Психолог средней школы №10 Бобруйска Татьяна Лапаник.
— Очереди на прием у кабинета психолога нет, — признается Татьяна Дмитриевна. — Во-первых, это менталитет белорусов: «Что я, псих, что пойду к психологу?» А во-вторых, наличие такой очереди, на мой взгляд, не является показателем хорошей работы. Я больше работаю профилактически. Это и выступления на родительских собраниях, психолого-педагогических семинарах, педсоветах учителей, классных часах, и индивидуальные беседы. Ежегодно проводим социометрические исследования (исследования межличностных отношений в малых группах). Еще заменяю отсутствующих учителей, и делаю это с удовольствием, поскольку именно в такой обстановке очень хорошо узнаю детей, кто в классе «звезда», кого немного угнетают, кому нужно помочь. Благодаря таким заменам я знаю практически каждого ученика в школе, его характер. Больше, конечно, знаю разгильдяев и отличников, поскольку с первой категорией приходится работать чаще всего, а отличников готовим к олимпиадам, чтобы они не терялись, были эмоционально устойчивы, не имели проблем с концентрацией внимания. К слову, отличники — люди, как правило, ранимые, уязвимые, часто творческие и неординарные, и «массы» стараются их «поглотить», подстроить под себя, потому нужно помогать им, чтобы они не потеряли веру в себя, не пытались стать такими, как все. То есть, школьный психолог больше старается предотвратить проблемы, ведь болезнь всегда легче предупредить, чем лечить.
— К вам обращаются родители школьников? Какие проблемы их волнуют?
— Родителей часто волнует компьютерная зависимость ребенка, это сейчас просто «бич». Дети мало общаются «вживую», мало гуляют на улице. Причину этого специалисты все же рекомендуют искать в семье. Ребенок не просто так замыкается, уходит от реальности в виртуальный мир. В социальных сетях, играх дети обычно скрашивают свое одиночество. Ведь часто в семьях получается так: папа пришел с работы, лег на диван, ему уже ничего не нужно, устал; мама смотрит сериал или хлопочет на кухне, а ребенок сам по себе. Предложите ему альтернативу: кружок, музыкальная школа, спортивная секция, выбор у нас в городе есть. И отдавайте в кружок не по престижу, не туда, куда нравится вам, а туда, где интересно ему. Ребенку будет нравиться только там, где он почувствует себя успешным, а успешным можно стать только при наличии интереса. Родителям нужно самим поменять отношение к ребенку и прислушаться к его желаниям.
А еще дети и подростки зачастую в социальных сетях чувствуют себя увереннее. Многих родителей школьников среднего звена беспокоит то, что ребенок очень несамостоятелен, не может сам принимать решений, на каждом шагу звонит родителям на мобильный. Часто причиной этого является гиперопека мамы. Приходилось работать в таких ситуациях и с родителями, и с детьми.
А в старших классах — там уже влюбленность пошла сильная, иногда неразделенная. Начинаются слезы, истерики, срывы дома — при людях-то нужно сдерживать свои эмоции. В этом случае советую родителям не игнорировать проблему, не насмехаться над нею. Вспомните себя в молодости, свою первую любовь — насколько это яркое, глубокое чувство, насколько вы идеализировали образ любимого человека, и он казался самым лучшим на свете. Поговорите с ребенком, расскажите примеры из своей жизни, жизни знакомых и друзей — что у всех это было, но, как правило, первая любовь приходит и уходит, и не стоит сильно убиваться из-за нее.
Многих родителей волнуют вредные привычки ребенка. Здесь опять же проблемы зачастую кроются в семье. Нужно понимать, что для любого ребенка родители — идеал, какими бы они ни были. И если, например, папа сам курит, пьет, за компьютером просиживает часами, то чего ждать от ребенка?
Еще родителей волнует проблема профессионального выбора. Бывает, что ребенок тянется и туда, и туда, и не знает, что же предпочесть. Я могу протестировать ребенка, у нас много различных тестовых заданий. Хотя профориентацию мы проводим для всех централизованно в выпускных классах. Двери кабинета психолога всегда открыты для всех.
— С какими проблемами к вам идут дети?
— Недавно пришла девочка из 2-го класса и говорит: «Я боюсь спать ночью, как только лягу, что-то шуршит в углу». Серьезных фобий у нее не обнаружила, просто поговорили, сказала ей, что сквознячок шуршит, девочка успокоилась.
Обращались подростки с неразделенной любовью. В 11-м классе была такая история. Мальчик дружил с одной девочкой, а потом переключился на ее одноклассницу. Были там страсти, козни, слезы. Мальчик неловко себя чувствовал и сам пришел ко мне за советом. Пришлось с каждым по отдельности разговаривать, и всех троих собирала, ситуацию «разрулили» нормально.
Бывает, ребенок приходит с жалобой или за советом, когда считает, что ему поставили неправильную оценку или учитель излишне придирается. Недавно мальчики подрались, потому что один стер задание с доски, второй не успел переписать. Учитель пригласил одного из них на совет профилактики. Тот счел это несправедливым и приходил ко мне за помощью. А потом обратились и учитель, и его мама, все по отдельности. Оказалось, мальчик неплохой, и решение учителя было несколько субъективным — отношения у них и раньше не складывались, а этот случай стал «последней каплей».
— А учителя к вам обращаются за консультацией?
— Наверное, учителя больше всего обращаются. Чаще жалуются на то, что ребенок мешает вести урок или играет с телефоном на уроках, делает какую-то гадость исподтишка. Конечно, с современными детками непросто. Но хочу сказать, что и учитель не всегда прав. Ведь ему что нужно? Чтобы ребенок тихо сидел, не мешал вести урок, то есть, чтобы он был «удобен». Но ребенок все же должен быть активным и подвижным, это заложено самой природой. Есть дети, которые в силу темперамента не могут сидеть долго и спокойно. С таким отношением мы затираем индивидуальность ребенка, и он не станет энтузиастом, изобретателем, если мы постоянно будем его подгонять под какой-то шаблон.
Считаю, что психолог должен быть независимым и справедливым. Иногда даже приходится поспорить с учителями и руководством школы, я часто становлюсь на сторону ребенка. Это ведь маленький человек, который имеет свое мнение, и к которому часто не прислушиваются.
А если у ребенка налицо не проявление темперамента, а нарушение психики, нервной системы?
— В этом году у нас нет таких. В прошлом году был мальчик, который совершенно не воспринимал то, что ему говоришь. Настолько рассеянное было внимание. Он мог встать среди урока, пойти, куда ему хочется, не боялся ни старших, ни сверстников. Как правило, первым это замечает учитель, он обращается к психологу, с помощью разных методик тестируем ребенка, наблюдаем за ним. Если я вижу, что ребенок не может в обыкновенном классе учиться, направляю его в центр коррекционного-развивающего обучения и реабилитации, где его более глубоко обследуют и при наличии каких-либо отклонений направят на обучение в интегрированные классы, которые существуют в некоторых школах. Если отклонения более серьезные, предлагают заниматься на базе самого центра или же направляют в медицинские учреждения к профильным специалистам. Хочу посоветовать родителям, которым предлагают определить ребенка в интегрированный класс или в ЦКРОиР: не отказывайтесь — там с вашим ребенком будут заниматься дефектолог, другие специалисты, со временем он, возможно, сможет обучаться в обычном классе. Обижаться не стоит: в ваших и ребенка интересах обратиться к специалисту и прислушаться к его советам.
Ирина РЯБОВА. Фото автора.