Внучка из Минска подарила любимой бабушке к 95-летию букет из 95 роз!
С дочерью Галиной Арсентьевной.
Анна Михайловна Сазонова (в девичестве Балыко) родилась 1 февраля 1918 года в Телуше. Папа был железнодорожником, мама — домохозяйкой. В семье было 12 детей, и все дожили до совершеннолетия, но потом 8 детей умерло от тифа. Анна Михайловна говорит, что тогда детей в те годы от тифа никто не лечил: «Заболели — значит дорога туда». Она окончила 8 классов, до школы приходилось ходить пешком 10 километров. «Рано утром встаем, мама проведет меня километра 3, а потом стоит и что есть сил долго кричит: «Нюра, не бойся», чтобы мне страшно не было», — вспоминает Анна Михайловна.
После школы в 1937 году поехала учиться в Бобруйскую школу бухгалтеров, которая находилась на улице Карла Маркса. Отучившись, работала в Телушской МТС (машинотракторная станции) бухгалтером.
Анна Михайловна бережно хранит выштую сорочку мамы, в которой та выходила замуж.
С будущим супругом Арсением Ивановичем Сазоновым Анна Михайловна познакомилась в 1938 году в Телуше, куда он приехал на практику во время учебы в Краснобережском сельскохозяйственном техникуме. Молодые люди встретились в клубе на танцах, на Новый год. Их встречу Анна Михайловна вспоминает так: «Пришли мы с девочками в клуб. А там сидят 4 новых хлопца-студента. И как только заиграли польку, он прямо ко мне направился. Я удивилась, чего ко мне, рядом Дарья, Марья… И как пошли мы танцевать. На мне было ситцевое платье, сама шила».
Вскоре они поженились. И почти сразу, в 1938 году, Арсения Ивановича призвали в Красную Армию. Ему довелось стать участником советско-финской и Великой Отечественной войн. Все эти 8 лет Анна Михайловна не знала о муже ничего — где он, жив ли. Тем временем подрастала их дочь Галя. В годы войны она жила с матерью, тетей и дочерью. Ее родной старший брат был комиссаром партизанского отряда, Анна Михайловна помогала ему, и стала партизанской связной. В 1942 году немцы схватили брата по доносу товарища, и повели на расстрел, но он бежал. Немцы, рассвирепев, на утро расстреляли их отца. Вывели его и молодую учительницу, которая помогала партизанам, и на глазах у всей деревни расстреляли. В конце войны мамину сестру немцы забрали, и вместе с другими парнями и девушками хотели увезти в Германию, но по пути оставили в Бобруйском концлагере. И используя связи с подпольщиками, Анне Михайловне удалось помочь тете бежать с лагеря. Вместе они прятались на Форштадте у девушек, работавших в концлагере переводчицами.
Анна Михайловна хранит письмо мужа, которое он отправлял ей с фронта.
О том, что муж жив, Анна Михайловна узнала уже ближе к концу войны, когда от него в сельсовет пришло письмо, в котором он интересовался судьбой жены. В 1944 году Арсений Иванович вернулся домой, слабый, после болезни. Анна Михайловна вспоминает, что пережив все ужасы войны, блокаду, он готов был отбить руки тому, кто бросал собаке хлеб. Арсений Иванович стал работать инженером Телушской МТС, а Анна Михайловна там же бухгалтером. Затем супруг был переведен директором Гольшанской МТС в Ошмянском районе.
Супруг Арсений Иванович Сазонов. |
Но супругов ждало новое испытание. А дело было так: «Звонят мне из Москвы, как бухгалтеру, и говорят оформить командировку Сазонову Арсению Ивановичу в Москву. Я спрашиваю, что он там не видел, в этой Москве. А мне отвечают: «Вас не спросили. На то есть жена», не знали что я женой ему прихожусь, у нас ведь разные фамилии были. А потом звонят мне из Москвы и спрашивают: «Вы одобряете выдвижение своего мужа в Западную Беларусь для организации колхозов и совхозов в качестве директора МТС»? Я не одобряла, я хотела, чтобы он вернулся домой. Но из Москвы он вернулся уже с документами. Меня, можно сказать, насильно заставили ехать с ним — рассчитали с работы, и принудительно отправили». В семье к тому времени было уже трое детей — дочь и два сына, там родился еще один сын.
Анна Михайловна вспоминает, что жилось им в Гольшанах очень трудно, очень не любили их в Западной Беларуси. И когда спустя 2 года их направили в Озаричи, они были счастливы. Арсений Иванович стал работать главным инженером совхоза «Озаричи», руководил филиалом Калинковичского училища механизации. Анна Михайловна работала в сберкассе, потом главным бухгалтером райсоюза, после выхода на пенсию работала ревизором. После смерти мужа переехала жить в Бобруйск.
Все три их сына — Александр, Анатолий, Сергей окончили летные учебные заведения и стали офицерами военно-воздушных сил. К сожалению, младшего не стало в прошлом году, Анна Михайловна очень тяжело переживает это горе. Старший сын живет в Североморске, средний — в Братске, в Бобруйске рядом с материю только дочь Галина.
Приятельницы из бобруйского клуба «Встречи для души» пришли поздравить Анну Михайловну с юбилеем.
У Анны Михайловны 7 внуков, 7 правнуков, 2 праправнука. Всю жизнь Анна Михайловна не умела сидеть без дела. Помимо работы, воспитания четверых детей, она до безумия любила вышивать и шить. В ее квартире на стенах вышитые картины, на кровати подушки. Когда-то она шила бурки, и продавала их на базаре. Еще пару лет назад Анна Михайловна принимала активное участие в хоре «Соседи» клуба ветеранов войны и труда. Эта 95-летняя женщина и сегодня не может сидеть без дела — знакомые идут к ней что-то зашить, подшить, и до сих пор тайком от дочки она шьет бурки для знакомых (дочь ругается, что в квартире потом мусор). Еще Анна Михайловна всегда была прекрасной хозяйкой, и очень вкусно готовила. Готовит и сейчас, только вот ноги подводят. На свой юбилей они с дочерью приготовили такой шикарный стол, не во всяком ресторане такие яства отведаешь! В честь своего 95-летия именинница не отказалась и рюмочку поднять со словами: «Не прими, Боже, за пьянство, а прими за лекарство!».
Низкий поклон вам — довоенному поколению, которое пережив столько трудностей в жизни, сохраняют бодрость духа, показывают нам пример выносливости, оптимизма и мудрости. С юбилеем, Анна Михайловна!
Ирина РЯБОВА. Фото автора и из домашнего архива Анны Михайловны Сазоновой.