Раввин Бобруйска Шауль Хабабо рассказал о «еврейских кучках»

18.9k

История Песаха насчитывает уже более трех тысяч лет и связана с преданием об исходе евреев из египетскогоИстория Песаха насчитывает уже более трех тысяч лет и связана с преданием об исходе евреев из египетского рабства. Традиционно на Песах все блюда готовятся из мацы – пресного теста, которое напоминает о лепешках из манны небесной, данной евреям среди пустыни во время исхода.

Правда ли, что если во время еврейских «кучек» идет снег или дождь, пасмурно и холодно, евреи неистово этому радуются?

Впервые о «кучках» я услышал в раннем детстве. Евреи тогда и русские, поляки, украинцы, представители других национальностей жили рядом, по соседству. Но толком рассказать о том, что же это за «кучки», никто не мог. Сегодня всезнающий интернет дал мне тысячи ссылок, но чем дальше в лес… Поэтому, за правдой-маткой я двинулся к раввину Бобруйска Шаулю Хабабо и председателю иудейской религиозной общины города Евгению Сергееву.

 

Главный раввин Бобруйска Шауль Хабабо.

Господин Шауль, проясните, почему так происходит: как только наступает период перед иудейской Пасхой, тут же портится погода? Неужели евреи такой погоде только рады?

— Когда Моисеей водил народ по безжизненной и растрескавшейся от жары пустыне, каждая капля с неба была нам как подарок, ей цены не было. Поэтому мы, евреи, всегда радуемся тому, что падает с неба, каждой капле, она несет жизнь. В природе и в жизни все имеет связь, все неспроста, люди многого объяснить не могут. Кстати, сейчас в Израиле — + 25, и никакого дождя, никаких «кучек». А в наших широтах после зимы всегда наступает такое время, когда сначала потеплеет, а потом резко похолодает. Таковы законы природы, а не евреев. Если бы евреи научились управлять погодой, мы бы с вами жили в райских условиях!

Погода в Бобруйске 2 апреля 2012 года: снег, ветер... или манна небесная? Смотрите в нашей фотохронике.

А почему это назвали словом «кучки»?

— Слово «кучки», возможно, и пошло, потому что на небе в этот период времени появляется много тучек. Погода резко скачет, как с кочки на кочку, то солнце, то снег, то дождь, то порывы ветра. Люди в старину подметили, вот и назвали «еврейскими кучками»…

Расскажите об обязательном атрибуте еврейской Пасхи — маце. Почему во многих странах мира существуют дикие легенды, будто бы в мацу евреи добавляют кровь христианского младенца?

— Опять евреи во всем виноваты! (Смеется). Это ложь. К сожалению, в мире нет сейчас и раньше не было единства. А я вам расскажу случай. В Испании в одном городке кто-то начал распространять слухи о том, что к Песах, то есть, к еврейской Пасхе, евреи готовят жертву, ребенка. Дошло до того, что к главному раввину этого испанского городка пришел в дом главный полицейский. И сказал: я-то вас ни в чем не виню, потому что уважаю и давно вас знаю, но есть закон и есть написанная жалоба, нужно пройти в участок и дать показания. Надел на раввина наручники и повел в полицейский участок. По пути раввин попросил полицейского остановиться возле любого дома, в котором живут евреи. В одном из домов было открыто окно, в окне был виден силуэт женщины. И полицейский вместе с раввином остановились. Раввин предложил полицейскому войти в дом и попросил еврейскую женщину Сару приготовить им двоим яичницу, прямо в их присутствии. Сара взяла большой стеклянный стакан, вбивая каждое яйцо, она проверяла его, глядя на свет.

Полицейский спросил: Сара, а для чего ты каждое яйцо ввертишь, рассматриваешь и проверяешь на свет? Сара ответила: я смотрю, чтобы не было в яйце даже маленькой кровяной точки, евреям категорически нельзя кровь. Полицейский снял наручники с раввина, извинился и отпустил его домой.

А что же касается мацы, то в нее даже соль и сахар не добавляют. Мы люди мирные...

Господин раввин, давайте постепенно снимать информационные наручники? Прошу у вас прощения, но есть и другие вопросы. Почему, если на белоруса скажут бульбаш, на украинца — хохол, на молдаванина — гагауз, они не обидятся, а рассмеются, а попробуй еврея назови жидом… Правда, в белорусском языке нет такого слова, есть габрэй.

— Начну с того, что в польском языке слово «жид» и сегодня в обычном обиходе. Я лично считаю, что слово «бульбаш» говорить белорусу некрасиво, как и украинцу «хохол». Все зависит от степени и уровня знакомства, если человек дружит и допускает между собой теплые, дружеские, с юмором отношения, то, как ни назови, человек поймет. Поэтому, слово «жид» нужно применять в зависимости от уровня ваших с человеком отношений. Все люди равны, и никому не дано право кого-то, будь-то еврей или грузин, русский или чуваш, оскорблять или унижать. Мы должны уважать, ценить и любить друг друга и поскорее избавляться от дурных, придуманных историй, легенд, сказок, суеверий, слов и плохих отношений.

 

А вот мнение председателя иудейской религиозной общины Евгения Сергеева:

— Вы знаете, я свыше сорока лет, по долгу своей воинской профессии, пока не вышел на пенсию, несколько раз объездил бывший Советский Союз, а это преогромнейшая территория. Одна Камчатка, Сибирь чего стоят. Знакомился, жил, работал среди людей, но нигде я не слышал такого выражения, как «еврейские кучки». И только когда приехал в Белоруссию (сейчас — в Беларусь), здесь и услышал. Не думаю, что белорусы вкладывают в эти слова плохой смысл, наоборот. Белорусы — очень теплый и трудолюбивый народ, а сколько было случаев, когда в войну еврейские семьи укрывали от преследования фашистов именно белорусы! Белорусы — наши сестры и братья, и верить в эти россказни о маце, «кучках» — пустое занятие. Но тему вы подняли действительно интересную, люди должны знать, почему есть такие поверья. Как председатель иудейской  религиозной общины хочу пожелать и нам, и вам одного — дружбы, искренней, настоящей, братской, проверенной веками!

Владимир РЕПИК. Фото автора.

 

С праздником вас, жители и гости города Бобруйска!

Около 3000 лет евреи всего мира объединяются для празднования Пейсаха — праздника,  посвященного освобождению из египетского рабства, праздника становления еврейского народа, праздника свободы и весны.

Песах — праздник особенный. В пасхальный вечер каждый участвующий в праздновании чувствует, как будто снова уходит из египетского рабства, бродит с Моисеем и Аароном по пустыне, стоит у подножия горы Синай и, слушая Бога, осознает свою миссию на земле согласно законам и заповедям Торы, которую даровал нам Всевышний в пустыне.

Мы вновь переживаем свою многовековую историю, ее трагедию и ее величие. Мы чувствуем связь прошлого и настоящего, так как жизнь каждого человека — это всегда часть истории народа.

Бог спас и защитил Свой народ. И спустя 40 лет поселил евреев в Земле Обетованной, которую завещал нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову. Наш народ обрел свободу при даровании Торы и вошел в союз с Богом, и этот союз гарантирует каждому хорошую жизнь и душевную свободу.

Празднование Песаха преследует три цели:

мы должны всегда помнить, кто мы и Кто вывел нас из рабства.

Мы должны из поколения в поколение передавать рассказ об Исходе и переживать его вновь и вновь.

Мы должны радоваться свободе: Песах — это время нашей радости.

Иудейская религиозная Община поздравляет всех с праздником, желает всем душевной свободы, благополучия  и счастья.

С уважением, раввин Шауль Хабабо.