этой фразы. Действительно, жизнь может совершать невероятные виражи, и живший в достатке, нужный всем человек вдруг, по воле слепого случая, в одночасье становится нищим и никому не нужным...
Заведующий отделение круглосуточного пребывания Бобруйского районного центра социального обслуживания населения Степан Степанян.
Судьба-индейка
Заведующий отделением круглосуточного пребывания, что в Редком Роге, Центра социального обслуживания населения Бобруйского района Степан Степанян знает немало таких судеб.
… Андрей Иванович, ныне уже покойный ветеран войны, в свое время оставил жену с детьми и перешел жить к другой женщине. Прожил с ней не один десяток лет. Но потом подкралась старость, а с ней и забывчивость, склероз. Когда вторая жена умерла, родные дети от отца отказались (как когда-то он от них), падчерица не решилась присматривать за человеком не совсем адекватного поведения и оформила его в отделение круглосуточного пребывания. Будучи еще крепкий телом, Андрей Иванович плохо соображал, родную дочь, когда та иногда приезжала его проведать, не узнавал, зато когда персонал недосматривал, мог выйти на улицу и заблудиться. Благо, Редкий Рог — населенный пункт небольшой, и Андрея Ивановича быстро находили. Но однажды обыскались и к вечеру уже собирались к поискам привлечь милицию, как вдруг старика обнаружили в заброшенных гаражах.
Степан Сергеевич спросил у него: зачем он ушел, где был? Спросил просто так, скорее, для поддержания разговора, понимая, что тот ничего путного не скажет. Однако старик ответил: «Ходил в церковь». — «А зачем вам церковь?» — «Молил Бога, чтобы моя Клава (первая жена) простила старого дурака».
Другая история. Раиса Петровна в свое время с семьей переехала из Казахстана в Беларусь, купила дом в деревне, где надеялась спокойно дожить старость. А потом дом сгорел. Дочь сначала забрала мать к себе, но вскоре, так уж судьба сложилась, переехала на постоянное место жительства в Германию. Взять с собой маму у нее возможности не было. Так Раиса Петровна оказалась в отделении круглосуточного пребывания… Дочь, правда, не забывает, изредка приезжает, присылает посылки. Но все же, когда приходится проезжать мимо сгоревшего дома, Раиса Петровна плачет навзрыд.
А Наталья Аркадьевна, еще не достигшая пенсионного возраста, с рождения была обделена судьбой, она — инвалид детства. Пока живы были родители, ни в чем не нуждалась. Когда же их не стало, за Натальей начали присматривать соседи. Пенсию ее получали исправно, а смотрели… как придется. И тогда далекая родственница оформила женщину в редкорожское отделение.
Дом, но не свой
Степан Сергеевич может о каждом своем пациенте рассказывать много. Но судьбы у всех в чем-то схожие. И на лицах почти одинаковое выражение — печать одиночества, старости и болезней.
Из 27 человек, которые сегодня живут в отделении круглосуточного пребывания, несколько неходячих. Иные способны передвигаться только в пределах помещения. Видеть их и вообще находиться в этих стенах непросто. Наш водитель, например, едва зайдя сюда, поспешил уйти.
Мы охотно верим, что у обитателей отделения круглосуточного пребывания неплохие условия жизни: четырехразовое питание, всегда под присмотром персонала и медиков, всегда можно измерить давление, зимой не холодно (по этой причине в зимнее время здесь число постояльцев увеличивается). Условия содержания довольно демократические: не заперты в четырех стенах, в любое время можно выйти за пределы учреждения, кто в состоянии, может сходить в клуб, магазин.
В месяц постояльцы получают на руки 20 % пенсии (раньше было 10), которой вольны распорядиться по своему усмотрению. Можно смотреть телевизор, читать книги, играть в шашки, нарды. Кто-то помогает обслуживающему персоналу в уборке территории, приносит из хранилища картофель и т.д. Для живущих здесь проводят мероприятия работники и творческие коллективы редкорожского клуба, Брожской средней школы, приходят представители разных религиозных конфессий. Но в состоянии ли все это скрасить одиночество?
Обычно в отделения круглосуточного пребывания людей помещают на срок до полугода (в городах), здесь же, в Редком Роге, в основном все на бессрочном содержании. За те 6,5 лет, что Степан Сергеевич в должности заведующего, контингент обновлялся слабо. Разве что кто-то уходил в мир иной, а потом им на смену приходили другие. Такая вот миграция.
Запад нам поможет?
Есть ли у отделения спонсоры? Помогает ли кто? — поинтересовался я у заведующего.
— Практически нет, — ответил С. Степанян. — Но все финансовые вопросы оперативно решает отдел социального обслуживания Бобруйского района и райисполком. Районное отделение общественной организации «Белая Русь» несколько лет назад подарило отделению телевизор, а «Красный Крест» — холодильник. Но самую весомую спонсорскую помощь оказали американцы, которые побывали здесь в 2009 году. Они приобрели для отделения новые кровати, электрическую плиту на 380 вольт, сушильный шкаф, разделочные столы, полки и мойки из нержавеющей стали, стиральную машину «Бош».
Ко Дню пожилых людей в отделении прошли праздничные мероприятия. Несколько дней здесь было оживленно. А потом… Не хочется думать, что потом старикам будет по-прежнему одиноко. Хотя, может быть, они давно к этому привыкли. Как говорил Пушкин, «привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Александр МАЗУРЕНКО. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Другие фото из отделения круглосуточного пребывания смотрите в нашей фотохронике от 26 сентября