Бобруйские наркоманы будут получать метадон бесплатно

4939

Вот через это окошко медсестра Елена Губарева будет выдавать бобруйским наркоманам метадон.Вот через это окошко медсестра Елена Губарева будет выдавать бобруйским наркоманам метадон.

23 ноября в бобруйском наркодиспансере открылся кабинет заместительной метадоновой терапии. Это первый подобный кабинет в Могилевской области, где наркозависимые люди смогут бесплатно получать наркотический препарат, заменяющий другой наркотик.

Красную ленточку перерезают председатель Бобруйского горисполкома Дмитрий Бонохов и представитель ООН в Республике Беларусь Ольга Кузьменок.

Как рассказал нашему крреспонденту врач-психиатр-нарколог Юрий Князев, суть данного вида терапии в следующем: наркозависимый человек принимает внутрь лекарственный препарат — раствор метадона гидрохлорида. По сути, это тоже наркотик, но подбирается такая его доза, которая не вызывает эйфории, ломки, и вместе с тем человек находится в состоянии психологического комфорта. Причем, бесплатно.

— Это способствует отказу от потребления «уличных» наркотиков, а со временем и вовсе помогает избавиться от зависимости, — говорит Ю. Князев. — По результатам работы аналогичных кабинетов в других городах можно говорить об эффективности метода. Есть примеры, когда  ранее наркозависимые люди вернулись к нормальной жизни, устроились на работу, создали семьи. Мы сейчас осуществляем запись «добровольцев» — людей, которые хотят избавиться от наркотической зависимости. Пока записано 10 человек, нам поставлена задача создать группу в 50 человек.

Главврач Бобруйской центральной больницы Владимира Гацко сообщил, что сегодня в наркодиспансере на учете стоит 159 наркозависимых, 51 — на профилактическом учете, есть среди них и ВИЧ-инфицированные. Большинство же наркозависимых людей имеют вирусный гепатит. 

Кабинет заместительной метадоновой терапии в Бобруйске: врач-психиатр – нарколог Елена Широкая будет назначать индивидуальную дозу препарата метадон наркозависимым.

Заместительная терапия осуществляется в рамках Программы развития ООН «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь». Проект финансируется Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

Этот вид терапии используется во всех странах Европы и США. В Могилевской области Бобруйск является ее «первооткрывателем».

Координатор программ ООН в Беларуси Ольга Кузьменок рассказала об эффективности данной программы с экономической точки зрения:

— Стоимость лечения метадоном одного пациента в год составляет примерно 120 долларов. Нелегальный наркопотребитель обходится государству как минимум в 20 тысяч долларов. Поэтому мы рады, что наше государство поддерживает программу заместительной терапии.

Ирина РЯБОВА. Фото автора.

А КАК У НИХ?

Опыт продвинутой Швеции

Ассистент кафедры психиатрии и наркологии БелМАПО врач-психотерапевт Сергей Попов раньше критично относился к заместительной терапии из-за царивших в обществе предубеждений. Но все они были развеяны после поездки в Швецию — одну из первых стран в мире, где начала применяться заместительная терапия.

Во-первых, считает специалист, к наркозависимым пациентам нужно относиться по-другому. «Не нужно винить человека за то, что по каким-то причинам он пришел к наркотикам. Надо обходиться с ним как с больным человеком и помочь ему выжить», — подчеркивает он.

Во-вторых, при стаже употребления опиоидных наркотиков более трех лет в рецепторах головного мозга происходят необратимые изменения, поэтому добиться полного отказа от наркотического вещества удается лишь в очень редких случаях.

«В-третьих, есть проверенные данные многочисленных качественных исследований. Человек имеет возможность вернуться в жизнь, иметь работу, семью. Это снижает уровень преступности и распространение ВИЧ-инфекции», — отметил Сергей Попов.

Во время своей поездки врач общался с людьми, которые проходят заместительную терапию 20-30 лет: «Они признавались, что если бы не эта программа, они бы давно уже умерли».

В Швеции пациенты, уже находящиеся в программе некоторое время, получают метадон по рецепту в аптеках и принимают его как лекарство — как гипертоник принимает таблетки от давления, а диабетик колет инсулин. Если этого не сделать, человек попадет в зону высокого риска возвращения в наркоманическую систему со всеми вытекающими последствиями: преступность, ВИЧ-инфекция, гепатиты, передозировка, и в итоге — смерть.

На вопрос о том, что, по сути, метадон не лечит от наркомании, а лишь позволяет контролировать зависимость, Сергей Попов ответил, что чаще всего эту болезнь невозможно вылечить: «Изменения в рецепторах настолько фатальны, что потребность в веществе остается на всю жизнь. Даже завязавший наркоман все равно остается зависимым человеком, и всегда есть риск рецидива. От наркомании нет излечения, есть ремиссия — стойкая, порой на всю оставшуюся жизнь, или нестойкая».

Ломка от метадона может возникнуть, только если он принимается несистемно или взамен другого наркотика. От него нет эйфории, поэтому бесконтрольное употребление повышает риск передозировки.

У Беларуси, по мнению специалиста, пока мало опыта, не хватает психосоциальной помощи. «Даже именно социальной — трудоустройства, налаживания коммуникаций в обществе, адекватного общения с семьей и близкими. К тому же в обществе много стигмы: к наркоману относятся как к отбросу общества, хотя это человек, попавший в большую беду», — считает эксперт.

Naviny.by.