Художник-керамист Олег Ткачев: «Бобруйск — мой город!»

7728

Член Белорусского союза художников, художник-керамист, участник республиканских и международных выставок и пленэров по керамике
Олег Ткачев в редакцииЧлен Белорусского союза художников, художник-керамист, участник республиканских и международных выставок и пленэров по керамике Олег Ткачев в редакции «Вечернего Бобруйска».

С женой Викторией и дочерью Алисой.С женой Викторией и дочерью Алисой.

Цитата: «Я свои работы называю «цацки». Они — игра, игра с формой. И вся жизнь наша — игра»


Родился: в 1976 году поселке Пойковский Тюменской области.

Учился: до 3-го класса — на Украине, потом в Бобруйске в СШ № 19 и № 27. Окончил художественное училище в Мстиславле, Минский архитектурно-строительный техникум и Белорусский государственный университет культуры (отделение керамики).

Работал: в детской художественной школе им. В. А. Доморада. С 2004 года — член Белорусского союза художников.

Семья: жена Виктория Геннадьевна родом из Мяделя. Дети — Глеб (10 лет) и Алиса (3 года).

 

Работа Олега Ткачева «Ладья». Придумана после прочтения произведения Владимира Короткевича «Ладдзя роспачы».

 

«Бить морды — это не мое»

— Олег, как вышло, что вы родились в России, жили в Украине, а оказались в Бобруйске?

— Родители поехали на Север по комсомольским путевкам добывать газ и там познакомились. Поскольку на Севере школ не было, меня отправили на Украину, к бабушке по маме, где я жил и учился до третьего класса. А с 3-го по 11-й классы — уже в Бобруйске. В школьные годы профессионально занимался спортом, единоборствами… 

Кто вас направлял?

— Отец. У него был спортивный склад характера. Мне нравилось участвовать в соревнованиях. Перелом произошел где-то в 17 лет. Я начал слушать музыку, учиться играть на гитаре. Понял, что бить морды — это не мое, хоть у меня все данные были.

В выборе занятий вы шли по стопам родителей?

— Нет. Мои родители — простые рабочие. Мама в детском саду работала, отец — водителем. А то, что я рисовал хорошо, еще в школе замечали.

Но сначала вы увлеклись музыкой?

— Когда учился в Минске. Но больше слушал, чем играл. Художественное искусство было главным, музыка — второстепенной. Сейчас слушаю свои записи, альбомы тех лет — детский сад!

Что вас привело к художественному творчеству?

— После школы поступил в художественное училище Мстиславля на художника-оформителя. Там у нас была преподаватель, окончившая Львовскую академию. Основам рисунка научила меня именно она, привила любовь к художественному творчеству. Потом я поступил в Минский архитектурно-строительный техникум, на дизайн архитектурной среды. Уже там я начал понимать живопись, что такое краски, цвет…

 

«Через картины Рабкина я увидел Бобруйск настоящий»

— … А керамикой уже стал заниматься в университете. До этого я умел рисовать, знал все академические правила рисунка, но у меня не было самого главного, что нужно художнику — собственного взгляда на мир, вещи. Даже если какая-то идея была, и я пытался воплотить ее в рисунке, то понимал, что это не то… пока не встретил глину. Я почувствовал, что это — мой материал, и я могу в нем выражаться. 

А жену тоже в Минске встретили?

— Да, Виктория училась там же, на курс младше. Она занималась текстилем, батиком. У нас рано появились дети, и на нее легли материнские заботы. В моем творчестве жена играет большую роль. Когда ты еще учишься, а у тебя уже семья, дети — многие в таких ситуациях ставят крест на учебе, а я наоборот. Я учился на третьем курсе, когда у меня первый ребенок родился. У меня произошел прорыв в творчестве, я стал делать более глубокие работы. В то время мне даже премию ООН дали за работу «Человек и человеческое». Тут я осознал, что я — керамист. Когда оканчивал университет, я смотрел на своих одногруппников, как на детей. У меня уже свои дети, я работаю, а они еще мыслят, как школьники. Тогда я понял, что энергия семьи не мешает, а поддерживает и двигает вперед.

После окончания университета вы переехали в Бобруйск?

— Не сразу. Жена еще доучивалась. Я нашел работу в минской фирме. За год зарплаты я там практически никакой не получил, но зато освоил технологию изготовления печей. Пожили в Минске год-полтора, потом переехали в Бобруйск, потому что здесь есть этот старый дом (мастерская, где мы беседуем с гостем — прим. авт.), оставшийся от родителей. Буквально за месяц подготовил тут все, что нужно для моей работы.

Почему же не остались в Минске?

— Когда я учился в Минске, думал, никогда не вернусь в Бобруйск. Но побывал на выставке Абрама Рабкина, а он всю жизнь пишет Бобруйск, и был потрясен! Я приехал в Бобруйск и начал искать эти улицы с картин Рабкина, и увидел Бобруйск настоящий. Понял: Бобруйск — мой город! Сейчас я больших городов не переношу. Работаю с Беларусью и Россией, но делаю работы в Бобруйске. Пробовал работать в Бобруйске учителем в детской художественной школе имени Доморада преподавателем рисунка и керамики. Но понял, что не созрел для педагогики...



Творческая концепция Олега Ткачева: игра с формой на основе жизненных впечатлений. «Смотришь на мир и выдергиваешь из жизни те моменты, которые тебе близки. Потом пытаешься их воплотить. Вот был кусок глины, ты взял и вдохнул в него жизнь, и он начал жить.…»

 

«Горожанами не востребована керамика. Такова реальность»

Где лучше раскупают работы у керамиста: у нас или за границей?

— Керамика — это не хлеб, который нужен каждый день. Я свои работы называю «цацки». Они — игра, игра с формой. И вся жизнь наша — игра. Это не то, что я слепил фигуру, люди увидели — и переменилось все их отношение к жизни. Работы должны нести эмоции, энергию, идею человека. И если идея кому-то близка, он работу к себе возьмет. Если эти работы продавать у нас по реальной цене — навряд ли купят. Потому что у нас нет арт-рынка. Я свои работы уменьшаю и делаю в большом количестве. Тогда они выходят не слишком дорогими.

Бывают такие случаи, когда ко мне в Минске человек на выставке подошел и говорит: «А что это у вас ничего нового нет? Я все уже купил. У меня уже ваших 86 работ. Я специально стеллажи под них сделал». И фотографию мне показывает.

В Бобруйске в праздники выходят люди и продают керамические изделия, как вы к этому относитесь?

— Я тоже продаю. Но у нас эта торговля идет плохо. Есть провинциальные города в 10 тысяч населения, и там лучше продается керамика. Хотя Бобруйск считается керамическим центром. Здесь и школа художественная, и колледж, и пленэры по керамике каждый год проходят, где собираются лучшие керамисты из Беларуси и из-за границы. Как бы центр, но самими горожанами не востребована керамика. Такова реальность.

А как должно, на ваш взгляд, продаваться ваше творчество?

— Хотелось бы выйти на крупные галереи. Не у нас, потому что в Беларуси я со всеми галереями сотрудничаю. Хотя в Минске у меня раскупали по полвыставки работ. В Бобруйске делаешь выставку, а она никому не надо.  Никакого резонанса не происходит, даже в прессе появляются какие-то мелкие заметки и все. Поэтому я понял, что выставка нужна только самому художнику, как отчет о том, что ты делаешь. Выставки не являются целью творчества. Ты должен творить, когда в тебе живет идея. И не важно, будет она где-то представлена или нет. Стать всемирно известным, как Пикассо, Ван Гог? Работы Пикассо меня не впечатлили. Да мне и не нужна всемирная известность. Я ращу свой сад.

Как вы нашли свою индивидуальность в творчестве?

— Художник — это не то, что он  учился у преподавателя, тот его научил делать так, вот и все. Он состоит из всего, что он видит, впечатлений от жизни. Они создают твое мировоззрение. Смотришь на мир и выдергиваешь из жизни те моменты, которые тебе близки. Потом пытаешься их воплотить. Вот был кусок глины, ты взял и вдохнул в него жизнь, и он начал жить. А мог бы этот кусок земли остаться лежать.

 

«Люблю возиться с автомобилями»

Кто из учителей помог в вашем становлении?

— Глину для меня открыла Васюк Тамара Ивановна, преподаватель керамики в университете. А Рынкевич Владимир Иванович посвятил в акварель, научил работать с цветом и при этом анализировать то, что ты делаешь. Можно еще нашего бобруйского художника Колтыгина Валерия Аркадьевича отметить. Я у него не учился, но им восхищаюсь. А с Тамарой Васюк у нас осенью была совместная выставка. 

Как можно охарактеризовать керамиста?

— В любом виде творчества, не имеет значения, кисточку ты держишь или другой инструмент, имеет значение склад характера и сам материал. Глина совмещает все виды искусства: графику (это линия), цвет (живопись), скульптуру (это объем). В принципе, мы работаем со стихиями. Берется глина, смешивается с водой, сушится, потом обжигается.

Олег, а чему посвящено ваше свободное от творчества время?

— Люблю возиться с автомобилями, хотя особо в них не разбираюсь. На гитаре иногда играю. Слушаю аудиокниги параллельно с работой. Путешествую. В Беларуси уже по пальцам можно пересчитать места, где я был с семьей.

Екатерина ДАНИЛЬЧЕНКО. Фото автора и из архива гостя.

 

Наша анкета

Кто вы по знаку зодиака? — Козерог.

Ваш любимый цвет? — Коричневый. Не люблю ядовитые.

Ваше любимое блюдо? — Традиционные. Картошка жареная.

Что предпочитаете выпить? — Спиртное редко. А сейчас квас, потому что жарко.

Любимое животное? — Носорог. Недавно заказали фигуру. Начал искать по нему информацию и удивился, как можно таким уродиться!

Что читаете? — Классику русскую. Акунин Борис. Но больше аудиокниги. Люблю еврейских писателей. Севела — любимый писатель.

Запомнившийся фильм? — «Время цыган» Эмира Кустурицы.

Верите ли в жизнь после смерти? — В Бога верю. Насчет жизни после смерти не уверен. Но что-то есть.

Где хотели бы побывать? — Китай и Индия. Там истоки цивилизации. Европа мне скучна.

 

Посетите страницу Олега Ткачева на сайте artfolk.by

где представлены его работы!