Дефицит картофеля нам не грозит. Но есть другие проблемы...

1796
Почему растет цена на картошку?

На центральном рынке Бобруйска 6 сентября частники продавали бульбу по 1.800-2.300 рублей за кило, крупный картофель изНа центральном рынке Бобруйска 6 сентября частники продавали бульбу по 1.800-2.300 рублей за кило, крупный картофель из кировского «Рассвета» предлагали во по 1.530.

Все мы помним конец прошлого и начало этого года, когда цены на исконный белорусский продукт — картошку — поползли вверх. Причиной этого стал ее неурожай, вывоз за пределы республики и отсутствие условий для хранения клубней в зимний период. Выводы были сделаны тут же: весной площади под бульбу увеличили и коллективные хозяйства, и частники. Погода не подвела, урожай нынче хороший, и дефицит картофеля нам не грозит.

В хозяйствах Бобруйского района под картофель отвели в этом году 1.163 гектара, что больше, чем в предыдущем. На 200 с лишним гектарах клубни уже выкопаны. Средняя урожайность по состоянию на среду составляла 283 центнера с гектара. Как всегда, в лидерах и по площади, и по урожайности — СПК «Гигант». Если в прошлом году здесь высаживали картофель на 280 гектарах, то в нынешнем под него отвели уже 450. Как сообщил председатель хозяйства Михаил Леваков, с каждого гектара выходит по 500 и более центнеров клубней.

Приемлемые, учитывая затраты, и цены на картошку. На центральном рынке Бобруйска 6 сентября частники продавали бульбу по 1.800-2.300 рублей за кило, крупный картофель из кировского «Рассвета» предлагали во по 1.530.

 

По-дешевке уже не скупят

Основные импортеры белорусской бульбы — россияне. Прошлой осенью они скупали ее в хозяйствах и у фермеров по, так сказать, символической цене — в среднем по 600 рублей за кило. А через два-три месяца у нас картошка стала в два раза дороже. Нынче, хотя и урожай хороший, такого уже быть не должно.

— Минсельхозпрод установил такую закупочную цену на картофель: 2 тысячи рублей за килограмм без НДС и 2.200 — с учетом НДС, — сообщил главный госинспектор Бобруйского района по контролю за качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов Владимир Баценко. — Россиян такие цены не устраивают. Приезжая, они предлагают скупить картошку по тысяче, а то и 900 рублей за кило, и, как правило, уезжают ни с чем.

И еще одну проблему обозначил инспектор — хранение урожая. Госзаказа на картофель нынче нет, а вот стабилизационный фонд создавать необходимо.

— Городские власти предлагают задействовать под этот фонд картофелехранилище на 20 тысяч тонн, которое строится в СПК «Гигант», — говорит Владимир Михайлович. — Но, во-первых, самому хозяйству оно нужно для хранения и товарного, и семенного картофеля. Во вторых, удивляет такое отношение к сельчанам: мало того, что вырасти урожай, так еще и думай, как сохранить «сборный» картофель стабилизационного фонда. Неужели городу трудно подобрать специальное помещение для этих целей? Ведь сколько пустующих складов, казарм в бывших воинских частях, которые заброшены и разворовываются… По крайней мере, на сегодняшний день вопрос с хранилищем пока окончательно не решен.

А вот мнение председателя СПК «Гигант» Михаила Левакова:

— Считаю, что закупочные цены на картофель, предлагаемые Минсельхозпродом, для сельхозпроизводителей нормальные. Что касается использования нашего хранилища для хранения стабилизационного фонда… Знаете, ведь государство помогает нам в его строительстве. Правда, работы немного затянулись — с февраля по июнь были проблемы с кредитными ресурсами. Но хранилище скоро сдадим, и урожай будет где хранить.

 

«Частная» проблема

Нынче бульба созрела рано, и большинство частников ее уже выкопало. Но с уборкой у сельчан нынче не все просто. Прошли те времена, когда выкопать картофель можно было за «спасибо» или за бутылку «чернила». Нынче нужно раскошеливаться, да еще как! Заплати, чтобы в августе «сбили» ботву — а это примерно тысяч 30 с десяти соток. За распашку одной сотки трактористы-частники на Бобруйщине берут в среднем 10 тысяч рублей. Считайте сами, во сколько обойдется «разгонка» участка в десять-двадцать соток. А еще, если семья небольшая, нужно нанять людей для уборки, причем также не бесплатно — минимум нужно стол накрыть.

Откуда такие цены? Не секрет, что сейчас основная надежда — именно на частника, у которого есть трактор и копалка. Причем, это, как правило, не выпивоха, готовый поработать за бутылку. И не колхозный тракторист, который в прежние времена мог запросто крутнуться на частную бульбу — сейчас с этим строго. С другой стороны, как не поднять расценки, если стремительно дорожают солярка, запчасти?

Спрос и предложение теперь взаимосвязаны. Что могло бы сбить цену на услугу по распашке картофеля на подворьях? Конечно же, более активное предложение. Но, несмотря на обилие программ поддержки личных подсобных хозяйств, пока не получается создать эффективную конкурентную среду в этом сегменте. Нет при сельских Советах, жилкомхозах специальных бригад, в которые мог бы обратиться сельчанин за помощью и где ее оказажут дешевле, чем тракторист-частник. Можно, конечно, «нанять коника» и подогнать борозды, но и это сейчас стоит немалых денег.

Это вопрос не праздный, ведь по-прежнему больше половины картофеля у нас выращивается в частном секторе. И если оставить хозяина подворья наедине с растущими ценами на обработку огородов, есть риск и продукции получить меньше, и лишить сельчанина возможности прокормить  свою семью.

Александр УДОДОВ. Фото автора.