Учитель Бобруйской школы-интерната для детей с нарушением слуха Татьяна Ивановна Щемерова.
Татьяна Ивановна Щемерова ведет урок.
Татьяна Ивановна Щемерова (слева) со своими учениками на экскурсии.
Цитата: «Я родилась в семье у глухих родителей»
Татьяна Ивановна Щемерова работает в Бобруйской школе-интернате для детей с нарушением слуха учителем начальных классов, жестового языка и развития жестовой речи, руководит курсом жестовой речи для работников школы и родителей, театром жестовой песни «Лучики надежды». В этом году принимает участие в конкурсе «Учитель года». И еще это удивительно позитивный, деятельный человек с необычной судьбой.
Родилась: в феврале 1966 года в Бобруйске. Мама работала на учебно-производственном предприятии глухих, папа — на мебельной фабрике.
Училась: в школе № 5, Горецком педучилище, в пединституте им. Танка по специальностям «Сурдопедагог» и «Преподаватель-переводчик жестового языка».
Работала: учителем начальных классов в школе № 21, воспитателем в детсаду на Дальнем Востоке, с 1995 года — в Бобруйской школе-интернате для детей с нарушением слуха.
Семья: разведена, имеет двух дочерей. Анастасия — студентка-заочница 3 курса отделения сурдопедагогики БГПУ им. Танка, 9-летняя Ксения — ученица гимназии № 3.
«Верю в родовые проклятия»
— Татьяна Ивановна выбор вами такой специальности — сурдопедагог — это случайность?
— Не совсем. Так получилось, что я родилась в семье у глухих родителей. Жестовую речь понимала едва не с пеленок и даже поначалу не знала, что можно общаться иначе. Позже родители отдали меня в круглосуточный садик, чтобы я училась разговаривать. Лет с пяти они везде меня брали с собой, я стала их «ушами».
— А все остальные в вашей семье слышали?
— Да, я и два моих брата слышат, и мои дочери тоже. Две моих покойных тетушки и дядя по маминой линии были глухими, но у всех, и у родителей глухота приобретенная, а не наследственная. Все они теряли слух где-то к двум годам. Я уверена, что есть родовые проклятия. Мама рассказывала, что маленькая слышала, как за окошком куры кудахтали, петух пел, а потом в одно мгновение все звуки мира для нее затихли. А папа потерял слух после того, как в раннем детстве переболел отитом.
— Вы учились в обычной школе…
— После окончания 8 классов я решила куда-нибудь поступать, без разницы куда — просто не хотела оставаться в школе. Морально мне там было очень тяжело, с самого начала на меня в школе повесили ярлык. Было такое, что даже преподаватель по биологии, когда проходили тему генетики, наследственности, сказала: «А вот у тебя могут быть глухие дети». И сейчас ком к горлу подкатывает, когда это вспоминаю. Мне постоянно приходилось доказывать, что я такая же, как все.
«Уходила с работы со слезами на глазах»
— Сначала вы работали в простой школе, теперь — в школе-интернате для слабослышащих детей. Не тяжело было перестраиваться?
— Первые две недели я уходила со школы-интерната со слезами на глазах. Несмотря на знание жестовой речи, я не могла понять детей, а они — меня. Психология глухих отличается от психологии слышащих. Они очень недоверчивы и бывают очень беспардонны, что поначалу меня шокировало. Детям, не слышащим, трудно объяснить многие вещи.
Некоторые дети приходят к нам, не зная ничего. К сожалению, есть родители, которые до 6-7 лет не отпускают их никуда, даже в специализированный речевой садик. Конечно, нельзя назвать этих детей «маугли», но они очень изолированы от внешнего мира. Особенно тяжело со слабослышащими детьми из семей слышащих родителей, многих из них учим с нуля.
— Сколько в Бобруйске преподавателей жестовой речи?
— Три: я, Елена Иванова и Елена Бондарович, все работают в нашей школе.
— На ваш взгляд, у нас созданы условия для того, чтобы люди с нарушением слуха могли жить полноценной жизнью?
— В последнее время для этого делается многое. Созданы специальные садики. В Минске и в каждой области существуют специализированные школы, кстати, наша является единственной в Могилевской области. Из 138 ее учащихся 123 — бобруйчане, остальные — иногородние. Во многих странах, если рождается ребенок с нарушением слуха, семью обязывают изучить жестовый язык, также им обязаны владеть продавцы, милиционеры и т.д. Сейчас это приходит и к нам — в Беларуси начали обучать жестовому языку работников МВД. С появлением у нас магазинов самообслуживания слабослышащим людям стало удобнее совершать покупки самостоятельно. Появилась связь с медициной, МЧС, диспетчерской службой лифтов с помощью смс-сообщений.
— Вы ведете курсы жестовой речи. Кто их посещает?
— Родители наших учащихся и педагоги школы. Все наши преподаватели в той или иной мере владеют жестовой речью. Хотя все предметы преподаются на простом языке, наши ученики считывают информацию с губ. Иногда просто слышащие люди желают выучить жестовый язык. Курсы у нас бесплатные.
«По натуре я — романтик»
— Чья это идея — создать театр жестовой песни «Лучики надежды»?
— Идея создать такой театр родилась у меня спонтанно. Наши дети очень любят музыку, независимо от степени потери слуха. Иной раз приходилось наблюдать, как они станут возле колонки во время подвижных перемен, обнимут ее и наслаждаются, чувствуя ритм от вибрации. У глухих детей очень развито чувство ритма. Нередко они обращались ко мне с просьбой научить их исполнять жестами какую-нибудь песню… Так потихоньку родилась идея создания театра жестовой песни. Конечно, это большая работа. Дети не слышат музыку, они исполняют песню жестами на определенный счет. Жесты должны совпадать с ритмами, быть красивыми. К песням у нас идет подтанцовка, этим занимается хореограф.
— Чем любите заниматься в свободное от работы время?
— По натуре я — романтик. Если есть возможность куда-то поехать, никогда ее не упущу. Иногда поездки организует руководство нашей школы. В прошлом году мне предложили сопровождать группу детей в Испанию. Там отдыхали в лагере, дети проходили обследование, им дарили новые аппаратики. По воскресеньям мы с младшей дочерью ходим в бассейн. Люблю вязать, но занимаюсь этим нечасто.
НАША АНКЕТА
Кто вы по знаку Зодиака? — Водолей.
Ваш любимый цвет? — Сиреневый, фиолетовый.
Ваше любимое блюдо? — Обожаю колдуны, блины с мачанкой и капусту в любом виде.
Что предпочитаете выпить? — Кофе. На праздники предпочитаю выпить немного водки.
Ваше любимое животное? — У меня дома живет любимый декоративный кролик по кличке Малыш.
Что любите читать? — Любимая книга — «Королек — птичка певчая».
Фильм, который вам запомнился? — «Служебный роман».
Верите ли вы в жизнь после смерти? — Да.
Место, где вам хотелось бы побывать? — На каком-нибудь большом, ярком фестивале.
Ирина РЯБОВА. Фото автора и из архива гостьи.