Олег Титов: «Мечта» больше не может ходить на Белый Берег»

3197

Для повышения рентабельности в следующем году предполагается уменьшить количество рейсов прогулочным катером «Мечта». Для повышения рентабельности в следующем году предполагается уменьшить количество рейсов прогулочным катером «Мечта».

Директор «Водоканала» Олег Титов.Директор «Водоканала» Олег Титов.

На одной из планерок в горисполкоме директор БУКПП «Водоканал» Олег Титов сообщил, что по сравнению с прошлым годом количество пассажиров, перевозимых прогулочным катером «Мечта», уменьшилось, и с начала текущего года судно принесло предприятию 104 миллиона рублей убытков...

Информация, опубликованная 4 октября на сайте bobruisk.ru, вызвала широкий резонанс и стала поводом для многочисленных комментариев читателей, где они сходятся во мнении, что ставшую фактически одной из городских достопримечательностей «Мечту» непременно следует сохранить и предлагают свои способы повышения рентабельности прогулочного катера. Собрав мнения посетителей сайта и читателей газеты «Вечерний Бобруйск», наш корреспондент обратился за комментариями непосредственно к директору «Водоканала» Олегу Титову.

Олег Валентинович, каковы причины снижения рентабельности прогулочного катера, и какие, на ваш взгляд, действия следует предпринять для исправления данной ситуации?

– Происходит это потому, что не окупаются затраты. Пассажиров мало, и в то же время мы не можем повысить стоимость билетов. Тогда пассажиров станет еще меньше. Мы реально оцениваем платежеспособность населения.

Для повышения рентабельности в следующем году мы предполагаем уменьшить количество рейсов. Может быть, сведем до одного в выходной день. И если раньше двадцати человек на борту было достаточно, чтобы выпустить судно в рейс, теперь, возможно, для этого потребуется собрать тридцать человек.

Александр Ковалев, матрос-кассир теплохода "Мечта".

Каковы основные затраты на содержание и эксплуатацию катера? Также ранее вы сказали, что повысить рентабельность можно путем изменения действующей амортизационной политики. Что это значит?

– Амортизация предусматривает ежемесячные отчисления на капитальный ремонт судна. Существуют установленные государством нормы амортизации. Они определяют, сколько процентов от балансовой стоимости судна нужно отчислять в амортизационный фонд. Так например, по государственным нормативам нужно рассчитывать, что он отходит двадцать лет до капитального ремонта. Но здесь есть нюанс. Директора предприятий вправе устанавливать увеличенный срок амортизации. Продлив его до тридцати лет, можно снизить ежемесячные отчисления. Соответственно, и затраты на содержание также станут меньше.

Кроме того, в статью расходов стоит отнести топливо и зарплату экипажа. Капитан у нас наемный, работает по трудовому соглашению, обходятся его услуги недешево. Поэтому в этом году мы выводим на аттестацию своего работника, который до этого в период навигации работал старшим помощником капитана.

Также надеюсь, что в новом сезоне не будет таких убыточных рейсов, как в прошлом. Например, нам пришлось потратить едва ли не 50 миллионов, чтобы отправить теплоход на праздник в Александрию. Выручка от проката судна там была несоизмерима с затратами на транспортировку.

Наши читатели очень близко восприняли ситуацию с прогулочным катером. Большинство считает, что «Мечта» стала одним из символов нашего города, и предлагают непременно сохранить судно. Но есть и иные мнения. Так, например, один читатель предлагает продать катер частникам. Мол, расход топлива составляет около 25 литров в час, и при цене билета, соответствующей стоимости трех литров дизтоплива, эксплуатация судна должна окупаться.

– Ну, реально расход топлива еще меньше — примерно 15 литров в час. Но ведь себестоимость поездки складывается не из одной солярки. Здесь не учтены многие другие расходы.

Другой читатель предлагает поступить еще радикальнее — сдать катер на металлолом, а вместо него приобрести судно на воздушной подушке для развлечения молодежи и любителей экстремальных путешествий. Тогда и речные мели будут не страшны.

– Это предложение не профессионала. Например наши коллеги в Могилеве пытались восстановить судно на воздушной подушке, старенькую «Зарницу». Так там расход топлива 100 литров в час! Чтобы он вскочил на глиссерную скорость, требуется очень мощный двигатель. Расходы при этом возрастают многократно. В итоге, Могилевский водоканал построил на Пинском судоремонтом заводе новенький теплоход и теперь успешно его эксплуатирует.

К слову, по поводу мелей. Насколько существующий фарватер проходим для «Мечты»?

– Здесь действительно есть проблема. Осадка судна составляет всего 0,6 метра, но на реке встречаются перемёты и того мельче — летом глубина кое-где не доходит и до 30 см. Днепро-Березинское предприятие водных путей перестало выполнять свою функцию. Если раньше земснаряды регулярно углубляли русло, то сейчас они совсем не занимаются чисткой фарватера. В прошлую навигацию немножко поработали, чтобы доставить по реке  китайское оборудование для строящейся электростанции, и всё. Вот нам и приходится подстраиваться. Мы больше не можем ходить на Белый Берег, вместо этого ходим вниз по течению, в район Форштадта.  А ведь на Белый Берег были регулярные рейсы, это было действительно востребовано. Можно было поехать, отдохнуть, искупаться и вернуться в город… Если будет возможность, будем чистить фарватер и ходить на Белый Берег. В планах это все равно остается.

С этим перекликается следующий комментарий нашего читателя, который предлагает использовать катер для переправы отдыхающих на левобережный пляж.

– На такой переправе можно заработать только копейки. Туда, говоря образно, пешком можно перейти. Да и устройство пляжа на левом обрывистом берегу при быстром течении проблематично, требуется наличие спасательной станции. К тому же, на мой взгляд, пейзаж там ничуть не лучше. И потом, рядом имеется мост.

Также мы рассматривали возможность организации рейсов в шестой микрорайон. Однако проанализировали ситуацию, подсчитали и пришли к выводу, что достаточного количества пассажиров не будет.

Есть и фантастические предложения. Один из читателей предлагает установить на катере эхолот и организовывать рыбалку.

– Я не думаю, что наши рыбаки такие уж коллективисты, чтобы человек пятьдесят зафрахтовали корабль и пошли ловить рыбу. У нормального рыбака этот эхолот и так имеется.

Другой посетитель нашего сайта пишет: «Пусть ваша «Мечта» хотя бы иногда работает. Как ни приезжали — рейсов нет, цена высоковата, бар закрыт». И предлагает зарабатывать «хоть на алкоголе с закуской, раз на прогулках не получается».

– В любом случае, от теплохода мы не откажемся, раз уж он стал визитной карточкой города. Он будет ходить, даже если придется за счет прибыли водоканала покрывать убытки. Но теплоход ходить будет.

Что касается ассортимента бара, то это справедливый упрек. Пока предлагаются лишь напитки и мороженое. Здесь действительно есть над чем работать.

Владимир из Риги поделился идеей устраивать на катере экскурсии для школьных классов. Для туристов в отелях и в санатории хорошо было бы иметь рекламные материалы о прогулках на катере. Вторит ему другой читатель, предлагая сопровождать рейс занимательной экскурсионной информацией об исторических местах по ходу движения судна.

– Такие рекламные проспекты уже имеются в гостинице «Турист» и в санатории им. Ленина. А организованные группы мы всегда приветствуем. Пожалуйста, заказывайте теплоход — хоть на свадьбы, хоть на корпоративы, хоть для школьных экскурсий! Любой классный руководитель способен это организовать самостоятельно.

Увы, «исторические достопримечательности», вдоль которых сейчас ходит катер — это речной порт и частный сектор Форштадта. Тут особо не о чем рассказывать.

А вот еще одно, на мой взгляд, очень интересное предложение — устраивать на теплоходе музыкальные вечера с участием живых исполнителей. Лето, закат, свечи, музыка, романтика…

– Попробовать, конечно, можно, но я не верю, что найдется достаточное количество зрителей. Если помните, я неоднократно пытался организовать живую музыку в ресторане «Чырвоная вежа»: скрипку, аккордеон, саксофон… Чтобы люди не только под Верку Сердючку «гопали»… Увы! Нет публики! Уже через полчаса из-за столиков слышны возгласы «Танцы давай!»

Но, в любом случае, от «Мечты» мы не собираемся отказываться. Тут уже не о прибыли речь… Хоть бы «в ноль» срабатывать, чтобы и «Водоканал», и горожане были довольны.

Благодарю за интервью.

Беседовал Александр ЧУГУЕВ. Фото автора.

РАНЕЕ НА САЙТЕ:

Теплоход «Мечта» приносит убытки.