Директор автобусного парка Владимир Васильевич Стельмак.
Владимир с сестрами Натальей и Людмилой.
Цитата: «Жена старается ездить только на автобусах, редко – на маршрутках»
Родился: 24 августа 1963 года в деревне Телуша.
Учился: окончил Телушскую СШ, Бобруйский автотранспортный техникум.
Работал: таксомоторный парк (слесарь, начальник мастерских, начальник снабжения, главный инженер, директор), грузовой автопарк № 1 (главный инженер), с 2005 года — директор автобусного парка № 2.
Семья: жена Анна Михайловна — педагог-воспитатель в Доме ребенка, сын Вадим и дочь Татьяна.
«И день рождения, и свадьба у меня были в один день»
– Владимир Васильевич, расскажите о своем детстве.
– Представьте себе деревенскую семью. Отец мой, Василий Александрович, всю жизнь проработал в колхозе механизатором. Его, к сожалению, уже нет в живых. Мама, Валентина Сергеевна, работала в спецшколе. Две сестры у меня младших, имеют высшее образование. Наталья работает начальником отдела статистики города и района. Людмила — начальником информационно-вычислительного центра. Родители все время были заняты, поэтому я с детства приучен работать. Помогал отцу на комбайне. Отец был звеньевым по выращиванию картофеля. Это сегодня я смотрю на сельское хозяйство в бывшем колхозе Мичурина, сейчас — филиал «Красного пищевика», и удивляюсь. Они сегодня сажают где-то 10, максимум 20 гектаров картошки, а в те годы были три бригады, и по 120 гектаров сажали. Отец у меня был авторитетный, имел Орден славы 3-й степени и другие награды.
– А где вы служили?
– Служил в ракетных войсках в Бологом, это где-то между Ленинградом и Москвой. В армию сам хотел идти. У нас в деревне считалось, что если кто не служил, значит, у него не так что-то, болезни какие-то, отклонения. Потому и сын мой в армии отслужил.
– Дети по вашим стопам в профессии пошли?
– Дочь моя в этом году окончила Гомельский торгово-экономический университет, работает товароведом в Бобруйском РАЙПО. А сын окончил автотранспортный колледж, работал у меня в грузовом парке № 2 инженером-диагностом. А последние полтора года работает механиком в автопарке. У него наследственная любовь к машинам, он у меня с четвертого класса уже умел ездить на машине. У нас в роду все мальчики тянутся к технике. Сейчас Вадим живет отдельно, со своей семьей. Дочь с мужем пока у меня живут, но вот-вот должны получить квартиру.
– Как вы познакомились с женой?
– Она у меня тоже из Телуши. Я тогда учился в техникуме, а ее брат пригласил меня на свои проводы в армию. Там и познакомились. Это было в мае 1985 года. А уже 24 августа мы поженились. И день рождения, и свадьба у меня были в один день.
– Исходя из собственного опыта, можете вы сказать, что быстрые браки – счастливые?
– Мы почти 27 лет вместе. Детей воспитали. Для человека что самое главное? Посадить дерево, построить дом… Дерево я посадил, и не одно. Что касается строительства — у меня в городе практически достроена квартира. В деревне два участка: мамаша живет и теща. И там помогаю, и там. Но, в основном, у мамы веду строительство. Всю работу я делаю сам.
«Первая моя машина – «шестерка»
– Расскажите о своей работе.
– Когда я работал в таксомоторном парке начальником отдела снабжения, у меня первая была машина УАЗ-330301 — бортовой грузовичок, а потом был РАФ-2203. И на этих машинах мы доезжали до Урала. У меня был водитель, но я и сам ездил. Ездили и в Тюмень, и в Асбест, и в Череповец, всю Украину проезжали. Я тогда много где побывал. Раньше сложно было достать карбид, ездили за ним аж в Таганрог. Раньше и ездить было проще. Директора договорились между собой, нам пачку талонов на бензин выдали, доверенность — и поехали.
– А вам машину больше нравится водить или чинить?
– В первой моей машине, а это был «жигуль», я все делал сам. А сейчас такие машины… Ну что я в своей «авдюхе А6-й» стану лазить? Только масло поменяю. Остальное мне сын делает.
– Какая у вас первая машина была?
– ВАЗ-2106, чистая «шестерка». Тогда мне было 23 года.
– Сегодня многие стремятся в Россию. Там больше заработок…
– Еще лет 8-9 назад я и сам думал уехать. Меня тогда приглашали в компанию международных перевозок. Но я не привык бегать. Мне предлагали и в Минск уехать. Но я не хочу менять что-то. Мне нравится в Бобруйске.
– А водители от вас не бегут?
– У нас не сильная, но есть текучка. А что делать, если они в России получают за ту же самую работу полторы тысячи долларов. И наши бывшие водители там работают, на международных перевозках. Газеты открываешь — требуются, требуются на работу в РФ...
– Автопарк обновляется?
– За последние 6 лет мы обновились значительно. Ежегодно где-то процентов на 12-15 пополняемся новыми автобусами. В этом году получили МАЗа-105-го, «Радзимича», МАЗа-206-го — пригородный вариант, 27-местный. Сегодня получаем автобус особо большой вместимости – МАЗ-105, так называемая «гармошка». Ну и четыре автобуса большой вместимости МАЗ-103. Хотя сегодня на заводе автобусы взять тяжело. При поддержке нашего мэра и нашего земляка Александра Васильевича Боровского, генерального директора БелАвтоМАЗа, спасибо ему огромное, Бобруйск получает эти автобусы.
– А сами вы на автобусах ездите?
– Иногда сажусь в автобус, чтобы посмотреть, как работают. И сразу на планерке рассказываю, где у нас есть какие вопросы. Бывает, едешь, а остановку не объявляют – сразу примечаешь. Жена старается ездить только на автобусах, редко – на маршрутках. У сына и дочери свои машины.
«Все автобусы в автопарке освящены»
– Как обстоят дела в автопарке?
– У нас на сегодняшний день 73 маршрута. Если в 2005 году давали на город только 48 автобусов, то сегодня – 78 по будням. Из них где-то 35 городских, 28 пригородных, 10 междугородних и 1 международный. Два международных было. В Санкт-Петербург отправляли один, но он пошел с убытками, потому временно приостановили. В Москву идет хорошо. 60% дохода нам дают городские перевозки. Если на городе зарабатываем где-то 1,5 миллиарда в месяц, то на заказных перевозках, в том числе и разовых – около 200 миллионов. У нас в области – самый высокий результат по заказным перевозкам. Мы выделяем автобусы и на свадьбы, и на похороны. Туристические услуги оказываем. И в Хмельницкий возим, и в дальнее зарубежье. Наши автобусы были во Франции, Германии… Возим хоккеистов, футболистов. Кроме того, у нас стоянка платная есть, мы оказываем предрейсовый медосмотр, техосмотр, услуги по ремонту.
А вот от городских и пригородных перевозок мы имеем только убытки. Окупаемость за 9 месяцев 2011 года по городу — 70%, по пригороду — 66%, а дотаций от государства мы получаем где-то 13% по городу и 16 – по пригороду. Хотя по всем нормативам должно быть 25. Представляете? У нас постоянная нехватка денежных средств. Цены на топливо растут, к январю 2011 года они поднялись в 2,2 раза, на запасные части — в 3,8 раза.
– Проезд все время дорожает. А сколько он должен быть, чтобы покрыть ваши расходы?
– Вы понимаете, мы не успеваем его пересчитать. Сегодня проезд должен стоить где-то 1.800-2.200 рублей. Пассажиры покрывают расходы только на 40%, а остальное все лежит на парке и дотациях. С 1 ноября подняли до 1.100. Это первое ощутимое подорожание. Мы от начала года подняли проезд только на 5%. Что это? То, что раньше стоило 700 тысяч рублей, стало стоить 2 миллиона 100. На «МАЗах» все запчасти, как на «Мерседесе», и стоят в долларах.
– Вы верующий человек?
– Я воспитывался атеистом. Сейчас в церковь раза два в год могу зайти по праздникам. Все автобусы у меня освящены. Приглашаю отца Елисея. Вроде, помогает, автобусы меньше в аварии попадают. Своя машина у меня тоже освящена.
– Чем вы занимаетесь в свободное время?
– Участками, которых у меня два. У меня даже трактор «Беларус» есть в деревне, и сам на нем работаю. Выходные провожу в деревне.
– Мне показалось, что у вас в жизни есть все. Но, может, вы о чем-то мечтаете?
– Я мечтаю только об одном. Чтобы прийти на работу и не думать, где взять деньги, чтобы купить запчасти и заплатить людям достойную заработную плату. 1 миллион 600 тысяч рублей сегодня — это не заработок для водителя автобуса. У наших водителей заработная плата, как у водителей грузовиков. Те возят песок, а они – людей.
НАША АНКЕТА
Кто вы по знаку зодиака? – Дева.
Ваш любимый цвет? – Мне нравится все непестрое. Зеленый цвет. Цвет весны.
Любимое блюдо? – Драники.
Что предпочитаете выпить? – Водку хорошую.
Любимое животное? - В деревне две собаки, а в квартире никого не могу держать.
Что любите читать? – На детективы последнее время потянуло.
Фильм, который вам запомнился? – «Весна на Заречной улице». В нем все сказано.
Верите ли в жизнь после смерти? – Я даже не задумываюсь об этом.
Место, где вам хотелось бы побывать? – Я не романтик, скорее домосед. Во времена, когда работал в снабжении, дома редко появлялся. А сейчас хочу спокойно сидеть дома.
Екатерина ДАНИЛЬЧЕНКО. Фото автора и из архива гостя.