Автосервис по-бобруйски: в сказке и наяву

4002

Шиномонтаж «У Вовы» на улице Гоголя.Шиномонтаж «У Вовы» на улице Гоголя.

Чем больше становится в городе автомобилей, тем более востребованы станции их технического обслуживания. Почти на всех городских СТО возникают очереди за услугами, даже в рабочие дни. Но каково их качество и цены?

Начало темы смотрите в нашем опросе на сайте: устраивает ли автолюбителей работа СТО в Бобруйске?

СТО или гараж, выбирайте сами

Автосервисы часто ругают. В основном за плохой ремонт и развод на деньги. Хотя, отчасти, и сами клиенты бывают нечистоплотны: делают попытки «нагреть» автосервис, намеренно калечат машины, чтобы выиграть на гарантии, требуют невозможного в ремонте, а чаще всего сами не знают, что им надо. Это реалии.

Автомобиль — вещь довольно недешевая, ремонт и обслуживание его тоже дороги. Поэтому вокруг автовладельца и сервиса всегда вращаются разнообразные «умные» хлопцы, которые при любой возможности хотят на этом «заработать». Но не будем ругать никого: немало и адекватных клиентов, и порядочных работников сервисов.

В Бобруйске, как сообщил начальник инспекции по налогам и сборам Сергей Киселев, зарегистрирован 51 субъект хозяйствования, который должен заниматься ремонтом автомобилей. Другое дело, что не все выполняют этот вид деятельности. А еще, чтобы сократить расходы, многие автовладельцы предпочитают сервисному центру гаражную «СТО», хотя и знают о всех сопутствующих рисках. Один из них — «левые» автозапчасти. Причем старый, но хорошо отполированный подшипник запросто может продаваться как новый и у легально работающего предпринимателя. Ведь его задача — это купить там, где не документируют сделку (т. е. дешевле), и продать с максимальной выгодой для себя. А соответствуют ли действительности данные о производителе — вопрос второстепенный. К тому же, гарантию на оказанную услугу в гаражах не выписывают, а значит, бесплатно и не ремонтируют в случае чего. Что касается цен в гаражных «СТО», то они мало чем отличаются от расценок на официальных станциях, в чем убедился сам, меняя в машине пороги и прокладки в двигателе.

— Да, «нелегалы» отбивают у СТО клиентов, — говорит директор ОДО «Алеко-сервис» на Западной улице Сергей Смирнов. — А ведь у нас иногда можно отремонтировать автомобиль даже дешевле, чем в гаражах. Причем мы в обязательном порядке выдаем владельцу акт выполненных работ и гарантию.

Сергей Владимирович не кривит душой. Не раз обращался на эту станцию, бывшую «москвичевскую», и всегда мне выдавали такие документы. А вот на других — нет. Обычно приемщик спрашивает у слесаря, сколько стоит работа, забирает деньги — и все, никакого акта и гарантии, даже чека не дает.

— Работа у нас есть всегда, — сообщил управляющий ЧП «Тех-Актив» на улице Гоголя Дмитрий Шокин. — Но ее было бы больше, если бы не «нелегалы». К тому же, нередко после гаражного ремонта автовладельцы приезжают к нам устранять неисправности. Что касается актов выполненных работ, гарантий и чеков, то мы их выдаем по требованию клиента… 

В последнее время работа по вытеснению из автосервисного бизнеса «нелегалов» активизировалась. В частности, Министерство торговли планирует остановить деятельность «гаражных» станций техобслуживания внезапными рейдами, а в Мингорисполкоме решили создать 10 универсальных СТО — по мнению чиновников, благодаря им возникнет конкурентная борьба между официальными и «гаражными» станциями в пользу первых.

— Проводим рейды и мы совместно с милицией и МЧС, — говорит начальник налоговой инспекции Сергей Киселев. — Есть и случаи привлечения «нелегалов», которые не платят налоги, к административной ответственности. Но проблема здесь в том, что трудно доказать, что частник в гараже ремонтирует чужую машину за деньги, обычно он говорит, что помогает другу справиться с неполадками…

Как грамотно сдать машину на сервис

Прежде чем отправиться на СТО, вам придется оставить голубую мечту о том, что вы прикатите в сервис, элегантным жестом бросите ключи и устало произнесете: «Привет, дружище, посмотри мою тачку — что-то стучит там. Я завтра заеду, заберу ее». Такая картина встречается, спору нет, но либо в сказке, либо в сервисе, который вы посещаете уже несколько лет и, не задумываясь, доверяете там всем. Но, скорее всего, вы обращаетесь к дилеру, а там вы – один из массы.

И вот тут нужно с самого начала повести себя грамотно, потому что, сдав автомобиль в ремонт, вы, по сути, заключаете договор о сделке на большую сумму и, более того, временно передаете СТО довольно дорогое (разве что после вашей квартиры) имущество. Поэтому есть некоторые простые правила.

Отведите для того, чтобы сдать автомобиль в ремонт, достаточно времени, ни в коем случае не спешите. Можно второпях не учесть что-то важное, на что-нибудь понадеяться или что-то не так объяснить, а потом будет поздно, разбираться придется долго, и это накладно.

Сдавая авто в ремонт, потребуйте, чтобы составили акт осмотра, записали пробег, указали все поломки или отсутствие таковых и т.д. Когда вы будете получать машину из ремонта, это поможет избежать многих недоразумений. Все ведь бывает: и автомобиль могут повредить в мастерской, и сами вы могли позабыть что-то ценное дома, полагая, что оно в авто, а когда в автомобиле этого предмета не окажется, подумаете на сервис. Скорее всего, возникнет конфликт, а если на руках акт осмотра, то и проблем не будет.

Постарайтесь четко сформулировать, что беспокоит вас в машине, но не ставьте самостоятельно диагноз, если хоть на йоту не уверены в нем. К примеру, напишите в наряде-заказе: «Стук в задней части», но не пишите: «Нужна замена амортизаторов». Почему? Да потому, что амортизаторы вам и заменят, но если стук был не в них, вы в любом случае будете «отстегивать» за работу, ведь все сделали так, как вы просили. Нужно, чтобы в результате диагностики мастер сам нашел причину и написал об этом в наряде-заказе. И тут вы сможете или согласиться с этим, или нет — в любом случае сразу можете предупредить, что если стук не пропадет, вы не будете оплачивать запчасти и работу. Ведь вы просили убрать стук, а не менять амортизаторы. Вы заплатили за диагностику, а причину неисправности определял мастер. Ведь все задокументировано. Теперь вы вправе потребовать назад сумму, уплаченную за диагностику. И пусть они подведут вас к машине и объяснят на месте, как именно они определи причину неисправности. Таким подходом к вопросу вы заранее заставите их обратить на вас внимание, и к ремонту вашего авто они подойдут посерьезнее.

Так должно быть, но, к сожалению, зачастую так не бывает. В спешке автовладельцы не обращают внимания на такие нюансы, а потом сожалеют.

Александр УДОДОВ. Фото автора.

МЫ СПРОСИЛИ У БОБРУЙЧАН…

Где вы ремонтируете свой автомобиль?

 

Александр Карпеченко, директор СЗАО «Бобруйский завод рапсового масла»:

— Моя служебная машина на гарантии и, естественно, при необходимости ее ремонтируют на станции технического обслуживания. Ремонт же личной «Мазды-5» зависит от его сложности. Если что-то нужно заменить из деталей, например, тормозные колодки, то сделаю это сам. Если же неисправности с топливной аппаратурой или требуется ремонт двигателя, то обращаться приходится на СТО, где есть необходимое для этого оборудование.

 

Александр Воликов, начальник отдела культуры Бобруйского райисполкома:

— Автомобиль «Опель Омега» у меня первый, опыта немного, но несложные ремонты стараюсь делать сам. К примеру, вышел из строя механизм стеклоочистителя — купил и заменил. А так обычно обращаюсь на СТО, там делают диагностику и устраняют неисправности, техосмотр прохожу без проблем. Правда, не всегда добросовестные мастера. Например, на одной из СТО на улице Гоголя слесарь запросил за запчасть в семь раз больше, чем она стоит в магазине…

 

Владимир Стельмак, директор автобусного парка № 2:

— Сейчас мне некогда заниматься ремонтами своей машины. Да и нет особых вопросов по моей «Ауди-А6», при необходимости ее посмотрит сын, заменит масло… А вот раньше в своих первых автомобилях — «Жигули», «Волга» — все делал своими руками, вожу я машины с 1984 года. На станцию техобслуживания обращался редко. Приходилось это делать тогда, когда был дефицит шин, и отметку о их замене даже в техпаспорте на СТО делали…

 

Станислав Бодров, художник-гравер:

— Многое по ремонту машины делаю сам — тормозные колодки меняю, жидкость, масло. Но что посложнее, делает друг, хороший мастер по автомобилям. Ну, а если серьезная поломка, конечно, приходится обращаться в сервис, особенно перед техосмотром, потому что даже элементарное (развал, схождение) без стенда сам не сделаешь. Сервис сейчас лучше, чем несколько лет назад — конкуренция вынуждает развиваться. Но что цены приемлемые, сказать сложно...

 

Виктор Ласевич, пенсионер:

— Подвеску, рулевое и многое другое я делаю сам. А в двигатель не лезу, для этого есть станции техобслуживания. Там и ремни ГРМ, и ролики заменят, и зажигание установят. Сервисная служба старается организовать свою работу, как на Западе — чтобы ты только сдал машину и забрал ее, а как они работают, не видел. Порой даже говорят, что их будут наказывать, если ты стоишь рядом. А в итоге приходишь — и тебе все сделали не так, иногда откровенный тяп-ляп. Пример: недавно мне надо было срочно заменить подшипник колеса, но для этого необходимо разобрать верхнюю опору. Она у меня была хорошая. А после замены подшипника опора через два дня заскрипела. Потому что выдавили смазку. Вот и сервис.

Опрос провели Александр УДОДОВ и Александр МАЗУРЕНКО.