Как в «кине» на полотне. В Бобруйске побывал польский театр кукол для взрослых

1317
Театральный сезон давно закрыт, но не смотря на это в культурной жизни Бобруйска нет-нет да и происходят события, которые заставляют

Сцена из спектакля «Вторая комната» мотивам одноименной пьесы Збигнева Герберта.Сцена из спектакля «Вторая комната» мотивам одноименной пьесы Збигнева Герберта.

Театр драмы и комедии им. В.Дунина-Марцинкевича, 12 июля 2012 года. Перед началом спектакля «Вторая комната».Театр драмы и комедии им. В.Дунина-Марцинкевича, 12 июля 2012 года. Перед началом спектакля «Вторая комната».

преданных адептов Мельпомены  встрепенуться от благостного летаргического забвения и посвятить июльский вечер чему-то незаурядному.

Таким поводом на этот раз стал приезд в наш город польского театра кукол для взрослых «Союз Театр Невероятный» («Unia Teatr Niemożliwy») — коллектива сколь необычного, столь же и противоречивого. Уже в самом его названии заложена двойственность. Польское «niemożliwy» можно перевести на русский и как «невозможный», и как «невероятный». Сделать самое невозможное вероятным на театральной сцене — пожалуй, так можно охарактеризовать творческое кредо коллектива.

«Союз Театр Невероятный» старательно избегает традиционных форм и смело ломает стереотипы. Кукольное представление и кукольная анимация — это совсем не обязательно развлечение для детей. Вовсе нет! И актеры, и режиссеры уверены, что театр кукол — полноправный сценический язык и самодостаточный жанр киноискуства.  С целью популяризации этой идеи они даже учредили в 2006 году Международный фестиваль кукольных театров и мультфильмов для врослых «Кукла тоже человек». Собственно, в рамках этого фестиваля и прошло представление польской труппы в нашем городе.

Бобруйчанам был представлен спектакль «Вторая комната» — импрессия по мотивам одноименной пьесы Збигнева Герберта в первой части, и сборник анимационных  фильмов независимых польских студий — во второй.

Уже в зале зрителей ждало первое противоречие — театр кукольный, но куклы в спектакле не участвуют. Нет и самой сцены в ее традиционном понимании. Вместо этого ширма с натянутым белым полотном в обрамлении полос из жалюзи. Из кромешной темноты на импровизированный экран проецируются черно-белые снимки интерьеров комнаты, коридора, спальни. А иногда на полотне возникают и вовсе фантасмагорические образы. Нет даже привычных актеров! Все действие разыгрывают черные человеческие тени — мужчина, женщина, старуха.

Сцена из спектакля «Вторая комната» мотивам одноименной пьесы Збигнева Герберта.

Живой и объемный по своей сути традиционный театр здесь упрощен до двумерного экрана, цвета и краски нивелированы до оттенков черного и белого, канва пьесы отброшена, диалоги превратились в почти бессвязные обрывки, а «закадровые» голоса нарочито лишены экспрессии. Все это неспешное действо происходит на фоне психоделического амбиента с вкраплениями звуков постиндустриального города. Действует одновременно гнетуще и завораживающе. Очень похоже на то, как если бы вы, пробудившись ночью после щедрого возлияния, случайно подсмотрели в окне напротив вялотекущий скандал супружеской пары. Створки окна открыты, предрассветный ветер колышет гардины, горит тусклый плафон в кухне, голосов почти не слышно, видны лишь  жесты и силуэты... Вот так и здесь — вроде бы и стыдно подсматривать, но и оторваться невозможно.

Актер Петр Стэц отвечает на вопросы зрителей.

Спектакль чисто визионерский, рассчитанный прежде всего на зрительное восприятие. Совершенно очевидно, что для постановщика и режиссера «Второй комнаты» Дороты-Ханны Донбэк форма ценне содержания. Не важно, что происходит. Важно, как это происходит. И вот здесь зрителя ожидает новое противоречие. Двумерные тени-силуэты настолько точно вписываются в фотографические интерьеры, что невольно начинаешь верить, будто это заранее отснятый видеоряд. Но нет! Говорят, намного интереснее смотреть эту постановку из-за кулис: актеры буквально мечутся и ползают за экраном, чтобы создать эффект приближения и удаления. Их фигуры в результате словно появляются ниоткуда, прямо из темноты зрительного зала. Так, отказавшись от третьего измерения, постановка вновь приобретает объем самым неожиданным образом.

По окончании спектакля слегка ошарашенным зрителям были показаны еще более эпатирующие анимационные ленты независимых польских студий, в том числе оскароносный мультфильм «Танго» Збигнева Рыбчиньского (студия «Се-Ма-Фор»), где целый сюрреалистический мир образов и типажей сосредоточен на пространстве одной комнаты, а действие повторяется циклически в нарастающем темпе. Если использовать музыкальную аллюзию, мультик напоминает «Болеро» Мориса Равеля.

  

***

А тем временем у самого крыльца театра с утра до позднего вечера собирает очередь передвижной 5D-балаганчик, где за скромные 15 тысяч в течение пяти минут тебе покажут выпрыгивающих из экрана динозавров, потрясут в кресле и побрызгают в лицо водой. Как говорится, «пипл хавает». Вот и получается, что реальная жизнь также полна противоречий.

Александр ЧУГУЕВ, фото автора.