Игорь Оловников: «Если дома никого не было, я не занимался музыкой, как и любой мальчишка»

5411

Игорь Оловников с директором бобруйской музыкальной школы №2 им. В. В. Оловникова Татьяной Дмитриевной Белогуровой.Игорь Оловников с директором бобруйской музыкальной школы №2 им. В. В. Оловникова Татьяной Дмитриевной Белогуровой.

14 февраля, в музыкальной школе №2 состоялся концерт Народного артиста Беларуси, лауреата государственной премии, профессора Игоря Оловникова. Впрочем, регалий у маэстро много. Он еще почетный академик Международной академии наук «Евразия», вице-президент Белорусской ассоциации педагогов-пианистов, профессор консерватории по классу фортепиано и органа, солист республиканской филармонии, играющий также на клавесине. И еще — потомственный музыкант, ведь отец Игоря Оловникова — Владимир Владимирович Оловников, известный композитор, родом из Бобруйска, его имя носит музыкальная школа № 2. После концерта Игорь Оловников ответил на вопросы журналистов.

Игорь Владимирович, ваш отец родом из Бобруйска. У вас здесь остались родственники? Может быть, сохранился дом вашего отца?

— Нет, не сохранился. У меня были попытки его отыскать. Знаю только, что это был одноэтажный домик где-то в частном секторе. Здесь у меня никого не осталось. Бобруйск — это не историческое место жительства моего рода. Мы происходили из польской дворянской семьи. А в Бобруйске оказались как бы в ссылке на протяжении нескольких поколений, со всеми вытекающими отсюда последствиями — лишением дворянских прав. Насколько мне известно, перед самой революцией одной из наших родственниц удалось на приеме у императрицы добиться возвращения этих прав. Все мои предки по линии отца погибли в годы сталинских репрессий, отец тогда был еще ребенком. Он поехал в Минск учиться музыке и там обосновался. Но все равно я с каким-то особым чувством  приезжаю сюда, все-таки это родина моего отца. И я считаю, что именно здесь во многом сформировался его удивительный характер — человека честнейшего, непоколебимого, очень мужественного,  жизненно опытного, очень отзывчивого и доброго к людям.

Концерт Игоря Оловникова в музыкальной школе №2.

Интересно, в детстве вы занялись музыкой по инициативе родителей?

— Я тогда особо и не хотел, за меня все решили. Уж и не помню, кто больше был инициатором моей учебы в музыкальной школе — папа, мама или бабушка. Помню, что-то говорили про «загубленное детство»... Но, тем не менее, я пошел в среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории. Я вам открою секрет — если дома никого не было, я не занимался музыкой, как и любой мальчишка. Я любил подойти к инструменту, помузицировать, посочинять, поэкспериментировать, но заниматься регулярно — нет. За мной следили родители или бабушка, когда были дома, плюс скандалы, которые мне время от времени устраивала моя незабвенная учительница Ирина Александровна Цветаева. После чего я, как шелковый, недели три занимался.

Как вы относитесь к современной эстраде?

— Легче всего сказать: плохо, потому что эта музыка воздействует на самые примитивные проявления человека — на его инстинкты. Это даже не музыка, а просто ритм, который вбивается в голову, в психику. Давно изучено, какими свойствами обладают инфразвуки, то есть, монотонно повторяющийся ритм, и к каким психофизиологическим эффектам он приводит. Но дело в том, что попса — тоже определенная область искусства, и в ней также есть вещи талантливые и довольно тонкие, а есть вещи грубые и примитивные. Я не люблю, когда слишком идут на поводу у массы. Это как длинные сериалы с обязательным мордобоем, убийством, сексуальными сценами. Я не хочу сказать, что эту музыку пишут бездарные композиторы, ее пишут люди, для которых это большая коммерция.

Игорь Владимирович,  на ваш взгляд, не утрачивает ли сегодня музыкальное образование своей популярности среди белорусов?

— Перепроизводство музыкантов, в частности пианистов, привело к тому, что они сейчас по большей части никому не нужны. Во многих странах большинство занимается музыкой для себя, там очень развита частная педагогика. А у нас школьная программа поставлена так, что мы как бы готовим профессионалов, хотя в этом нет никакой нужды, ведь мало кто становится музыкантом. Но эти годы не проходят бесследно для детей. Тот, кто приобщился к музыке, несет ее в душе всю жизнь. И несмотря на то, что наша профессия не престижна, не денежна, что это сплошное жертвоприношение, почему-то поток абитуриентов не убывает.

Ирина РЯБОВАФото автора.