Вы спрашивали. Как пожаловаться правильно?

6171
.

«Должен ли сторож (не уполномоченное лицо) предоставлять Книгу замечаний и предложений посетителю после окончания рабочего дня?»

(Вячеслав Иванович).

«Как правильно записать жалобу в магазине?»

(Гость).

Ответить на эти вопросы мы попросили заместителя начальника отдела по работе с обращениями граждан горисполкома Наталью Ломако.

— Выдавать книгу замечаний и предложений должно ответственное лицо, — сказала Наталья Сергеевна. — Если после окончания рабочего дня его нет на месте, то никто не вправе подменять его функции. А в обязанности сторожа входит охрана объекта, но не выдача каких-либо документов.

Вот еще несколько советов относительно ваших действий, если вы хотите оставить замечания в Книге жалоб, от «Комсомольской правды».По закону, любая организация, индивидуальный предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому требованию гражданина. При этом они не вправе спрашивать, с какой целью она вам понадобилась, или требовать от вас какие-то документы, удостоверяющие личность. Более того, нет запрета на выдачу книги даже лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. Кстати, то, что вы ничего не купили или не заказали, например, при посещении ресторана, тоже не является поводом не давать вам книгу.

На заметку: за не выданную по первому требованию книгу замечаний и предложений нарушителю (например, магазину, «ипэшнику» и т. д.) грозит штраф от 4 до 10 базовых — сейчас это от 140 до 350 тысяч рублей (ст. 9.24 КоАП).

Понятно, что каждая организация старается уговорить своего клиента жалобу не писать. А в некоторых случаях и вовсе используются крайние меры: мол, нет книги, у директора, в сейфе и так далее. Почвы под собой все это не имеет. Не дают книгу — жалуйтесь в вышестоящую инстанцию (например, на магазин — в управление торговли города), а если и там не отвечают, то идите в суд. Вот тут и возникает главный вопрос: как доказать, что книгу вам давать отказались? Для того чтобы оперативно зафиксировать факт не предоставления книги замечаний и предложений, можно обратится в органы внутренних дел для составления протокола. Для этого нужно позвонить по тел. 102. Сотрудники органов внутренних дел обязаны незамедлительно реагировать на такие заявления (абзац 7 статьи 22 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»).

Вместе с тем, жаловаться нужно правильно. Перед тем как перечислять свои претензии, нужно обязательно поставить дату, написать фамилию, имя, отчество (анонимные жалобы не рассматриваются!), указать свой адрес и телефон. И только потом переходить к описанию возникшей проблемы. Замечания и предложения должны быть написаны на русском или белорусском языке, текст должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. За написанное вы несете ответственность. В частности, законодательство предусматривает штраф за оскорбление (умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме) и клевету (распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо, измышлений). Так что, если ваша жалоба необоснованная, не удивляйтесь вызову в суд.

Подготовил Александр МАЗУРЕНКО.

РАНЕЕ ВЫ СПРАШИВАЛИ: