Коляды в Петровичах

3776
В деревне Петровичи Бобруйского района к народным традициям относятся серьезно. Это в городе Коляды или Купалье — скорее забава и модное поветрие, а тут, «вдали от райцентра и главных дорог, где снег по оврагам особо глубок», традиционные белорусские календарные обряды — неотъемлемая часть жизненного уклада.

Говорят, белорусская традиция умирает. Уходят из жизни ее последние носители, деревенские бабушки-певуньи, которые из уст в уста,Говорят, белорусская традиция умирает. Уходят из жизни ее последние носители, деревенские бабушки-певуньи, которые из уст в уста, из поколения в поколение передавали народные песни. Во многом процесс этот объективный, от чего впрочем не менее грустно. Но не так в Петровичах!

Коляды в деревне Петровичи Бобруйского района.Коляды в деревне Петровичи Бобруйского района.

Как водится, калядовщики одни не ходят. Они козу с собой водят. Как водится, калядовщики одни не ходят. Они козу с собой водят.

Коляды в деревне Петровичи Бобруйского района.Коляды в деревне Петровичи Бобруйского района.

Зинаида Сергеевна Бородин в свои 82 года и споет, и спляшет, и козу поводит. Дай ей БогЗинаида Сергеевна Бородин в свои 82 года и споет, и спляшет, и козу поводит. Дай ей Бог здоровья!

В этом смог лично убедиться корреспондент «Вечернего Бобруйска».

Говорят, белорусская традиция умирает. Уходят из жизни ее последние носители, деревенские бабушки-певуньи, которые из уст в уста, из поколения в поколение передавали народные песни. Во многом процесс этот объективный, от чего впрочем не менее грустно. Но не так в Петровичах! Здесь неразрывную обрядовую эстафету, словно нить деревянной самопряхи, подхватили участницы фольклорной группы «Спадарушкi» при местном клубе-библиотеке. Благо посчастливилось им застать тех самых бабушек, таких например, как Зинаида Сергеевна Бородин, которая и сегодня в свои 82 года и споет, и спляшет, и козу поводит. Дай ей Бог здоровья!

Вот казалось бы, сельская художественная самодеятельность, великое ли дело? Но здесь, в Петровичах, визит колядовщиков-«шчадрух» в Святочный вечер — главное событие. Его ждут, к нему готовятся, прибирают в хате, накрывают на стол. Перезванивают, напоминают, чтобы не забыли зайти. А как же иначе? Ведь «шчадрухи» счастье и благополучие в дом зазывают на целый год вперед! А без счастья как же? Потому всякий раз и звучит рефреном обязательное пожелание хозяевам: «Дай, Бог, праважаці i на лета даждаці, у радасці, у карысці, у добрым здароўі». Какой уж тут концерт самодеятельности? Магия чистой воды!

Каждому члену семьи поется своя величальная «шчадроўка». Рачительная хозяйка получала похвалу — «Гаспадынечка-перапёлачка, а ў цябе каўбас поўна полачка» – конечно, с намеком щедро угостить колядовщиков. Хозяину желали «свечы сукаці да дачок аддаваці, сыту сыціці ды сыноў жаніці». Самим же молодым сыновьям прочили удачный брак и, кроме того чтоб «радзiла жыта, пшанiца ды ўсякая пашнiца». И традиционно восторгались красотой молодых девушек — «Ой, ясна, красна каліна ў лузе. Ой красней, ясней, Кацечка, у бацькі. Па двару хадзіла — увесь свет адгасіла».

Как водится, калядовщики одни не ходят. Они козу с собой водят. Коза в Петровичах знатная: рогатая, хвостатая, кудлатая, бодатая — словно немного поддатая. И ее тоже ждут в каждом доме. Ведь где коза рогом, «там жыта стогам», где коза ногой, «там жыта капой», где коза хвостом, «там жыта кустом». Да только слаба здоровьем козонька, падает всякий раз посреди хаты. А чтобы коза встала, «дайце казе сала, дайце казе грошы, каб не вялiся вошы, дайце казе гарэлкi, каб не бiлiся талеркi». Ну какая же хозяйка пожелает, чтобы бились ее любимые тарелки или, упаси Господи, завелись вши? Вот и кладет болезная денежку козе прямо «ў ляпу». На том и сказке конец.

Большая деревня Петровичи, да жилых дворов мало осталось, – жалуются колядовщики. – Пока из конца в конец дойдешь, замерзнешь. А пропустить никого нельзя, обидятся. В соседних Мачулках и Мартыновке, куда они направились сначала, положение и того хуже. Молодежь переезжает в город, а дома выкупают городские дачники. Им деревенские традиции чужды. Вот почему директор клуба Юрий Бобиков всегда вздыхает, говоря о сохранении народных традиций.

Но есть в Петровичах свой особый обряд, который завершает колядование. После обхода трех деревень все участники собираются на перекрестке дорог и под обрядовую песню сжигают копну сена с колядного воза. Вместе с дымом улетают в ночную тьму беды и ненастья прошлого года. Горит костер, а вокруг него идет хоровод — вечный как само время.

С новым годом из Петрович!

Александр ЧУГУЕВ. Фото автора.

Другие фото с празднования Коляд смотрите в нашей фотохронике от 13 января:

часть 1 | часть 2