Руководитель бобруйского мотоклуба «Ночные волки» Арман Жанайдаров в редакции «Вечернего Бобруйска».
Арман с дочерью Кариной на прошлогоднем мотофестивале «Волчьи тропы».
Цитата: «В поисках своего мотоцикла я провел не один год, пока понял, какой меня устраивает»
3 июня в урочище «Глинище», что в 3 км от Бобруйска, пройдет мотофестиваль «Волчьи тропы», организатором которого является ОО «Бобруйский мотоклуб «Ночные Волки». Руководитель этого общественного объединения байкеров Арман Жанайдаров сегодня у нас в гостях.
Родился: 16 октября 1976 года в Бобруйске.
Учился: в бобруйских школах № 13 и 30, в высшем профессиональном строительном колледже г. Бобруйска.
Работал: на Бобруйском узле связи электромонтером телефонных линий, в строительном управлении № 13, последние пять лет ведет семейный бизнес (ЧУП «Кипчак»).
Семья: жена Татьяна вместе с Арманом занимается семейным бизнесом, являясь кассиром-операционистом ЧУП «Кипчак». Дочери Карине 11 лет, учится в гимназии № 1.
«Я всегда езжу аккуратно»
— Арман, кем были ваши родители?
— Отец Шахмат Жанайдарович был кадровым военным, танкистом, мать Жанна Васильевна — педагог, 37 лет отработала воспитателем в детском саду. После окончания службы отец работал на шинном. Сейчас оба на заслуженном отдыхе.
— И вы могли бы стать военным…
— Меня военная жизнь никогда не влекла и не впечатляла. Старший брат — да, пошел по стопам отца, выбрал армию. Сначала, как военный, строил БАМ, потом служил в Азербайджане, в Грузии, тогда там начинались первые военные конфликты. После окончания Высшей военной академии в Санкт-Петербурге — в Подмосковье. Сейчас он — военнослужащий запаса.
— А как возник ваш интерес к мотоциклам?
— Мотоциклы мне нравились с детства. Когда учился в 30-й школе, там был замечательный человек, в прошлом авиатор, он техническому творчеству учащихся отдавал массу времени, не жалел для этого собственных средств и город «напрягал» в этом отношении. Нам покупали мотоциклы, картинги, необходимую экипировку.
— Наверное, у родителей мотоцикл просили купить?
— То время, начало 90-х годов, было довольно сложным, и родители не могли себе позволить такую роскошь. Я, когда пошел работать, тоже не мог купить. Мечта оставалась мечтой долгие годы. И лишь четыре года назад я смог ее осуществить. А с другой стороны, и хорошо, что это случилось поздно, тем самым я избежал травм, аварий, что часто случается с молодыми. Я всегда езжу аккуратно.
«От кипчаков берет начало наш род»
— Как ваши близкие относятся к вашему увлечению?
— Жена Татьяна полностью меня поддерживает. У нас с ней на этот счет никаких разногласий нет, родители тоже относятся нормально.
— У вас есть свой бизнес?
— У нас небольшой семейный бизнес, несколько лет назад я организовал ЧУП «Кипчак». Сейчас осталась одна автомойка на рынке по улице Крылова. Но, очевидно, и ее придется закрыть, потому что улицу сейчас ремонтируют, и машины к мойке подъехать не могут. А потом здесь может начаться строительство, возведение двух жилых домов…
— А откуда такое название — «Кипчак»? Да и имя у вас необычное для нашего слуха…
— От кипчаков берет начало наш род. Мой отец — казах, я, естественно — тоже. Государство кипчаков процветало в 8-11 веках и занимало огромные площади не территории нынешней России, в районе Поволжья, Алтая и Казахстана. От кипчаков пошли турки, казахи, киргизы, узбеки и другие народности.
— Какие иные увлечения, кроме мотоспорта, у вас есть?
— Могу пойти в спортивный зал позаниматься. Можем собраться с друзьями в баре «Кочевник», который принадлежит мне, он находится в бане № 1 по улице К. Маркса. Но мотоцикл — это основное увлечение.
«Многие мотоциклы стоят дороже машин»
— Дорогой у вас мотоцикл?
— Многие мотоциклы стоят дороже машин — не берем в расчет самые дорогие машины и мотоциклы. Средняя стоимость более-менее хорошего мотоцикла начинается от 5 тысяч долларов. В основном все они, как и машины, бэушные, и цены на них в последние годы резко возросли из-за повышения стоимости таможенного оформления. Хотя объективных причин для этого лично я не вижу.
Первый мотоцикл, «Хонду», я купил в 31 год, затем его продал, купил еще один, затем еще. Мотоцикл — это такое индивидуальное средство передвижения, что, когда ты на него садишься, то понимаешь, подходит он тебе или нет (даже в силу твоих анатомических данных). Под каждый характер, я бы сказал, есть определенная модель мотоцикла. Некоторые предпочитают мотоцикл как средство путешествия, воспринимают его как символ свободы, и с моей точки зрения, на нем лучше путешествовать, чем на машине: ты находишься не в замкнутом пространстве, а свободно воспринимаешь окружающую действительность. В поисках своего мотоцикла я провел не один год, пока понял, какой меня устраивает.
— И какой же устраивает?
— Сейчас у меня «Чоппер, и я им вполне доволен.
— Вы говорите о «Хондах», «Чопперах», а наши, доморощенные мотоциклы, ни на что не годятся?
— Почему? У Минского мотовелозавода есть несколько хороших моделей. Но при всем уважении к заводу, его продукции и нашим патриотическим чувствам я вынужден признать, что продажа мотоциклов на внутреннем рынке должным образом не налажена и не организован сервис — продажа запчастей, ремонт, техническое обслуживание. А ведь всякий, кто покупает мотоцикл, думает о его ремонте, где брать запчасти. Эти проблемы мы сравнительно недавно обсуждали с генеральным директором завода Александром Сидоровичем Слуцким.
Но минские мотоциклы востребованы во Вьетнаме, некоторых странах Африки, Европы. Для жителей этих стран привлекательна цена и надежность белорусской техники. На нашем внутреннем рынке стоимость хорошей модели с хорошим дизайном колеблется в районе 3,5 тысяч долларов, за рубежом — около 5 тысяч. Но там белорусским мотоциклам приходится конкурировать с «Ямахами» — приблизительно такими же по цене.
«Мы не просто катаемся»
— Почему мотоклуб назван «Ночные волки»?
— Название придумал не я, оно существует уже более 20 лет. В 1987 году оно появилось неофициально, а в 1989-м первый мотоклуб «Ночные волки» был зарегистрирован в Москве. Наш мотоклуб появился чуть более года назад. В республике есть три отделения «Ночных волков» — в Минске, Гомеле и Бобруйске.
— Ваш клуб многочисленный?
— Нет. В него вступить не так просто. Многим желающим вступить в наш мотоклуб мы говорим: нужно, например, взять лопату и выкопать яму, вкопать столбы, оборудовать площадку для мотокросса; нередко после этого их энтузиазм испаряется. Для тех, кто любит более простые решения, есть мотокружки, в которых ребята собираются, катаются, им это интересно. А мы не просто катаемся, мы еще решаем ряд социальных проблем, организуем важные мероприятия, и не для того, чтобы собрать с людей деньги, а чтобы показать им, чем можно заниматься. В некоторой степени мы выполняем работу и ДОСААФ, и станции детского технического творчества. Стараемся возродить техническое творчество в среде молодежи, детей. Сейчас в этом почти полный развал. Много молодых, которые ничем не занимаются. У них есть только одно увлечение — компьютер. Но он не заменит живого общения, не заменит занятий спортом. Да, я тоже в детстве и юности с друзьями тусовался во дворах, в подъездах, но потом шел в спортзал. Занимался греблей, карате, рукопашным боем.
В прошлом году мы открыли два мотокружка — в Житковичах и Хойниках. Наш мотоклуб шефствует над детьми из неполных семей, детьми из приемника-распределителя. Но мы это не ставим в какую-то заслугу себе, это не разовая акция, а постоянная работа.
«Или мы проводим «Волчьи тропы» за небольшую плату, или не проводим вообще»
— В эти выходные снова состоится мотофестиваль под Бобруйском. Чем на этот раз удивите?
— Да, 3-5 июня за новым мостом через Березину состоится фестиваль экстремальных видов спорта «Волчьи тропы». На сегодняшний день он не имеет аналогов во всей Беларуси. На него традиционно приезжают байкеры (и не только) из всех областей нашей страны, из Украины, Крыма, России. Кто — на мотоциклах, своим ходом, кто — на поездах, автобусах, автомобилях. В прошлом году были гости из Македонии и Сербии. Сейчас ожидаем немцев и австрийцев. Обычно на фестивале бывает несколько тысяч человек, в прошлом году, по нашим прикидкам, его (вместе с бобруйчанами) посетило около 15 тысяч человек.
В этом году будут проводиться впервые соревнования по автокроссу, по водномоторным видам спорта (водные байки и скутера), пройдут бои без правил (встретятся сборные Беларуси и Украины), предусмотрены соревнования на джипах. Зрителей два дня (в пятницу и субботу) ожидают большие концертные программы, в субботу после концерта до 4-х утра — дискотека. Авторская программа нашего мотоклуба предусматривает спецэффекты, лазерное шоу, фейерверк.
— Очевидно, все это дорого?
— Да, всякое мероприятие сейчас стоит денег. В прошлом году было легче. Как и год назад, у нас есть несколько финансовых партнеров, но обстоятельства складываются не в нашу пользу. Мы рассчитывали на сценическую площадку Ледового дворца и на получение при этом скидок, но не получилось, приходится сцену, звуковые и световые эффекты заказывать «на стороне», не говоря о фейерверке, призах. Спасибо, городская и районная власти нам помогают, но все же обойтись своими средствами мы не сможем. Поэтому вопрос стоит так: или мы проводим мероприятие за небольшую плату для бобруйчан, или не проводим его вообще.
Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака? — Весы. Родился в год Дракона.
Ваш любимый цвет? — Черный и красный.
Любимое блюдо? — Плов. И еще бешбармак.
Что предпочитаете выпить? — Молоко. А из спиртного — хороший коньяк.
Любимое животное? — Несколько: один кот, который живет в квартире, две кошки, живущие на даче, и две собаки.
Что любите читать? — Любимый автор — Джек Лондон.
Фильм, который вам запомнился? — «Однажды в Америке».
Какую музыку любите слушать? — О, в музыке я всеяден.
Верите ли в жизнь после смерти? — Нет.
Место, где бы вам хотелось побывать? — Тибет.
Александр МАЗУРЕНКО. Фото Валентина СЫСОЯ.