Заведующий отделением эндоскопии БЦБ Геннадий Акулич.
Цитата: «Медицина стала техногенной, и в этом я вижу проблему»
Родился: в деревне Клетное Глусского района в 1957 году.
Учился: в Клетненской СШ, Минском медицинском институте (факультет «лечебное дело»).
Работал: ординатором в кардиологическом отделении, заведующим приемным отделением, с 1988-го — заведующий отделением эндоскопии бывшей больницы БШК, ныне Бобруйской центральной больницы.
Семья: жена Валентина Ивановна, сын Олег и дочь Анна, последняя уже замужем, есть внук Владик.
«Родился я в пути»
— Расскажите о себе, Геннадий Георгиевич.
— Родился я в пути. Было очень холодно.
— Это как?
— По дороге в роддом. Так стремился появиться на свет, что родился в лесу. Окончил среднюю школу в деревне Клетное. В 1974 году поступил в мединститут. Распределился в Бобруйск, в больницу тогда шинного комбината, где до сих пор работаю уже около 30 лет.
— Вы после школы сразу решили, куда поступать?
— Не сразу. У меня был и сейчас есть друг детства. Тоже врач. На три года старше меня. Работает в больнице скорой помощи. Гуща Станислав. Мы были соседями. Рядом была больница, участковая сельская, на 25 коек. Мы там все время играли. Видимо, это какой-то отпечаток наложило. И вот Станислав первый поступил и «заразил» меня. Я по его стопам пошел.
— Учились, наверное, хорошо?
— Да, одна четверка в аттестате была.
— Вы один в семье?
— Два старших брата. Средний, Игорь, тоже в медицине, живет в Осиповичах. Старший, Олег, уже на пенсии, живет в Глуске.
— Такая необычная у вас специальность — эндоскопист…
— Эндоскопией я начал заниматься в 1986-м, когда она только еще зарождалась. Все делалось на добровольных началах, никаких ставок и штатного расписания не вводилось. Глубокоуважаемый Хейдоров Юрий Петрович, он тогда был у нас главным врачом, привез в больницу первый гастроскоп. Поскольку я тянулся к технике, мне, как энтузиасту, было поручено-разрешено с ним работать. Литературы никакой тогда не было. Это было первое отделение эндоскопии в Бобруйске и открылось оно в 1988 году. До этого эндоскопией в Бобруйске занимались лишь врачи Черный и Ильченко.
«Всегда хотелось увидеть язву»
— Медицинская техника в 80-е годы и сегодня — земля и небо?
— Раньше был один рентген. УЗИ и в помине не было. На эндоскопические обследования возили в Могилев. Это было неудобно. Надо было развивать эту область. И мы, молодые врачи, рвались вперед. Здесь, где мы с вами сидим, была улица. После реконструкции благодаря упорству Хейдорова в больнице появился новый корпус. В 1989-м мы уже широко стали делать эндоскопические исследования в Бобруйске.
— И все же, чем может привлекать профессия, в которой надо рассматривать внутренности человека?
— Врач издавна стремился познать и увидеть своим глазом все. Одно дело — постучать, послушать. Другое — увидеть. Всегда хотелось увидеть ту же язву, потрогать ее инструментом, взять кусочек на анализ — отщипнуть и посмотреть, что это за язва. Это интересно. Или, например, кровотечение. Каковы его причины? Любознательность движет человеком. Другой профессии для себя я и не представлял. Мною всегда двигал интерес к точным наукам.
— Насколько же точна медицина, особенно в диагностике?
— Как говорили когда-то, медицина по точности — на третьем месте после философии и богословия. Но если говорить сегодня, то есть показатели: специфичность и выявляемость. По выявляемости эндоскопия дает на 99 процентов точный диагноз. А со взятием биопсии — на все 100 процентов. Также ультразвуковые методы исследования тоже стоят на уровне 99-100 процентов. Причем, методы безвредные, и один, и второй. Облучения рентгеновского нет. А теперь медицина стала техногенной, и в этом я вижу проблему.
— В чем именно?
— В том, что за технологиями мы порой не видим человека. Меньше разговариваем, меньше убеждаем. А ведь слово врача тоже лечит. И никто не дает права лишать даже безнадежного больного надежды на выздоровление. А с техникой уже не поспоришь…
Маленький пример. Мне мама рассказывала. Во время войны, когда ей было 14 лет, их везли из концлагеря. На территории Польши она заболела тифом. В коме была трое суток. И все уже подумали, что она умерла. И когда уже в госпитале пришла в себя, к ней подсел врач, дедок в халате, с седой бородкой. И первое, что он у нее спросил: «А что бы ты хотела покушать?». Она сказала: «Щей из кислой капусты». Вот разговор старого врача. А кто сегодня у больных на обходе спросит, чего бы им хотелось? Вот это сегодня и отрывает врача от больного. Но и плюсов современная наука имеет много.
«Люблю сажать деревья и кустарники»
— Где вы встретились со своей супругой?
— Супруга моя из той же деревни, что и я. Ходили в одну школу. Учились потом в одном городе. Женились после окончания института. А познакомились, когда я был во втором классе, а она пришла в первый. Тогда в деревнях в одном помещении учились два класса. Она сидела передо мной с маленькими белыми косичками. Мы дразнили друг друга, как это бывает в детстве. Так что, у нас стаж знакомства большой. Сейчас у нас двое детей. Как в песне: сын и дочь. Работать они пошли по стопам матери — «банкиры». Сын Олег работает в экономическом отделе «Белшины», дочь Аннушка, хоть и младшая, уже замужем. И конечно, самое ценное, что у нас появилось — внук Владик. Он уже Примаков, а не Акулич.
— А как вы отдыхаете?
— Люблю активный отдых. Есть у меня приятели — заядлые охотники. Возраст уже не тот, остепенились, но традицию продолжаем. Раньше это был адреналин, хвастовство, если попал в зверя. А сейчас хочется просто послушать собак, побыть один на один с природой. Да и законы охоты другие. И я по-другому отношусь к охоте: если стреляю в зверя, то не попадаю. Не хочется убивать. Это же красиво: гармония, зверь, природа.
— А дача у вас есть?
— Есть. Жена там занимается своими цветочками, а я деревья люблю сажать, кустарники. Она уже жалуется, что я весь участок засадил. Ну и еще из активных видов: бассейн и велосипед. Утром и вечером езжу на велосипеде. Дела в порядке благодаря зарядке. Можно с утра дойти до гаража, а можно сделать круг и проехать на велосипеде.
— Расскажите о своих планах.
— Я никогда не строю планов. Самый легкий способ удовлетворить свои желания — помечтать. Хотелось бы поработать с новейшими технологиями, которых еще нет в Бобруйске, на аппаратах высшего класса.
— Вы всю жизнь в Бобруйске. А в Минск не хочется?
— У меня однокурсники добились высот в столице. Стали заведующими отделениями, кафедрами. А я не люблю большие, шумные города. Характер у меня такой. Скажут: работай здесь, я и работаю.
Наша анкета
Кто вы по знаку зодиака? — Водолей.
Любимое время года? — Все времена любимые. Лишь бы на велосипеде можно было ездить.
Любимый цвет? — Цвет радуги.
Любимый праздник? — Тот, который в душе. Он приходит, когда я хочу.
Любимое животное? — Конечно, собака.
Любимое блюдо? — Колдуны со сметаной.
Что любите почитать? — Исторические романы. В последнее время потянуло на философские вещи. Всем рекомендую почитать «Цитадель» Антуана Экзюпери.
Есть у вас хобби? — Моя профессия и хобби совпали.
Любимая музыка? — Люблю Лепса послушать, БИ-2, несомненно, Антонова.
Верите ли в жизнь после смерти? — Никто не может сказать, что ее нет, так же, как никто не может сказать, что она есть. Поэтому порядочным надо быть при жизни.
Где бы вы хотели побывать? — На Камчатке есть вулкан. В тех местах, которые описал Валентин Пикуль в своем романе «Богатство».
Екатерина ДАНИЛЬЧЕНКО. Фото автора и из семейного альбома гостя.