Ветеран войны, полковник в отставке Геннадий Сачков: «С моряками-днепровцами я дошел до Берлина»

3351

Ветеран Великой Отечественной войны полковник Геннадий Феликсович Сачков.Ветеран Великой Отечественной войны полковник Геннадий Феликсович Сачков.

1952 год, Измаил. Третий слева — юнга Геннадий Сачков.1952 год, Измаил. Третий слева — юнга Геннадий Сачков.

1962 год. С женой Раисой Ивановной.
1962 год. С женой Раисой Ивановной.

Цитата: «Меня, девятилетнего, на передний край не пускали, хотя и просился, а вот пулеметные ленты патронами заряжал, помогая товарищам»

Родился: 31 декабря 1935 года в Житомире.

Учился:  4 класса окончил в 1-й вечерней школе Пинска, 7 классов — в вечерней школе в  г.  Вилков Молдавской ССР.  Учился в Харьковском  военном гвардейском танковом училище, университете марксизма-ленинизма, на Высших офицерских курсах «Выстрел» в Подмосковье.

Служба, работа:  юнга Днепровской военной флотилии, служил офицером в Волгограде, группе Советских войск в Германии, работал шофером в вертолетной эскадрилье в Бобруйске, на кондитерской фабрике, преподавателем  в автотранспортном колледже.

Семья: с женой Раисой Ивановной, инвалидом войны, прожили 57 лет. Сын Владимир  — майор запаса, Геннадий — прапорщик, дочь Лидия живет на родине отца — в Житомире,  она жена военного. У дедушки и бабушки Сачковых три внука и четыре правнука.

Заслуги: Геннадий Феликсович награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.», «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», «300 лет Российскому флоту» и многими другими.

«Опекал меня Герой Советского Союза»

Геннадий Феликсович, вы прожили  тяжелую, боевую, интересную для других людей жизнь. Расскажите, пожалуйста, о ней — это главный  и единственный мой вопрос.

— Да, Саша, жизнь меня не баловала, и в эти преклонные годы напрягает.
 Родился я в последний декабрьский день 1935 года. Отец Феликс — к сожалению, не помню отчества —  работал мастером на заводе, мама Лидия — в городской больнице. Отец в первые дни войны  ушел на фронт и погиб, как я потом узнал, в боях за Кенигсберг. А  еще раньше другая беда случилась  — во время дежурства матери  в больнице туда упала фашистская бомба, и мама погибла. Так я остался сиротой. Меня забрала к себе бабушка, но мы с ней недолго жили в Житомире.  Перед фашистской оккупацией мы с бабушкой эвакуировались  в Тюменскую область, и жили там до весны 1944 года.  Когда  услышали весть, что освобожден Пинск в Белоруссии , поехали туда. Как ехали через всю страну, вспомнить трудно. Брат бабушки взял жить нас к себе. Соседи были добрыми, приветливыми —  для   людей войны это было привычно.
Вот тогда и началась моя «юнговская» жизнь. В Пинске базировалась Днепровская флотилия, и я с друзьями, голодными мальчишками военной поры, все дни гулял  на берегу Припяти, где были пришвартованы судна флота. Сначала наблюдали, потом познакомились с моряками.  У многих из них дома остались детишки, потому они очень хорошо к нам относились. Особенно меня опекал  «бесстрашный старшина», Герой Советского Союза Владимир Григорьевич Канареев. Это был человек со сложным характером, но беззаветно любящий свою Родину.  Вот какую клятву он написал он перед боем: «Если из моих рук выпадет оружие, то буду зубами грызть немцев, чтобы отдать свою жизнь как можно дороже. Каплю за каплей отдам свою кровь, если потребуется во имя Родины». Когда он узнал, что я остался сиротой,  предложил командиру зачислить меня  юнгой на один из бронекатеров.  Я был, как говорится, на седьмом небе от счастья.  Но против была бабушка, да и капитан 3-го ранга Александр Песков воспротивился: буквально несколько дней назад , при освобождении  Пинска, погибли юнга Олег Ольховскиий  и его отец.

После всех трудностей я был очень ослабевшим, потому с июля по сентябрь 1944–го находился в госпитале. А потом вступил на борт бронекатера  БК-43 как полноценный член экипажа.  Флотскую  форму я носил и до этого, был на довольствии, но теперь мне вручили гвардейскую ленточку.  И двинулись мы по рекам, каналам, да на железнодорожных платформах на запад.

«Участвовали в съемках «Сталинградской битвы»

— В рядах моряков-днепровцев я участвовал в Висло-Одерской операции в Польше, штурме Берлина. Меня, девятилетнего, на передний край не пускали, хотя и просился. А вот пулеметные ленты патронами заряжал, помогая товарищам. Последней операцией, в которой участвовала наша флотилия, была переброска десанта через реку Шпрее. Потом моряки сошли на берег и вели бои на улицах Берлина. А еще они отличились в операции по спасению города от воды. Ведь в конце апреля Гитлер дал приказ пустить воду из Шпрее в метро, чтобы затопить мирных граждан, которые там прятались от бомбежек и обстрелов. Вот моряки-днепровцы и предотвратили затопление одной из станций. Конечно же, запомнился и день победы. Наши ребята тогда хорошо выпили, но их никто не ругал за это.

Потом наши бронекатера вернулись под Киев, участвовали в съемке фильма «Сталинградская битва», а затем прибыли в  Пинск. В 1947 году флотилия ушла на Дунай со штабом в Измаиле. К тому времени я неплохо овладел специальностями рулевого, сигнальщика, минера. Там я окончил 7 классов, получил водительские права. Когда в 1953 году флотилия ушла на траление мин в Черной море, я возвратился в Пинск, работал шофером.

Здесь же познакомился с будущей женой Раисой Ивановной, и вот уже 57 лет мы вместе. Нелегкая и у нее судьба. В конце войны она была ранена в ноги, болезнь давала себя знать всю жизнь, а не так давно Раисе Ивановне ампутировали ногу. Есть у жены протез, но он тяжелый. Недавно мы увидели по телевизору, что облегченные протезы делают в Минске, в протезно-ортопедическом госпитале на Одоевского. Поехали туда с женой и сыном. Но врач по фамилии Алезоба не помог, сказал, что если Раиса Ивановна не ходит на костылях, то это не поможет.  У нее, бедной, даже давление подскочило. Да буду я ходить, говорит. Не подействовало. А, может, надо было заплатить, хотя жене, как инвалиду войны, протез должны сделать бесплатно…

Когда мы с Раисой Ивановной поженились, меня призвали в армию. Служил в Германии, а после демобилизации поступил в Харьковское гвардейское танковое училище, которое окончил с отличием. Служил командиром взвода в Волгограде, затем в группе советских войск в Германии, помощником начальника штаба 193-й танковой дивизии в Бобруйске. Потом работал шофером в вертолетной эскадрилье, на кондитерской фабрике. Часто бывал в автотранспортном техникуме, где создавался военно-морской музей. Как-то немецкие специалисты устанавливали в техникуме новое учебное оборудование. Оказавшись рядом, я начал переводить с немецкого технический текст, ведь язык этот знал неплохо. Вот и пригласили меня на работу в техникум, в лабораторию по изучению автотехники.

В армии служили и мои сыновья. Владимир — майор запаса, живет в Бобруйске. Прапорщиком служил Геннадий. Он, а также дочь Лидия живут в Житомире, ее муж также был военным. У нас с Раисой Ивановной три внука и четыре правнука.

Раньше я выступал перед молодежью в автоколледже, школах, был в активе городской организации Белорусского союза офицеров. Но случилась беда с женой, и на это сейчас не хватает времени.

Наша анкета

Кто вы по знаку зодиака? — Козерог, как и жена.

Ваше любимое блюдо? — Вообще, я всеяден. Но нравятся сладости. Пельмени.

Что предпочитаете из спиртного? — В настоящее время не употребляю.

Любимый цвет? — Цвет морской волны.

Любимое животное? — Люблю собак.

Фильм, который вам запомнился? — Старые фильмы «Повесть о «Неистовом», «Офицеры».

Что любите читать? — Сейчас читаю в основном городскую, республиканскую прессу.

Верите ли вы в жизнь после смерти? — Говорят, что люди здесь в гостях, а жизнь есть где-то там. Не верю в это, жизнь у человек4а одна, и он сам строит свою судьбу.

Место, где вам хотелось бы побывать? — На родине жены, в Иваново Брестской области.

Александр УДОДОВ. Фото автора и из архива гостя.