Александр Боровский: «Люблю город, где я родился и вырос»

9445
Зайдите в любой храм, зажгите свечу и постойте минуту-другую в тишине, и вы обязательно почувствуете, как рассеивается черная пелена горя или беды, какими малозначительными покажутся многие проблемы и каким пронзительно-радостным праздником надолго останется в сердце жизнеутверждающий звон церковных колоколов…Говорят, что храмовое место выбирает сам Всевышний, а люди только исполняют его волю — строят храм, оазис чистых помыслов и добродетели, где от земной суеты отдыхает душа.Сегодня в нашем городе — 7 действующих храмов. У каждого из них, как у человека, своя жизненная история. А у некоторых — и несколько дней рождения или, точнее, возрождения. И к этим, вне сомнения, знаменательным событиям имеет прямое отношение человек, имя которого довольно широко известно в нашей республике — Александр Васильевич Боровский.

Александр Васильевич Боровский в Бобруйске.Александр Васильевич Боровский в Бобруйске.

22 мая 2007 года Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет вручил орден Александру Васильевичу22 мая 2007 года Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет вручил орден Александру Васильевичу Боровскому.

Можно по-разному относиться к его, нашумевшим в прессе, блистательным шагам по карьерной лестнице, но невозможно не признавать тот факт, что способствуют этому его личные качества — профессиональные, человеческие и, в первую очередь, уникальный талант организатора.

Интересная деталь: больше десяти лет прошло с октября 2001 года, когда А. В. Боровский официально расстался с заводом массовых шин ОАО «Белшина», а в коллективе и по сей день называют его «наш Александр Васильевич». Такой же неофициальный статус у Александра Васильевича и среди «полимировцев», и в ОАО «МАЗ». Случайность? Нет, скорее, закономерность, суть которой, собственно, и стала поводом для написания этой статьи.

…Как-то, беседуя с одним ветераном производства на заводе массовых шин, спросила, какой период трудовой деятельности на «Белшине» для него самый памятный. Ни на секунду не задумываясь, он ответил: «Когда директором был Александр Васильевич Боровский». А потом (как он сам признался, неожиданно для самого себя) рассказал вот эту историю, предварительно попросив не называть его имя:  

«Знаете, наверное, каждый, даже самый сильный и физически выносливый  человек, подсознательно нуждается в защите, покровительстве, что ли. Ведь не зря многие носят при себе иконки, ладанки, изображения своего ангела-хранителя. Так вот, когда у нас работал Александр Боровский, все знали, что он может строго спросить за работу, так как сам шинник-профессионал высокого класса. Но в то же время всем было известно и то, что он искренне дорожил людьми, на деле доказывая свое уважение и заботу.

В тот день мы работали на первой смене, и все, вроде, шло нормально, но часа в два на участок буквально прибежали инженер-технолог и контролер ОТК. Уже по одному их виду все поняли, что произошло что-то серьезное. Я не буду рассказывать о ЧП в подробностях, но это действительно было грубое нарушение технологии, которое усугублялось количеством уже произведенных полуфабрикатов. За несколько минут на участке собралось все начальство во главе с директором Александром Васильевичем Боровским, который при разборке случившегося выражений не выбирал… Не знаю, как у остальных, а у меня досада и обида высекали слезы. С работы пришел, как говорят, чернее тучи, и потому не сразу узнал (боялась жена сказать), какая страшная беда постучалась в мой дом. Ночь, естественно, прошла без сна и, перебрав мысленно все возможные варианты, понял, что только на помощь одного человека я могу рассчитывать. С этим я и пришел утром к нему, к Александру Васильевичу. И он помог моей семье, причем сделал даже гораздо больше, чем я просил. 

Не понаслышке знаю, что у нас на заводе не я один благодарен ему за поддержку и помощь в похожих ситуациях. А моя жена с тех пор ходит в церковь и ставит свечу за здравие этого, дорогого нам человека. Благо, в городе есть две церкви, к возрождению которых Александр Васильевич имеет самое прямое отношение…».

Да, действительно, здание храма Святого Духа, расположенного на улице Клубной, было возвращено верующим в 1993 году, и более десяти лет здесь велись восстановительные работы. Большую спонсорскую помощь, участие и поддержку в этом оказал завод массовых шин и лично А. Боровский. В июне 2006 года, на второй день Троицы, когда отмечался День Святого Духа, на состоявшемся богослужении в храме епископ Могилевский и Мстиславский Софроний вручил Александру Васильевичу церковную грамоту и святую икону.

22 мая 2007 года под сводами Свято-Никольского собора торжественно звучало слово «Аксиос!» в честь тех, кто помог храму предстать перед прихожанами почти в прежнем своем величии. В переводе с греческого это слово означает «достоин», и пропетое на разные голоса «Аксиос!», как нельзя лучше, подходило для церемонии награждения — вручения орденов и медалей Святителя Кирилла Туровского всем, кто внес большой вклад в святое дело восстановления Свято-Никольского собора. А. В. Боровскому Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет вручил орден.

Вскоре после этого знаменательного события в одном из интервью Александр Васильевич сказал:

— Я очень люблю Бобруйск, город, где я родился и вырос, где и сегодня еще сохранилось много мест, которые помнят меня озорным, бесшабашным мальчишкой, амбициозным подростком, парнем, гордо шагающим домой с первой зарплатой, влюбленным и счастливым мужем и отцом, а сейчас уже и дедом… А город — это люди, которые в нем живут. Пожалуй, подсознательно мне всегда хотелось сделать что-нибудь очень хорошее для своих дорогих земляков, помочь тем, кому тяжело. Потому, будучи руководителем, и стремился добиваться производственных успехов, чтобы было законное основание поднять заработную плату на предприятиях — основу благосостояния каждой семьи. А какую-то конкретную помощь можно оказать одному-другому, а всем — это уже утопия.

Где-то в начале 90-х, в Рождественский сочельник, я увидел, сколько людей стояло у церкви, стремясь попасть на праздничную службу. По всей вероятности, это было не случайно, потому что именно тогда и возникло желание сделать все, от меня зависящее, чтобы в городе стало больше храмов, где каждый может разделить с Господом и свою беду, и свою радость. Только под святыми сводами можно быть уверенным, что тебя здесь примут и искренне полюбят таким, каков ты есть. Посмотрите, сколько сегодня в храмах молодежи — и венчаются, и детишек крестят, и на исповедь приходят… И я счастлив, что в возрождение двух городских храмов вложен и мой труд, а главное — там навсегда остались частички моего сердца и  души.

Сегодня, спустя несколько лет после того интервью с Александром Васильевичем, как-то сам собой возник вопрос: может, в тот рождественский вечер это было вовсе не личное желание, а напутствие и благословение Господа на большое и святое дело? Тем более что совсем скоро в городе откроется еще один храм — в честь иконы Божьей Матери «Целительница», который строится на углу улиц Минской и Гагарина. Место чудное: живописная поляна среди раскидистых ив, стройных сосен и кленов и в центре — очень гармонично вписавшаяся в этот великолепный природный пейзаж двухуровневая деревянная церковь. Да, в строительстве (как и в самой идее возведения) этого храма Александр Васильевич Боровский принимает непосредственное и активное участие. И вполне вероятно, что среди тех, кто придет сюда насладиться благодатным покоем, будут и те, кто обязательно зажжет свечу за здравие нашего земляка, чье имя уже при жизни стало фактически легендой.

Татьяна ЗОЛОТУХИНА. Фото из нашего архива.

РАНЕЕ НА САЙТЕ:

Гендиректор МАЗа Александр Боровский: «Я человек из Бобруйска, и там меня научили мудро мыслить».