Мама Людмила Борисовна, папа Иван Антонович и маленькая Жанетта.
Жанетта на 5 курсе мединститута.
Цитата: «Мы все время забываем, что медработник — такой же человек, как все, а не господь Бог»
Родилась: в Москве, в семье военнослужащего и бухгалтера.
Училась: школа в г. Иваново, Ивановский государственный мединститут им А.С. Бубнова, мединститут в Минске.
Работала: интернатура в Могилевской областной больнице, врач-невролог в поликлинике № 4, в отделении неврологии больницы СМП Бобруйска, создавала и возглавляла отделение реабилитации этой больницы. С 2008 года — заместитель главного врача по организационно-методической работе Бобруйской центральной больницы.
Семья: супруг Владимир Васильевич Михалкович — врач-эндоскопист детской больницы. Сын Иван — учащийся сельскохозяйственного колледжа, работает санитаром на «скорой помощи».
«Папа очень хотел, чтобы я пошла по литературной стезе»
— Жанетта Ивановна, вы родились в «городе невест», а как попали в Бобруйск?
— Папа мой был военным, и мы неоднократно меняли место жительства. До пяти лет я жила в Москве, училась уже в Азербайджане, а оканчивала школу в Иваново. Когда папа демобилизовался, родители переехали жить в Бобруйск — на родину мамы (она родом из деревни Михалево), потому институт я оканчивала в Минске. При распределении был выбор: Гродно или Брест, но я очень хотела в Могилевскую область, ближе к родителям. И вот уже 24 года живу и работаю здесь.
— Вопрос банальный, но без него не обойтись: почему выбрали профессию врача?
— Я всегда знала, что буду врачом, хотя в роду медиков не было. С трех годиков я постоянно лечила и спасала от голода котов, собак, насекомых… В детстве у меня были и ярко выражены художественные наклонности, родители даже хотели отдать меня в художественную школу. А папа очень хотел, чтобы я пошла по литературной стезе или в журналистику, потому что у меня получались неплохие стихи, сочинения, были победы на каких-то конкурсах. Но для меня это все было просто хобби, реализация душевных взлетов.
«20 лет отработала «на передовой»
— Ваша нынешняя работа далека от романтики?
— Выражаясь образно, организационно-методический отдел — это отдел стратегического направления. А врачи, заведующие отделениями — «бойцы на передовой» — те, кто выполняет работу сегодня и сейчас. Для того чтобы обеспечить им необходимые условия работы, «стратеги» должны все спланировать, рассчитать с учетом существующих нормативов, финансов, собрать информацию, провести анализ, обосновать необходимость сделанного выбора. Это и организация коечного фонда, и использование тех или иных видов оборудования, закупка медпрепаратов, организация консультативных выездов, взаимодействие с вышестоящими медицинскими инстанциями, обучение и поддержание уровня врачебных кадров, координация или кураторство печатно-издательской деятельности, работа по организации профилактической работы... Словом, объем обширный. Очень помогает то, что до этого я 20 лет отработала «на передовой» — врачом-неврологом.
— Невролог — это осознанный выбор?
— Когда я оканчивала институт, не думала, что буду врачом-неврологом, мне очень нравилась кардиология. Но при распределении мне поставили условие: если в Бобруйск, то только неврологом. Не жалею, что сложилось именно так, мне это стало очень интересно. Неврология — это аристократия медицины. Неврологи — это люди, которые знают про человека все, но, к сожалению, иногда реально помочь человеку очень сложно. Потому что нервная система — область тонкая, и на сегодняшний день еще очень много заболеваний, которые пока не лечатся адекватно, порой результат работы виден через 5-7 лет. И сегодня я не хочу забывать свою специальность, продолжаю работать неврологом в центральной больнице.
«Медработник — такой же человек»
— Какова сегодня ситуация в лечебных учреждениях Бобруйска с медицинским оборудованием?
— Более чем нормальная. У нас имеется магнитно-резонансный томограф, характеристики которого соответствуют мировым стандартам. Это значит, что после обследования на МРТ мы можем проводить самые современные новейшие методики лечения и дальнейшую диагностику. В городе имеются два компьютерных томографа, еще лет пять назад это казалось сказкой. У нас УЗИ-аппараты экспертного класса, другое диагностическое оборудование, с помощью которого мы можем на ранних стадиях выявлять проблемы здоровья.
— Нередко приходится слышать, что где-то врачи делают операции, консультируя друг друга по интернету, или дают рекомендации пациентам онлайн. Насколько в системе здравоохранения Бобруйска развиты интернет-технологии?
— К 2015 году перед всеми учреждениями здравоохранения города стоит глобальная задача — создание городской информационной сети, что сделает нашу работу более удобной, оперативной и качественной. Уже завершена эта работа в межрайонном онкодиспансере, в текущем году локальные сети будут в БЦБ, близится к завершению эта работа в поликлинике № 3. Мы имеем свой сайт, где есть раздел «связь с посетителями». Пока общение онлайн у нас не практикуется, но задавать свои вопросы на сайте письменно можно, и в течение 15 дней человек получает ответ на свою электронную почту либо письменно на домашний адрес. Кстати, со своими вопросами, предложениями замечаниями можно обращаться и на телефон «горячей линии» 44-97-97, ежедневно, кроме выходных и обеда с 13 до 14 часов. Обычно людей интересуют организационные вопросы: куда пойти, где найти?
— Жалоб много?
— Случается, пациенты не удовлетворены моментом общения с медицинским работником. Мы все время забываем, что медработник — такой же человек, как все, а не господь Бог. Это человек со своими проблемами, со своим счастьем и несчастьем, успехами и неуспехами. Когда пациент приходит к нему с улыбкой и достаточно корректен, то и врач ведет себя так же. Нет у нас в Бобруйске злых, грубых, жестоких врачей. Как правило, люди приходят в эту профессию из благородных человеческих порывов. Случается, к 45 годам человек черствеет. Представителям многих профессий свойственно испытывать «синдром выгорания», и медицина — одна из таких профессий, потому что доктор, помогая людям, отдает им часть своей души. А любой человек не бездонный — отдавая, он может сам оказаться ни с чем. Необходимо иногда отделять себя от профессии и пополнять за счет чего-то запасы энергии. Но многие медработники большую часть жизни проводят на работе.
— Есть в Бобруйске дефицит врачей?
— Дефицит врачей некоторых специальностей наблюдается сегодня во всей республике. Наши заявки по мере возможностей выполняются, в Бобруйск приезжают молодые специалисты. А наша задача — закрепить, задержать их здесь. Для этого прилагаются огромные усилия — это и обеспечение жилплощадью, и материальная поддержка в виде дотаций, премий, и закрепление за ними специальных кураторов-настовников. В 2011 году в город прибыло 17 молодых врачей разных специальностей, и все они работают. На сегодняшний день поданы заявки на 32 специалиста.
«Силы черпаю в семье»
— Жаннетта Ивановна, в последние время многие люди едут за исцелением в святые места. Как вы относитесь к этому?
— Это вопрос веры. Каждый имеет право верить в чудо. В зависимости от степени веры, наверное, и результат. Я, как врач, верю в то, что настроенность на позитивный результат помогает бороться с болезнью. На связь с потусторонними силами смотрю с определенной долей скепсиса и юмора. В то же время говорить, что ничего «такого» в жизни не существует, тоже неправильно.
— Вы говорили о том, что врачу необходимо где-то черпать энергию, духовные силы. А вы лично где их черпаете?
— Действительно, мне это необходимо делать, потому что на работе большая ответственность, постоянное волнение. Силы черпаю в семье. Мой муж — врач, он понимает мои проблемы, где-то терпит, разделяет переживания. Я очень люблю отдыхать на природе, общаться с друзьями. Находясь в отпуске, всегда получаю огромный заряд энергии. Пытаюсь, по мере возможностей, путешествовать. Смена мест, впечатлений, эмоций, особенности жизни других наций — все это живая энергия. Сильное впечатление оставили Италия, Красное море. И самый верный способ найти собеседника и получить ответы на свои вопросы — хорошая книга.
Времени свободного крайне мало, но еще хожу на концерты эстрадных исполнителей, которые к нам приезжают. В последний раз была на концерте Гюнешь, очень понравились и голос, и открытость этой певицы, и ее добрая человеческая энергетика. Иногда посещаю разные мероприятия и в Минске — от органной музыки до оперетты, все по максимуму!
НАША АНКЕТА
Кто вы по знаку Зодиака? — Рак.
Ваш любимый цвет? — Яркий, насыщенный, жизнерадостный.
Что предпочитаете выпить? — Белое сухое вино.
Любимое блюдо? — Жареная картошка.
Любимое животное? — Кошки и собаки. Дома жили те и другие, но после их смерти никого больше не брали.
Что читаете? — Фантастику, приключения. Любимая книга — «Мастер и Маргарита».
Какую музыку слушаете? — Всякую, в зависимости от настроения — от классики до тяжелого рока.
Есть ли жизнь после смерти? — Трудно ответить. Это из серии того, чего мы не знаем, и что нам не дано ощутить, хотя это не значит, что этого нет.
Место, где вам хотелось бы побывать? — Везде! Но прежде всего, в Испании.
Ирина РЯБОВА. Фото автора и из семейного альбома гостьи.