Взять любой ценой. Польско-французский «блицкриг» под Бобруйском

3127

Танки «Рено» выдвигаются на позиции.Танки «Рено» выдвигаются на позиции.

Первая Мировая война стала тяжелым испытанием для европейского континента. Воюющие стороны соревновались в разработке оружия и способов уничтожения врагов. Одним из наиболее важных изобретений стали танки. Впервые эти гусеничные монстры были использованы в боевых действиях на Западном фронте 15 сентября 1916 г. Тогда английский танковая атака под Соммой вызвала страшную панику у немцев. Но мало кто знает, что первое использование танковых войск на востоке европейского континента произошло в 1919 году в Беларуси, во время польско-большевистской войны. Как это не парадоксально звучит, но к моменту начала конфликта с Советской Россией, танковый потенциал польского государства был одним из наиболее значительных в Европе.

Весной 1919-го по инициативе командующего польской армии во Франции генерала Юзефа Галлера на базе французского 505-го танкового полка был сформирован 1-й танковый полк Войска Польского. Согласно приказу от 15 марта 1919 г. эта боевая единица состояла из 5 рот, а офицерские и командирские должности в ней заняли французские танкисты. В июне того же года полк прибыл в Польшу и расквартировался в Лодзи. В его состав вошло 120 суперсовременных на то время танков Рено ФТ-17 (Renault FT-17), из которых 75 было с пушечным и 45 с пулеметным вооружением. Командовал полком французский майор Жюль Маре.

Французский танк "Рено" в Польше

В августе 1919 г. польско-большевистский фронт быстро двигался на Восток. После захвата поляками Минска Красная армия готовилась к обороне на линии Борисов-Бобруйск-Шацк. Советская 16-я армия под командованием М. Сологуба получила приказ оборонять населенные пункты Долгиново, Волоки, Докшицы. Большевики готовились к длительной обороне, и даже не могли себе представить какое оружие против них использует противник. Польская вторая дивизия легионов занимала позиции на линии Плиса-Лужки, а севернее действовала комбинированной Велькопольский дивизия под командованием генерала Д.Коножевского.

24 августа 1919 командующий Литовско-Белорусским фронтом генерал-поручик С.Шептицкий приказывает своим войскам начать наступление на Бобруйск 27 августа. Однако из-за того, что в состав дивизии Коножевского была включена вторая рота 1-го танкового полка, которой требовалось время, чтобы добраться до места боевых действий, дата начала наступления была перенесена на сутки вперед. Уже 18 августа 1919 года транспорт с танками под командованием капитана Жана Дюфура выехал со станции Лодзь Калиска в сторону Лиды. В Ясень танки прибыли 27 августа в 20.30.

Танк "Рено ФТ-17" в музее бронетанковых войск в Кубинке

Наступление на Бобруйск должно было происходить по трем направлениям. Первая группа войск подполковника Арнольда Шиллинга должна была форсировать реку Волчанка и ударить на Бобруйск через деревню Панюшковичи. Вторая группа под командованием полковника Бризана наступала в центре через Кисилевичи и Богушевки. Третья группа подполковника Владислава Андерса (того самого, который в 1941-м возглавит Войско Польское в СССР) осуществляла наступление на правом крыле и должна была захватить бобруйские мосты.

Бобруйск защищали 67-й и 68-й стрелковые полки 8-й пехотной дивизии красной армии, два батальона моряков, 3 бронепоезда, 4 пушки, несколько броневиков, 25 пулеметов. Всего в городе на Березине находилось 2500 красноармейцев,  которые заняли окопы на старых русских оборонительных позициях у реки Волчанки.

Танки двинулись из Ясеня в полночь. Марш был довольно тяжелым, так как территория боевых действий была болотистой. Значительное количество мелиоративных рвов создавало трудности для французских танкистов. Белорусские крестьяне массово выходили на дороги, чтобы собственными глазами увидеть новый вид оружия.

Подарок из Афганистана, танк "Рено ФТ-17"  уже в Познани.

Из Барановичей танки выдвинулись в направлении Киселевич. Вскоре колонна «Рено» приблизилась к реке Волчанке. И тут по ней начали стрелять пушки с большевистского бронепоезда, который находился возле деревни Бибковщина.

Одновременно французов атаковали красноармейцы, обстреливая танки из пулеметов. На поддержку танкистам двинулась польская пехота из 4-го полка Великопольских стрелков. Первый танковый взвод двинулся в направлении на север от дороги Барановичи-Воложино, а два других устремились на юг. Танки, вооруженные пушками, обстреливали позиции советской артиллерии, а пулеметные концентрировали огонь по окопам, в которых засели красноармейцы.

Вскоре ФТ-17 дошли до реки Волчанки, однако обрывистый берег не позволил сходу форсировать водную преграду. Танки развернулись и начали обстреливать отступающих большевиков. Один из танковых взводов все же нашел удобное для переправы место и, оказавшись на противоположном берегу, начал фланговый обстрел советских позиций. При этом «Рено» прорвали пять рядов колючей проволоки и сделали проход для пехоты. Красноармейцы начали сдаваться в плен. Поляки продолжили преследование отступающих большевиков, однако танки вынуждены были остановиться. Оказалось, что два из них повреждено, а две другие машины ушли под воду по самую башню.

Копия танка "Рено ФТ-17" в Музее Войска Польского в Варшаве

Пока танкисты разбирались с поврежденными машинами и пытались вытащить затопленные танки, польские саперы ремонтировали мост через Волчанку. Однако вскоре поляков атаковали советские бронеавтомобили. На помощь саперам было направлено несколько танков. Один из них, подъехав к мосту, выстрелил по броневику. Снаряд попал точно в цель. Советский бронеавтомобиль взорвался. Вторая машина со звездой на борту отступила. Вскоре мост был отремонтирован и «Рено» двинулись догонять пехоту.

Под Семково наступление польских пехотинцев задержал огонь советских пулеметов. Казалось, что «польско-французский блицкриг» захлебнулся, но появление танков переломило ситуацию в пользу поляков. Второй взвод лейтенанта Форэ атаковал советские окопы и выбил находящихся там красноармейцев. В 5 км от Бобруйска в танках закончилось горючее, и французы вынуждены были остановиться.

В то время, когда французские танкисты отдыхали, польская военная группа полковника Брезана приблизилась к городу и, захватив железнодорожную станцию «Бобруйск», атаковала советский гарнизон в крепости. Группа подполковника Шиллинга после тяжелой переправы через Волчанку прорвала большевистскую линию обороны и также ворвалась в город. Наконец, группа подполковника Андерса вошла в Бобруйск со стороны фольварка Ворновичи, захватывая железнодорожную станцию «Березина». Окончательно город был захвачен поляками 28 августа 1919 года.

Французские танки после передачи их польским экипажам

Отступая в направлении Жлобина и Рогачева, красноармейцы уничтожили мосты, что заставило польские войска отказаться от дальнейшего преследования противника. Польские трофеи во время боев за Бобруйск были значительными: 500 военнопленных, две пушки, 35 железнодорожных вагонов, много пулеметов и винтовок. Однако в боях под Бобруйском и сами поляки понесли ощутимые потери. Во время одной из контратак красноармейцы сумели захватить два французских танка. Судьба их экипажей неизвестна.

"Рено ФТ-17"  из Афганистана

За участие в боях за Бобруйск польским «Крестом храбрых» были награждены командир 1-го танкового батальона майор Альбер Маршан, командир танковой роты капитан Жан Дюфур и командир взвода подпоручик Фердинанд Браке. После боев на Березине французы участвовали в боевых действиях под Динабургом. Вскоре после этого французские экипажи отбыли на родину, передав свои машины полякам.

Эпилог

Одной из наиболее громких новостей в сегодняшней Польше, является информация о том, что Польша получила в дар от Афганистана старый танк «Рено ФТ-17», который долгое время находился возле здания Министерства обороны в Кабуле. После тщательного анализа боевой машины, американские историки отметили, что, скорее всего, этот танк был одним из тех, которые Франция направил в Польшу в 1919 г. Несколько этих машин попала в руки большевиков под Бобруйском в августе 1919 г. В начале 1920-х молодое государство Советов имело хорошие отношения с Афганистаном. Скорее всего, французские танки стали подарком большевиков для афганского шаха. И вот, наконец, одна из потерянных на Березине боевых машин возвратилась на родину.

Игорь МЕЛЬНИКОВ, редактор портала «Историческая правда».