Учитель школы-интерната для детей с нарушением слуха Татьяна Щемерова: «Жестовую речь я понимала с пеленок...»

6620

Учитель Бобруйской школы-интерната для детей с нарушением слуха Татьяна Ивановна Щемерова.Учитель Бобруйской школы-интерната для детей с нарушением слуха Татьяна Ивановна Щемерова.

Татьяна Ивановна Щемерова ведет урок.Татьяна Ивановна Щемерова ведет урок.

Таня Щемерова в детстве.Таня Щемерова в детстве.

Татьяна Ивановна Щемерова (слева) со своими учениками на экскурсии.Татьяна Ивановна Щемерова (слева) со своими учениками на экскурсии.

Учитель школы-интерната для детей с нарушением слуха Татьяна Ивановна Щемерова со своими дочками — студенткой Анастасией иУчитель школы-интерната для детей с нарушением слуха Татьяна Ивановна Щемерова со своими дочками — студенткой Анастасией и школьницей Ксенией.

Цитата: «Я родилась в семье у глухих родителей»

Татьяна Ивановна Щемерова работает в Бобруйской школе-интернате для детей с нарушением слуха учителем начальных классов, жестового языка и развития жестовой речи, руководит курсом жестовой речи для работников школы и родителей, театром жестовой песни «Лучики надежды». В этом году принимает участие в конкурсе «Учитель года». И еще это удивительно позитивный, деятельный человек с необычной судьбой.

 

Родилась: в феврале 1966 года в Бобруйске. Мама работала на учебно-производственном предприятии глухих, папа — на мебельной фабрике.

Училась: в школе № 5, Горецком педучилище, в пединституте им. Танка по специальностям «Сурдопедагог» и «Преподаватель-переводчик жестового языка».

Работала: учителем начальных классов в школе № 21, воспитателем в детсаду на Дальнем Востоке, с 1995 года — в Бобруйской школе-интернате для детей с нарушением слуха.

Семья: разведена, имеет двух дочерей. Анастасия — студентка-заочница 3 курса отделения сурдопедагогики БГПУ им. Танка, 9-летняя Ксения — ученица гимназии № 3.

 

«Верю в родовые проклятия»

Татьяна Ивановна выбор вами такой специальности — сурдопедагог — это случайность?

— Не совсем. Так получилось, что я родилась в семье у глухих родителей. Жестовую речь понимала едва не с пеленок и даже поначалу не знала, что можно общаться иначе. Позже родители  отдали меня в круглосуточный садик, чтобы я училась разговаривать. Лет с пяти они везде меня брали с собой, я стала их «ушами».

А все остальные в вашей семье слышали?

— Да, я и два моих брата слышат, и мои дочери тоже. Две моих покойных тетушки и дядя по маминой линии были глухими, но у всех, и у родителей глухота приобретенная, а не наследственная. Все они теряли слух где-то к двум годам. Я уверена, что есть родовые проклятия. Мама рассказывала, что маленькая слышала, как за окошком куры кудахтали, петух пел, а потом в одно мгновение все звуки мира для нее затихли. А папа потерял слух после того, как в раннем детстве переболел отитом.

Вы учились в обычной школе…

— После окончания 8 классов я решила куда-нибудь поступать, без разницы куда — просто не хотела оставаться в школе. Морально мне там было очень тяжело, с самого начала на меня в школе повесили ярлык. Было такое, что даже преподаватель по биологии, когда проходили тему генетики, наследственности, сказала: «А вот у тебя могут быть глухие дети». И сейчас ком к горлу подкатывает, когда это вспоминаю. Мне постоянно приходилось доказывать, что я такая же, как все.

 

«Уходила с работы со слезами на глазах»

Сначала вы работали в простой школе, теперь — в школе-интернате для слабослышащих детей. Не тяжело было перестраиваться?

— Первые две недели я уходила со школы-интерната со слезами на глазах. Несмотря на знание жестовой речи, я не могла понять детей, а они — меня. Психология глухих отличается от психологии слышащих. Они очень недоверчивы и бывают очень беспардонны, что поначалу меня шокировало. Детям, не слышащим, трудно объяснить многие вещи. 

Некоторые дети приходят к нам, не зная ничего. К сожалению, есть родители, которые до 6-7 лет не отпускают их никуда, даже в специализированный речевой садик. Конечно, нельзя назвать этих детей «маугли», но они очень изолированы от внешнего мира. Особенно тяжело со слабослышащими детьми из семей слышащих родителей, многих из них  учим с нуля.

Сколько в Бобруйске преподавателей жестовой речи?

— Три: я, Елена Иванова и Елена Бондарович, все работают в нашей школе.

На ваш взгляд, у нас созданы условия для того, чтобы люди с нарушением слуха могли  жить полноценной жизнью?

— В последнее время для этого делается многое. Созданы специальные садики. В Минске и в каждой области существуют специализированные школы, кстати, наша является единственной в Могилевской области. Из 138 ее учащихся 123 — бобруйчане, остальные — иногородние. Во многих странах, если рождается ребенок с нарушением слуха, семью обязывают изучить жестовый язык, также им обязаны владеть продавцы, милиционеры и т.д. Сейчас это приходит и к нам — в Беларуси начали обучать жестовому языку работников МВД. С появлением у нас магазинов самообслуживания слабослышащим людям стало удобнее совершать покупки самостоятельно. Появилась связь с медициной, МЧС, диспетчерской службой лифтов с помощью смс-сообщений.

Вы ведете курсы жестовой речи. Кто их посещает?

— Родители наших учащихся и педагоги школы. Все наши преподаватели в той или иной мере владеют жестовой речью. Хотя все предметы преподаются на простом языке, наши ученики считывают информацию с губ. Иногда просто слышащие люди желают выучить жестовый язык. Курсы у нас бесплатные.

 

«По натуре я — романтик»

Чья это идея — создать театр жестовой песни «Лучики надежды»?

— Идея создать такой театр родилась у меня спонтанно. Наши дети очень любят музыку, независимо от степени потери слуха. Иной раз приходилось наблюдать, как они станут возле колонки во время подвижных перемен, обнимут ее и наслаждаются, чувствуя ритм от вибрации. У глухих детей очень развито чувство ритма. Нередко они обращались ко мне с просьбой научить их исполнять жестами какую-нибудь песню… Так потихоньку родилась идея создания театра жестовой песни. Конечно, это большая работа. Дети не слышат музыку, они исполняют песню жестами на определенный счет. Жесты должны совпадать с ритмами, быть красивыми. К песням у нас идет подтанцовка, этим занимается хореограф.

Чем любите заниматься в свободное от работы время?

— По натуре я — романтик. Если есть возможность куда-то поехать, никогда ее не упущу. Иногда поездки организует руководство нашей школы. В прошлом году мне предложили сопровождать группу детей в Испанию. Там отдыхали в лагере, дети проходили обследование, им дарили новые аппаратики. По воскресеньям мы с младшей дочерью ходим в бассейн. Люблю вязать, но занимаюсь этим нечасто.

 

НАША АНКЕТА

Кто вы по знаку Зодиака? — Водолей.

Ваш любимый цвет? — Сиреневый, фиолетовый.

Ваше любимое блюдо? — Обожаю колдуны, блины с мачанкой и капусту в любом виде. 

Что предпочитаете выпить? — Кофе. На праздники предпочитаю выпить немного водки. 

Ваше любимое животное? — У меня дома живет любимый декоративный кролик по кличке Малыш.

Что любите читать? — Любимая книга — «Королек — птичка певчая».

Фильм, который вам запомнился? — «Служебный роман».

Верите ли вы в жизнь после смерти? — Да.

Место, где вам хотелось бы побывать? — На каком-нибудь большом, ярком фестивале.

 

Ирина РЯБОВА. Фото автора и из архива гостьи.