Директор социально-педагогического центра Ольга Алексеевна Кушнер.
1980 год. С родителями, братьями и сестрами. Ольга — третья в верхнем ряду.
С супругом Александром Петровичем.
Цитата: «Работе я отдаюсь полностью, не считаясь ни со временем, ни с выходными»
Родилась: 5 июля 1961 года в д. Воевичи Кличевского района Могилевской области.
Училась: Поле окончания Кличевский средней школы поступила в педучилище им. Ушинского в Могилеве, на специальность «дошкольное воспитание», затем получила специальность «методист, преподаватель детской психологии и педагогики» в минском государственном институте им. М.Горького (ныне университет им. Танка), позже получила специальность социального педагога в Академии последипломного образования.
Работала: В 1983 году по направлению приехала в Бобруйск, и работала в детском саду №31 — воспитателем, методистом, заведующей. После 13 лет работы в дошкольном учреждении перешла в школу — воспитателем группы продленного дня во вспомогательной школе, социальным педагогом и учителем в СШ №16, затем — заместителем директора в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. С 2005 работает директором СПЦ Ленинского района.
Семья: Супруг Александр Петрович всю жизнь работает водителем — ранее в ГАП №1, с недавних пор на частной фирме. Вместе они уже более 30 лет. Сыну Сергею 30 лет, работает на «Красном пищевике» карщиком, учится в БНТУ, женат. Внукам Даниле и Саше 9 лет и 1 годик соответственно.
«За все, что я имею в жизни, я благодарна родителям»
— Ольга Алексеевна, рассказ о себе начните с самого начала — с детства.
— У нас была большая семья, в которой воспитывалось 5 детей. В одном доме дружно жили три поколения. Родители растили нас в строгости и труде. Мы ходили в школу, домашние обязанности были на нас — и корову пасти, и огороды пополоть, и посуду помыть, убрать. И это дало свои плоды — все пятеро детей работают в разных областях, но все самостоятельные, серьезные, имеют свои семьи. Старший брат Алексей живет Могилеве, работал инженером на предприятии «Строммашина», сейчас уже на пенсии. Брат Виктор — в Борисове, он врач венеролог-дерматолог. Сестра Елена — воспитатель в детском саду №19 Бобруйска. Брат Сергей проживал в Осиповичах, работал в прокуратуре, а сейчас — судьей в Глуске. Родители мои — Алексей Михайлович и Надежда Адамовна Голынские, слава Богу, живы, проживают в д. Воевичи Кличевского района. Они немолоды — маме 74 года, папе скоро 80 по паспорту (а нас самом деле 82), но они вместе, бодрятся, имеют небольшое хозяйство. Несколько лет назад родители отметили золотую свадьбу, и наконец, повенчались. Мы все по сегодняшний день очень близки, и наши дети, невестки, зятья иоже. За все, что я имею в жизни, я благодарна родителям.
— Чем запомнились школьные годы?
— Первых 3 класса я училась в своей деревне. Как только пришла в первый класс, и увидела свою первую учительницу Нину Аркадьевну Харлап, сразу решила, что буду учителем. С 4 класса ходили в школу в Кличев, тогда городской поселок, это в 10 километрах от нашей деревни. До остановки автобуса пешком 3 км, места в нем не всегда были. Так что часто приходилось идти пешком до самого Кличева, а еще чаще —возвращаться пешком домой, потому что я еще оставалась на факультативы, занималась в драмкружке в Доме культуры. Позже немного разбогатели, и мама купила нам 2 велосипеда, чтобы мы могли ездить в школу. Училась я хорошо, окончила школу с одной четверкой. Учиться люблю по сей день, получаю удовольствие от курсов, семинаров.
«Бывают и положительные примеры, которые вселяют веру в людей, и в то, что мы работаем не зря»
— Ольга Алексеевна, чем занимается ваш социально-педагогический центр?
— В 2005 году впервые в Бобруйске были открыты социально-педагогичские центры Ленинского и Первомайского районов. Целью их создания является помощь семьям, детям, подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Жизненные ситуации бывают разными — то ли ребенок попал в дурную компанию, и у него начались какие-то поведенческие отклонения, то ли он в силу своих особенностей склонен к бродяжничеству, воровству, другим негативным проявлениям. То ли в семье родители или один из родителей злоупотребляют спиртными напитками, наркотиками, и ребенок проживает в этой неблагоприятной ситуации, то ли родители в стадии развода, делят ребенка, имущество, выясняют отношения, и все это крайне негативно влияет на психику ребенка. Во всех этих ситуациях наши центры призваны помогать детям и родителям.
Ольга Кушнер: «Если вам известны факты, когда ребенок не досмотрен, его родители пьют, в семье происходят частые конфликты, не оставайтесь равнодушными. Обращайтесь в отдел образования, органы опеки по телефону: 52-13-51. Наш телефон доверия: 52-14-75 (с 8.00 до 18.00), директора: 52-34-30. |
— И какую помощь им оказываете?
— У нас работают юрисконсульт, психологи, социальные педагоги, методисты. Иногда за помощью обращаются вполне благополучные семьи. Мы помогаем им, начиная с беседы, консультации, и заканчивая коррекционными занятиями с родителями и детьми. А между этим —диагностика, изучение ситуации в семье, личностных характерологических особенностей как детей, так и родителей, взаимоотношений между взрослыми и детьми и между взрослыми. Исходя из тех проблем, которые выявлены при диагностике, и строятся потом коррекционные занятия. Часто для изменения ситуации необходимо немножко изменить взгляды, модель поведения родителей и детей. Когда родители здравомыслящие, прислушиваются к нашим рекомендациям, советам, ситуацию можно изменить. Сложнее, когда родители пьют, употребляют наркотики, не идут на контакт, скрываются. К сожалению, это наш частый контингент. В этих случаях приходится обращаться за помощью в органы внутренних дел.
— Как вы узнаете о таких семьях?
— У нас хорошо работает система информирования, взаимодействия по выявлению неблагополучия. В этой системе связаны все органы, структуры, организации, учреждения, которые сталкиваются с семьей, начиная с детского сада, и даже с рождения. Например, ребенок только родился, его навещает медсестра с поликлиники. Если она видит, что в семье происходит что-то неладное, она информирует об этом отдел образования. О неблагополучии в семье могут сообщать работники детского сада, школы, колледжа, территориальный центр социального обслуживания, управление соцзащиты, и так далее. На основе этого формируется банк данных несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении (СОП).
У нас свой банк данных, у «первомайцев» свой
— И сколько детей сегодня в вашей базе данных?
— На 1 ноября было 125 несовершеннолетних из 101 семьи от 0 до 18 лет. Это 81 школьник, 31 — дошкольник, 5 человек с СУЗов, и 13 детей неорганизованных, то есть тех, кто не посещает никакие учреждения. В последние годы эта цифра практически не колеблется. Когда-то у нас в базе было и 230, и 162 ребенка. Наверно, наступил тот период, когда мы уже выявили и охватили почти всех.
— Часто ли удается нормализовать ситуацию в семье? Если этого не происходит, какова дальнейшая судьба детей?
— Согласно закону об основах по профилактике, несовершеннолетний находится в банке СОП не менее 6 месяцев. Если в течение этого времени ситуация в семье нормализуется, ребенка выводят из базы. По нормализации ситуации мы выводим больше 50%. Но, увы, бывают ситуации, когда изменить ничего не удается, и детей приходится признавать нуждающимися в госзащите и изымать из семьи. За 11 месяцев этого года по ленинскому району было признано нуждающимися в госзащите 29 несовершеннолетних.
Малыши до 3 лет направляются в Дом ребенка или в больницу, с 3 до 18 — в детский социальный приют, и в этом случае родителям дается еще пол года на исправление. Конечно, это неприятная функция, но иногда ситуация в семье может угрожать здоровью, и даже жизни ребенка. Вот недавно был у нас случай с семьей, которая уже стояла на учете. На улице был мороз, новорожденный ребенок находился в неотапливаемом доме. Бабушка, которая там жила, попала с обморожением в больницу. Страшно представить, что могло бы быть с ребенком, если бы не наш еженедельный контроль.
— В вашей практике бывают самые разные примеры…
— К сожалению, больше плохих примеров. Так, у нас уже раньше состояла в банке СОП семья. Молодая женщина Оксана имела двоих детей, выпивала, за детьми не ухаживала. Ее лишили родительских прав, отец детей забрал их на воспитание. Мама нашла себе следующего мужчину, родила еще троих детей. Мы ей во всем помогали, поддерживали, какое-то время она держалась. Но в результате однажды приходим к ней, они пьяные, женщина побитая вся. Пришлось в тот же день забирать детей, и помещать в дом ребенка, больницу, и детский приют. На сегодняшний день дети в госучреждениях. Что будет дальше с семьей, не знаю. Случается, что вполне приличная семья не может пережить стресс, и тоже попадает в разряд неблагополучных. Есть у нас такой пример: он бывший военный, на пенсии, и она была приличная женщина. У них умер близкий человек, и они начали сильно пить. Он вроде нормальный человек, но как напьется, начинает драться. Ребенка у них забрали, потом вернули, и они вновь сорвались. Мы были готовы в очередной раз забрать ребенка, но они клятвенно заверяли, что такого больше не повторится. Они пошли вместе в наркодиспансер, пролечились, приходили к нам красивые, свежие, чистые, в квартире чистота и порядок. Ну, дай Бог, чтобы они своего мальчишку воспитали. Бывают и положительные примеры, которые вселяют веру в людей, и в то, что мы работаем не зря. Вот история о женщине с красивым именем Любовь. Она родила 5 детей, без мужа, мужчины периодически менялись. Женщина сильно пила, уже доходила и вовсе до непотребного состояния. Детей пришлось изъять, а ее лишить родительских прав в отношении всех пятерых. Женщину, как обязанное лицо, устроили на работу, с ней работали врачи, психологи. И вот Любовь в очередной раз забеременела и… бросила пить. Не знаю, что послужило причиной — то ли лечение, то ли общение, или какое-то переосмысление жизни. Она родила ребенка, восстановилась в родительских правах, забрала домой всех пятерых детей. Вот уже 4 года она не пьет. Недавно Люба заглядывала к нам — чистенькая, свеженькая. Сказала: «Мужики мне больше не нужны, нужны только мои дети». Дай Бог, ей не вернуться к прежней жизни.
«Работе я отдаюсь полностью»
— С начала этого года к вам присоединили детский социальный приют. С какой целью это сделано?
— Да, с 1 января к СПЦ Ленинского района присоединили детский социальный приют на Спартаковской, который ранее был городским. Почему он не остался отдельным государственным учреждением образования? Потому что вышел новый закон об образовании, и там как такового понятия как «ГУО: детский социальный приют», нет, там только есть понятие: «Государственное учреждение образования: социально-педагогический центр». Но, конечно, и дети с Первомайского района при необходимости помещаются в приют.
— Расскажите о своем коллективе.
— Когда мы начинали, в центре работали только я, два социальных педагога, и один психолог. На сегодняшний день у нас 17 человек — директор, заместитель, 4 психолога, 8 социальных педагогов, четверо из которых находятся в отделе образования. И в приюте еще 18 педагогов, 15 воспитателей, 1 психолог, социальный педагог и заведующая. Становление коллектива длилось долго — люди уходили, приходили, опять уходили, потому что работа сложная, много негатива, и не каждому под силу это выдержать. Но вот уже почти 4 года у меня стабильный коллектив. Все молодые, ответственные, у всех высшее образование. Хотела бы отметить педагогов социальных: Трофимову Светлану Викторовну, Тимощенко Татьяну Сергеевну, Яковлеву Светлану Евгеньевну, педагога-психолога Ерошевич Елену Викторовну, методиста Карчевскую Алесю, моего заместителя Аллу Григорьевну Серову, юрисконсульта Павлович Валентину Сергеевну. Да кого не назови, у меня все ответственные, порядочные. Я благодарна всем, кто работает со мной.
— Работа у вас не из легких в моральном плане. Как расслабляетесь?
— Да, работе я отдаюсь полностью, не считаясь ни со временем, ни с выходными. И морально действительно тяжело, нельзя воспринимать спокойно весь тот негатив, с которым сталкиваешься. Иногда мне просто необходимо побыть одной, и тогда я на недельку съезжаю на свою дачу за Бабино. Просто там копаю, сажаю, отдыхаю, ни с кем не общаясь и не созваниваясь. И этого мне хватает, чтобы отдохнуть и расслабиться. Хотя я человек очень общительный, люблю людей, но иногда это одиночество просто необходимо.
НАША АНКЕТА
Кто вы по Знаку зодиака? — Рак.
Ваша любимая книга? — Со школьной скамьи очень люблю читать. Из последних прочитанных мной книг меня потрясла фантастика «Планета обезьян», она заставляет задуматься о будущем человечества. До глубины души впечатлил стих Андрея Дементьева «Никогда, никогда ни о чем не жалейте».
Ваш любимый фильм? — «Мачеха», «Земля Санникова».
Ваша любимая музыка? — Мне нравятся песни со смыслом, многие из кинофильмов. Очень люблю романс «Любовь и разлука», «Песню друзей» Евгения Мартынова, сама люблю петь.
Любимое блюдо? — Обожаю свежие огурцы, готова их есть бесконечно без всяких приправ и салатов. Мое фирменное блюдо — салат «Мимоза».
Ваш любимый напиток? — Апельсиновый сок. Ко всем алкогольным напиткам равнодушна.
Где вы любите отдыхать? — Обожаю путешествовать. Не могу похвастать разнообразием туристических поездок в дальнее зарубежье, по возможности путешествую по России, Беларуси. Раньше часто бывали на море, последние годы меня туда не тянет, больше привлекает лес, зелень. Очень часто бываю у родителей, это святое.
Ваше жизненное кредо? — Умей понять, простить и помочь.
Верите ли в жизнь после смерти? — Я крещенная, православная, верю в Бога. Но мне трудно представить жизнь после смерти.
Ирина РЯБОВА. Фото автора и из семейного альбома гостьи.