15 июля Митрополит Минский и Слуцкий Филарет посетил с архипастырским визитом Бобруйскую епархию. Патриарший экзарх возглавил чин освящения отреставрированного здания Бобруйского епархиального управления.
В отреставрированном здании 1900-го года постройки, расположенном на территории женского монастыря Святых Жен-Мироносиц в Бобруйской крепости, разместятся приемная епископа Бобруйского и Быховского Серафима, административные службы епархии, магазин богослужебных принадлежностей.
Примечательно, что накупольный крест, возвышающийся над входом здания Бобруйского епархиального управления, был воссоздан по историческим сведениям и соответствует по форме крестам, которые венчали храм Александра Невского в Бобруйской Крепости до его разрушения в 1934 году. Крест покрыт позолотой.
После чина освящения здания епархиального управления владыка Филарет обратился с приветственным словом к духовенству епархии.
Фото Людмилы НОВИЦКОЙ и Виктора ШЕЙКИНА.
Смотрите также наш специальный фоторепортаж от 15 июля
Слово
Высокопреосвященнейшего ФИЛАРЕТА, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси на встрече с духовенством Бобруйской епархии
Ваше Преосвященство, дорогой владыка Серафим!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую всех Вас, собравшихся на этой встрече, и искренне благодарю Господа нашего за возможность нашего общения.
Бобруйская епархия – самая молодая епархия Белорусской Православной Церкви. Тем не менее, сегодня мы можем констатировать, что это одна из самых динамично развивающихся епархий, о чем свидетельствуют не только возрастающие количественные показатели, но и качественные аспекты епархиальной и приходской жизни.
Я искренне радуюсь тому, как в Бобруйской епархии обстоят дела в вопросах взаимодействия со светскими властями и учреждениями культуры. Особого внимания заслуживают успехи, достигнутые в вопросах сотрудничества с учреждениями образования: православная гимназия, православные классы, внеклассная работа с учащимися.
Сегодня наша паства становится более требовательной: ее запросы становятся все более утонченными и мы стоим перед необходимостью уже не столько увеличивать количество духовенства, но уделять особое внимание качеству его подготовки.
Неслучайно Архиерейский Собор РПЦ в Определении «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» уделяет так много внимания вопросу духовного образования духовенства. Полагаю, что вы все уже знаете, что клирикам, не имеющим в настоящее время духовного образования, надлежит в течение ближайшего года поступить в духовную семинарию. Было решено так же, что в диаконский сан теперь могут быть рукоположены только те, кто окончил как минимум духовное училище или два курса семинарии, а во священнический – те, кто имеет как минимум полное семинарское образование или образование в ином высшем учебном заведении РПЦ. К необходимости получать духовное образование призваны и монашествующие.
Однако стоит понимать, что вопрос об образовании не сводится только к наличию диплома. Вспомним Притчу о Талантах: тот, кто не развивается, тот деградирует – этот принцип касается духовных вопросов вообще, и образования в частности. Поэтому те, кто уже имеет дипломы и даже ученые степени, не должны останавливаться в своем росте и всячески заботиться не только о сохранности приобретенного, но и преумножении своих знаний.
Особое внимание стоит уделить вопросу работы с молодежью. Молодежь все меньше склонна к спонтанному приходу в храм. Рассчитывать на то, что наша Церковь сможет обновиться, не выходя за церковную ограду, не стоит. Нам, как в известной притче Иисуса Христа, стоит услышать призыв Господина, который велит нам: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой» (Лк. 15, 23). Бывают ситуации, когда не овцы идут за пастырем, а пастырь должен отправиться на поиск заблудших овец, оставив границы безопасного пастбища. Поэтому мы должны прилагать все силы к тому, чтобы молодые люди обретали через миссию церкви смысл своей жизни, своего существования. Работа с молодежью всегда была и впредь будет приоритетной задачей всей нашей Церкви.
Говоря о молодежи и подрастающем поколении, пастырям ни в коем случае не стоит забывать о собственных детях. К сожалению, нередко полностью отдающие себя своей общине священники и дьяконы, пребывают в нерадении о собственных семьях. Бывает так, что у священника для каждого найдется слово, но собственные дети остаются не только без пастырского окормления, но даже и без отцовского внимания и заботы.
Приход - слаженное взаимодействие открытой группы лиц, объединенной не только общей верой, но и личностными факторами. Христианская община, в идеале – это сообщество друзей, подлинное духовное братство. Очень важно следить за тем, чтобы в общине устанавливались добрые доверительные отношения между ее членами. И здесь, дорогие мои собратья, нам стоит начать, в первую очередь с самих себя.
Часто сам священник, будучи нетактичным, является источником эмоциональной нестабильности на приходе. Вспомним, как преподобный Серафим Саровский говорил, что для того, чтобы многие спаслись возле тебя, нужно самому стяжать дух мирен и безгрешен. Если нет мира в душе у пастыря, или если этот мир не Христов, то о какой слаженности и духовном родстве на приходе можно говорить? Каждый священник должен уподобить себя образу Доброго Пастыря – только так народ Божий сможет сплотиться вокруг него во всеобщей устремленности ко Спасению во Христе. Сам священник должен искать личного, «душевного» контакта с прихожанами и не ограничиваться исполнением треб и решением формальных «служебных» вопросов.
Согласно определению Священноначалием, мы должны стремиться к тому, чтобы в каждом населенном пункте православные христиане обозначили свое присутствие воздвижением храмов и часовен, молельных комнат и поклонных крестов.
В заключение хочу поблагодарить Вас дорогой Владыка Серафим, всечестные отцы, за ваше служение и соработничество на Ниве Христовой. Спасибо вам за все те труды и тяготы, которые вы несете – за то, что стараетесь выполнить слова апостола, который призывает всех нас быть образцом для верных словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою. (См.: 1Тим.4.12). Пусть Господь наш Иисус Христос ниспошлет всем нам духовной и физической бодрости, дабы мы, очистившись Духом Святым от всякой скверны, не в осуждение себе, но во спасение многих несли на себе благодать священства, переданную нам от святых Апостолов, молитвами которых да помилует нас всех Господь!
+ Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.