При слове «кузнец» мы представляем себе человека с рельефными мускулами, стоящего у пылающего горна, держащего в одной руке клещами раскаленную заготовку, а в другой – тяжелый молот.
Однако современный кузнец на машиностроительном не такой. Вместо горна у него большая печь. С одной стороны обычая нагревательная, куда можно закладывать множество заготовок, с другой – щелевая, рассчитанная на одну деталь. Вместо молота… тоже молот, но электрический, ковочный, которым кузнецы могут вытворять просто чудеса: молот способен в лепешку раздолбать железную болванку, а опытный кузнец на таком молоте может закрыть спичечный коробок, не раздавив его.
Руководит кузнецами и участком на Бобруйском машиностроительном заводе мастер Ирина Повечаровская. Кузнецов на кузнечно-сварочном участке немного – Сергей Шкутко, Сергей Бусел и Вадим Хотько. Работают давно. Как говорит мастер, она после техникума на заводе уже 10 лет, а они работали еще до ее прихода на предприятие.
Идет текущий ремонт нагревательной печи.
Постоянная работа кузнецов – изготовление деталей для насосов, сейчас - для нефтяных насосов. Привычное дело для опытных тружеников. Как и все на предприятии, удовлетворены тем, что завод вошел в состав крупной российской группы предприятий, что позволит не только многократно повысить выпуск продукции, но и дать новый стимул для развития родного предприятия.
В тот день, когда мы пришли на кузнечно-сварочный участок, кузнецы не работали, шел текущий ремонт нагревательной печи. Но в остальном работа кипела: в помещении участка сверкали синие огни электросварки, у нагревательной печи суетились рабочие, мастер Ирина Повечаровская давала указания подчиненным. Обычный день, каких много.
Александр МАЗУРЕНКО. Фото автора.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Важное место, занимаемое молотом в цепи производства, объясняется огромным значением ковки в общем технологическом процессе получения изделий из железа.
Зарождение ковки связано с сыродутным способом восстановления железа. Крица мягкого железа, извлеченная из домницы, имеет рыхлую ноздреватую структуру. Поры ее были заполнены шлаком. Чтобы получить высококачественное железо и сталь для изготовления инструментов, шлак следует удалить, а поры заварить. Это как раз и достигается ковкой.
Ковать металл можно было только нагревая его до сварочного жара: удары, наносимые молотом, должны быть максимально мощными, чтобы сварка в местах расслоения действительно произошла и не образовались пустоты. Кроме того, из горячего металла сильные удары выжимают остатки шлака, что также увеличивает качество железа.
В древности все кузнечные работы полностью выполнял сам кузнец. В дальнейшем произошло разделение труда — наиболее квалифицированную часть работы продолжал выполнять кузнец, а тяжелую, малоквалифицированную, — молотобойцы, работавшие под его руководством. Кузнец работал молотком в 1–2 кг, а молотобойцы — кувалдами, вес которых доходил до 12 кг. Кувалды насаживались на длинные рукояти из твердых, упругих, нещепящихся пород дерева. Длинная рукоять позволяла удерживать кувалду обеими руками и бить круговыми движениями "в размах".
Разделение труда между кузнецом и молотобойцем открыло позже возможность механизировать тяжелые однообразные удары, производимые последним, и передать его работу механизму.