Цыганский барон Николай Боровой в гостях в редакции «Вечернего Бобруйска».
Цитата: «Большинство цыган в Титовке работает. Ведь жить надо. Кто не работает, тот занимается мелким бизнесом»
Родился: в г. Ветка Гомельской области в 1952 г.
Учился: в Минске и Бобруйске.
Работал: эпизодически.
Семья: с женой Серафимой Демьяновной вырастили сыновей Арсена и Михаила, есть восемь внуков.
«Сейчас мы ближе к цивилизованному образу жизни»
— Николай Николаевич, жизнь цыган, несмотря на то, что они в Титовке живут достаточно долго, для коренных бобруйчан загадка. Но для начала расскажите о себе.
— Прежде всего я должен сказать, что являюсь председателем цыганской ассоциации. Цыганский барон — это не совсем правильно. А о себе… Родился в городе Ветка Гомельской области. Детство прошло в Минске, куда родители переехали, чтобы быть поближе к родственникам. Там я окончил 8 классов, учился в музыкальной школе по классу аккордеона, учился играть на гитаре. Отец в прошлом участник партизанского движения. Кажется, он партизанил на Кличевщине. В свое время, когда городской совет ветеранов возглавлял Арбузов, при его участии отец и другие партизаны собирались. Отца уже нет. Матери тоже.
Когда был подростком, семья переехала в Бобруйск. Здесь я получил среднее образование, в 18 лет меня призвали на действительную военную службу. Служил в Москве. После службы снова приехал в Бобруйск, женился, пошли дети.
— А жить в таборе вам не приходилось?
— Нет, таборы были до меня. В Ветке цыгане жили оседло, в домах, в Бобруйске тоже.
— Коренное население города воспринимает цыган мифически: по художественной литературе, кино, рассказам других. Поэтому и отношение к ним неоднозначное, порой полярное, от романтического восприятия до утверждения, что все цыгане воры. Давайте построим наш разговор так, чтобы получить ответ на все мифы, сложенные о вашей нации. Вот, вы учились в музыкальной школе, наверное, и сейчас играете, и давно уже бытует убеждение, что все цыгане чуть ли не музыкантами рождаются. Это так?
— Я скажу по-другому. В те времена, когда цыгане жили таборами, чем им было заниматься длинными вечерами? Телевидения, кино, магнитофонов, караоке тогда не было. Собирались, ставили шатры, разжигали костры, пели, плясали. Теперь этого нет. Хотя многие и поют, и танцуют. Я тоже регулярно играю.
— А никто из Бобруйских цыган в артисты, например, в цыганский театр «Ромен» не попал?
— Нет, я о таких не слышал. В Минске в какой-то концертной группе наши есть, а в Москве нет.
— Никогда не ставился вопрос о том, чтобы в Титовке открыть свой цыганский клуб?
— Давно, когда я еще не был бароном, ходил в горисполком с предложением открыть наш театр. Человек из отдела культуры обещал посодействовать, но потом ушел с должности. Не получилось.
— Еще миф (или правда) о цыганах: что все они не хотят работать и не работают. Помнится, лет тридцать назад об одном цыгане как о герое труда писали — он работал водителем автобуса.
— Все цыгане живут по-разному. Раньше в самом деле почти никто не работал, многие воровали. Сейчас мы ближе к цивилизованному образу жизни. И большинство цыган в Титовке работает. Ведь жить надо. Кто не работает, тот занимается мелким бизнесом — собирают и сдают металл, ездят за товаром в другие города, торгуют. Я работал охранником на шинном и на заправке. Плохо, что молодежь сейчас не думает о завтрашнем дне и не старается работать.
«Я сожалею, что не учился»
— Некоторые бобручане говорят: вот цыгане бедные, безработные, а какие коттеджи понастроили…
— Каждый строится по-своему. Кто-то занимается коммерцией, кто-то имеет другие доходы, родные помогают. Когда мы строили дом, жена торговала, я занимался хозяйством. Строительство затягивается на годы, и постепенно средства находятся.
— Еще один миф — цыгане не учатся...
— Такое есть. Наша нация никогда не стремились учиться. Я вот по себе сужу и думаю: почему дальше не пошел учиться? Без учебы человек ничто. Выучись я в молодые годы, было бы легче работу найти, да и к этому возрасту уже, может быть, был бы на солидной должности. Может быть, не стал бы бароном, зато был бы специалистом в какой-то отрасли. В общем, я сожалею, что не учился. Если бы сейчас вернуть жизнь, продолжил бы учебу. Сейчас ругаю внучат, когда они ленятся.
— А кто-то из цыган учится в вузе?
— Один мой знакомый в свое время выучился, был заведующим столовой, потом женился и уехал в Минск. Сын минского барона учится на юриста. Есть и другие примеры, я о них слышал, но достоверно не знаю.
— Много говорилось и писалось в литературе о цыганских гаданиях. В самом ли деле у цыганок-ворожей такие экстрасенсорные способности? Верят ли им сами цыгане?
— Раньше гадали в основном женщины преклонного возрастаю. Сейчас — и молодые, и немолодые, есть те, кто сам идет в город гадать, и есть те, к кому приходят. Гадают в основном на картах.
— А вам приходилось пользоваться услугами гадалок?
— Нет. Но когда я служил в армии, моя мать гадала на меня.
— Еще один миф, который косвенно находит подтверждение в милиции: цыгане торгуют наркотиками.
— Это имело место. Некоторые цыганские семьи занимались такой торговлей. Но сейчас, как я считаю, этот бизнес отошел. Почему я так думаю? Потому что среди своих больше не видно наркоманов. Еще один признак — наркоторговцев периодически обворовывают. А краж и грабежей у нас в Титовке сейчас нет. Конечно, и милиция в этом вопросе заняла правильную позицию. Без нее, конечно, это зло не истребить.
«Даем на примирение два месяца»
— Коль сейчас цыгане не собираются, как прежде, возле костров, на что они тратят свое время?
— У всех есть дома, огороды, хозяйство, и это требует времени. Один житель Титовки, Яков Николаевич Колдыбенко, разводил племенных арабских скакунов, и дело у него было поставлено на широкую ногу, профессионально. Но год назад он умер, и бизнес стал затухать. Многие цыгане имеют лошадей, это хорошая помощь в хозяйстве. У кого-то есть машины.
— Говорят, у цыган бывают свои внутренние разборки, которые разрешаются без милиции и прокуратуры?
— Бывают. И зачем привлекать милицию, прокуратуру, если можно обойтись без них? Например, если муж и жена решили разойтись и не знают, как поделить имущество, то я как барон и вся наша община собираемся и помогает им…
— Да, в суде это не скорая песня, а еще и платить пошлину придется — и за развод, и за раздел…. А у вас это быстро, наверное?
— Не скажу, что быстро. Чаще всего даем на примирение два месяца. Потом добавляем еще два. Так порой и до года доходит. Одна пара после года примирилась и снова стала жить вместе.
— Давно существует убеждение, что цыган в семье абсолютный хозяин, жена обязана беспрекословно ему подчиняться…
— В цыганской семье если мужчина сказал, то так и должно быть. Он старший. А жена обязана подчиняться.
— И еще есть убеждение, что цыган обязательно и регулярно «воспитывает» свою «половинку» вожжами.
— Нет, это давно прошло. Сейчас только словами. В семье муж и жена должны понимать и уважать друг друга.
— Давайте продолжим разговор о мифах. Просто легенды ходят о цыганской любви. Даже Максим Горький отдал дань этой теме. Но в жизни мы иногда видим обратное: цыганка-мать бросает несколько своих детей и уходит за любимым.
— Все бывает. Это жизнь. Сейчас, когда цыгане стали больше общаться с белорусами, русскими, случается, что они решаются связать себя семейными узами с представителями других национальностей, хотя у цыган это не приветствуется. Но тут ничего не поделаешь. Что их сдержит? У нас роспись в ЗАГСе — это формальность, что она даст, если люди решились развестись? Другое дело венчание в церкви. Обычаи сватовства и венчания у нас соблюдаются.
— Борются ли цыгане с вредными привычками, которые сейчас характерны всем — употребление алкоголя, курение?
— В этом цыгане, наверное, не отличаются от белорусов. У нас все курят, и женщины тоже, и все выпивают. Но если мужчина находится на каком-то торжестве, например, на свадьбе, он должен держать себя в рамках, не напиваться.
— Из ваших ответов можно сделать вывод, что цыгане вполне цивилизованный народ.
— Хотелось бы этого, но не всегда получается. На асфальтовом заводе в Титовке уже давно природный газ, подведен он и в Бабино, что в нескольких километрах, а мы отапливаем дома и готовим пищу, как 30-40 лет назад. Так что до настоящей цивилизации мы еще не дожили.
Александр МАЗУРЕНКО. Фото автора и из семейного архива гостя.