Бобруйчане собирают «черное золото»

3387
Июль – традиционное время сбора черники. В последние годы заготовка этой лесной ягоды приобретает все больший размах и поистине промышленные масштабы.

Прием черники ведут работники ЧУП «Надинис».Прием черники ведут работники ЧУП «Надинис».

Прием ягод на станции «Бобруйск» 10 июля 2012 года. Даниил Субботкин, 12 лет. Бабушкин помощник.Прием ягод на станции «Бобруйск» 10 июля 2012 года. Даниил Субботкин, 12 лет. Бабушкин помощник.

Жаркими июльскими днями площадка у автовокзала «Бобруйск» превращается в настоящую ягодную «биржу», куда стекаются вереницы ведер, ведерок, корзин и лукошек со всех пригородных дизелей и автобусов. Даже самого почтенного вида ягодников выделяет из вокзальной толпы запыленная ветровка, пружинистая походка и целеустремленный взгляд. «Лесной десант» спешит сдать добытое пóтом «черное золото» и поскорее конвертировать его в хрустящие купюры. В этом готовы помочь работники передвижных заготовительных пунктов, у которых к тому времени уже наготове устланные газетами ящики, электронные весы, наметанный взгляд и касса с наличкой.

«Ягодный десант» на станции «Бобруйск» 10 июля 2012 года.

Обычно на площадке дежурят сразу несколько приемных бригад. Бок о бок с Бобруйским райпо работают и частники – ЧУП «Надинис» и другие заготовители. Как говорится, свободная конкуренция. Самый действенный инструмент в споре за ягоду – цена. Сегодня принимают по 22 тысячи за килограмм. В прежние времена частникам почти всегда удавалось держать цену немного выше, потому к ним и выстраивалась очередь. Сегодня – ценовой паритет. Как признается, заготовитель Бобруйского райпо Екатерина Гайшун: «Мы научились гибче реагировать на изменения спроса и предложения, и теперь такие вопросы я оперативно решаю по телефону». Тому доказательством – почти одинаковые по длине очереди.

Прием ягод работниками Бобруйского райпо.

Принимают ягоду споро, слаженно. Взвешивают, пересыпают в ящики, выписывают «талончик» с указанием веса. При этом работники успевают на глаз оценить качество товара: мятая, мокрая, подбродившая черника не принимается. Также не принимают и ягоды с большим количеством мусора — листьев и веток. Это явный признак того, что собирали ее при помощи «комбайна» – варварской металлической гребенки. Впрочем, попадается такое довольно редко: народ у нас все больше сознательный.

На одной из «точек» рядом со взрослыми ловко управляется парнишка лет двенадцати – Даниил Субботкин. Работает не за просто так – для него это семейный бизнес. Да еще бабушка пообещала ко дню рождения подарок своему помощнику. Выгодное предложение!

Диана Шалюта, 8 лет. Заработала на любимую сгущенку!

Вообще, детей здесь можно увидеть довольно часто. Сдавать чернику приезжают целыми семьями. Так восьмилетняя Диана Шалюта вместе с мамой Юлией, папой Алексеем, бабушкой и тётей за три часа в окрестностях Богушовки насобирали 25 литров черники! Для девочки это развлечение, а для семьи – материальное подспорье. И Диана собственноручно на баночку любимой сгущенки заработала.

Очередь желающих сдать чернику. Прием ведут работники ЧУП «Надинис».

Самая популярная тема для разговоров в очереди – цены. Практически все ягодники считают закупочную цену в 22 тысячи за килограмм низкой. Иные громко возмущаются, мол, правительство якобы гарантировало не менее 45 тысяч. «Но ведь это рынок, – возражает кассир ЧУП «Надинис» Надежда. – Нам заготовленное сырье тоже продать нужно. Понятно, что по более высокой цене у нас ягоду никто не купит. К тому же в Бобруйске закупочные цены и так одни из самых высоких в стране. К нам, например, привозят чернику из Рогачева, Глуска, Жлобина, где закупка существенно ниже».

Ксюша держит первые заработанные вместе с бабушкой деньги.

С одной стороны недовольство людей понятно: сбор лесной ягоды – та еще каторга. И жарко, и пыльно, и спину ломит, и комары кусают. Но давайте подсчитаем. В среднем за день можно насобирать 7-8 килограмм ягод, что после сдачи принесет 150-160 тысяч рублей. Не бог весть, какие деньги, конечно. Но, скажем, для пенсионера это хороший дневной приработок.

Как бы там ни было, зарабатывать на чернике выгодно! Иные семьи даже специально берут отпуска на ягодный сезон, и «находят» в лесу 7-8 миллионов рублей.

Ящики с черникой готовятся к транспортировке.

Но каков же дальнейший путь белоруской ягоды? Не секрет, что почти вся она отправляется за рубеж – в Россию, Литву, Польшу, Швецию. Лишь небольшая доля перерабатывается в цехе шоковой заморозки в Глуске и поступает в замороженном виде в торговую сеть столичных супермаркетов. Отчего так? Видно, сказывается белорусская традиция самостоятельной заготовки домашних консерваций, варенья и закаток к зиме. В то время, как европейцу привычнее купить конфитюр в магазине. Вот и выходит, что на белорусскую ягоду в самой Беларуси спроса пока нет.

Бобруйск, 10 июля 2012 года. Черника на Центральном рынке продается по 22000 рублей за литр.

Тем временем в нескольких минутах езды от вокзала, на Бобруйском центральном рынке, та же черника живо обретает «прибавочную стоимость» и стоит уже существенно дороже — 12 тысяч за пол-литровую баночку. Здесь ее можно купить уже с середины июня. Но сезон, как говорят, уже подходит к концу. То есть любителям испачкать губы и язык в синий цвет, стоит поторопиться. Черника хорошо хранится в морозильной камере, но лучше всего приготовить из нее варенье с соком лимона и апельсина, – открывает свой секрет продавец Галина Сергеевна Макович.

Ветеринарный врач Екатерина Андрусович проводит экспертизу.

А за безопасностью поступающей на рыночные прилавки ягоды следят работники лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. Для нашего региона все еще актуален анализ на содержание радионуклида цезия-137. «Такие исследования проводятся регулярно, – говорит ветеринарный врач Екатерина Андрусович. – Для лесных ягод анализ производится бесплатно. Для его проведения требуется 1 литр ягод, и все образцы вовращается торговцу вместе с талоном ветеринарно-санитарной экспертизы». По словам специалиста, за весь сезон на центральном рынке было зафиксировано только одно незначительное превышение уровня содержания радионуклидов. «Фонила» черника из окрестностей деревни Савичи. Все остальные образцы совершенно чистые.

Александр ЧУГУЕВ. Фото автора.