзатыльник мужу, сумочкой ударить, попинать, а он будет молчать и кивать головой, говорить: извини, я дурачок!
— Какой вывод о Китае ты можешь сделать сейчас?
— Китай очень красив, но противоречив и невероятно разнообразен. О нем невозможно рассказать за один раз. Китайцы добродушны, отзывчивы, уважительны и… немного странны. Миллиард населения! Китай вот-вот станет государством «номер один» во всем мире. И то, что Беларусь и Китай нашли общий язык, очень хорошо. Меня тянет туда...
Владимир РЕПИК
Фото из личного альбома Александра ПОЛЕВОГО.