Директор ТЭЦ-2 Михаил Иванович Замара в гостях в редакции «Вечерки».
С сыновьями Сергеем и Евгением.
Цитата: «Стоит задача получать 25 процентов энергии именно из местного сырья»
Родился: 16 марта 1958 года в деревне Бобыниха Сморгонского района Гродненской области.
Учился: после средней школы окончил энергетический факультет Белорусского политехнического института.
Работа: после окончания института работал машинистом котлов на ТЭЦ-2, начальником смены цеха, заместителем и начальником турбинного цеха, с 2004 года — заместитель главного инженера, главный инженер предприятия теплоэнергетики, с 19 января 2009 года — директор ТЭЦ-2.
Семья: жена Галина Алексеевна — инженер строитель, работает в отделе капитального строительства. Старший сын Сергей после окончания БНТУ работает инженером-наладчиком на минском предприятии «Белэнергоремонт». Младший Евгений — студент 5-го курса энергофака БНТУ.
«Всего я прошел восемь рабочих должностей»
— Михаил Иванович, где работали ваши родители и кто повлиял на выбор вами профессии энергетика?
— Родился я в деревне Бобыниха Сморгонского района. Потом эта деревня хуторного типа была переименована в Серегино — в честь погибшего вместе с Гагариным летчика Серегина, сейчас ее нет. Затем мы переехали в деревню Большая Мысса. После окончания восьми классов я ходил учиться за шесть километров в соседнюю деревню. Отец Иван Александрович был рабочим на ферме, потом стал заведовать полеводческим участком, мать Нина Викентьевна также работала на ферме, а перед выходом на пенсию заведовала ею. Профессию я выбрал, можно сказать, случайно. После школы хотел поступить на автотракторный факультет БПИ. Но во время подготовительных курсов для абитуриентов сельских школ встретился с парнем, с которым участвовал в районных олимпиадах, и поступил вместе с ним на энергофак по специальности «Тепловые и электрические станции».
Закончив в 1980-м году учебу, по распределению попал на Бобруйскую ТЭЦ-2. Начинал машинистом котлов, а всего прошел восемь рабочих должностей, это было подготовкой к ИТРовским должностям. Затем работал начальником смены цеха, 14 лет — заместителем начальника, потом начальником котлотурбинного цеха. В 2004-м году был приглашен на предприятие теплоэнергетики. Сначала работал заместителем главного инженера, потом главным. Мы строили лигнинный котел на ТЭЦ-1, Осиповичскую мини-ТЭЦ, перед «Дожинками» в Бобруйске меняли теплотрассы. А 19 января 2009 года меня назначили директором ТЭЦ-2.
«ТЭЦ-2 проектировалась для работы на торфу»
— Каковы задачи вашего предприятия?
— Оно строилось в конце 60-х годов для снабжения тепловой и электрической энергией шинного комбината и близлежащих предприятий — «Агромаша», кожкомбината, завода ДВП, а также для обеспечения теплом жилого сектора города. В 70-е годы в ТЭЦ-2 вошла ТЭЦ-1, которая по плану должна была быть выведена в резерв и демонтирована. Хотели задействовать для теплоснабжения города котельную завода ТДиА, но это был дорогостоящий проект — строительство теплотрассы, переход через железную дорогу. Потому остановились на некотором развитии ТЭЦ-1, там установили турбину, лигнинный котел. И сейчас в летний период центральную часть города снабжает теплом в основном ТЭЦ-1, а у нас получается проблема с загрузкой оборудования. Потому сейчас ведутся работы по началу строительства магистрали на Киселевичи, чтобы там закрыть котельную и увеличить нагрузку на ТЭЦ-2, возрастет она и в связи со строительством 7-го микрорайона.
— На каком топливе работает теплоэлектроцентраль?
— ТЭЦ-2 проектировалась для работы на торфу. Но в процессе монтажа проект был пересмотрен, и ее смонтировали для работы на мазуте, а в начале 90-х перевели на газ. Сейчас газ — основной вид топлива, а мазут — резервный. Теперь, когда возникают проблемы с газом, ТЭЦ переводится на мазут, для этого меняются горелки в котлах. У нас шесть паровых котлов, которые вырабатывают пар высокого давления — 130 атмосфер, 550 градусов. Этот пар идет на три турбины, вырабатывается электрическая энергия, а потом он поступает на бойлера. Там мы подогреваем воду, которая поступает на отопление. А еще пар идет на шинный комбинат, в меньших количествах — на кожкомбинат, завод ДВП.
— Для населения тепло обходится дорого?
— Нет, оно ведь оплачивает теплоноситель в размере порядка 40 процентов. Больше нагрузки ложится на промышленные предприятия. На данный момент мы убыточны, потому что выросли цены на газ. Себестоимость электроэнергии и теплоэнергии — около 80 процентов, а тарифы остались прежними. Предприятие «Могилевэнерго», филиалом которого мы являемся, берет кредиты. Средняя зарплата за десять месяцев у нас составила 1 миллион 500 тысяч рублей, и она понемножку растет.
— Когда зимой не очень холодно, вы снижаете температуру воды?
— Да, график тепловой сети построен на температуре наружного воздуха, и когда на улице, допустим, ноль или плюс один, температура воды составляет 68-69 градусов, при минус пяти она поднимается до 80 градусов. Ежегодно график согласовывается с коммунальными службами, горисполкомом. Наша станция работает круглосуточно, в том числе в выходные дни и праздники, у нас четыре вахты.
— Есть ли запас топлива?
— Запас мазута есть, на нем мы можем работать в пределах месяца. Но это не значит, что мы работаем только на запасах — заключаются договоры на поставки мазута, и он поставляется, как говорится, с колес.
— А кто основные потребители вашей продукции?
— Это промышленные предприятия, больше тепла мы отдаем им. Расчетами с ними занимаются электросети и тепловые сети, у нас нет отдела сбыта. Доходы поступают в РУП «Могилевэнерго».
— А не может город оказаться в сложной ситуации по той причине, что в нем одна крупная ТЭЦ?
— Конечно, некоторая опасность есть. Но сегодня развита ТЭЦ-1, которая подает тепло на город. И у нас на ТЭЦ-2 есть больше резерва по котлам, и я не вижу больших проблем. Правда, если случится порыв теплотрассы от ТЭЦ, они могут возникнуть.
— В мировой практике бывали случаи, когда от перебоев с подачей электроэнергии страдали целые города…
— В Беларуси также было подобное, когда останавливалась мощная Лукомльская ГРЭС, и система чудом удержалась. Но сегодня в республике серьезно занимаются местными видами топлива, стоит задача получать 25 процентов энергии именно из местного сырья.
— А просчитывает ли кто-то, насколько его хватит?
— Ну, просчитали ведь, что лигнина в Бобруйске на 30 лет должно хватить. И вообще, на мой взгляд, хлама в наших лесах море, в них, как говорится, не зайти в отличие от лесов на Западе, так что местного топлива хватит. Все, что лежит под ногами, надо использовать. Я был в служебной командировке в Швеции и видел, как эффективно используются местные виды топлива, причем без больших затрат. Да и у нас, в соседних Осиповичах, котел работает на щепе. В Пружанах построили мини-ТЭЦ, котел для сжигания местного топлива установлен на Жодинской ТЭЦ.
«В энергетике на любой должности есть трудности»
— Вы работали в различных должностях. На какой было труднее?
— В энергетике на любой должности есть свои проблемы, трудности. Может быть, разница была в периодах. Например, в конце 80-х годов было очень сложно работать на ТЭЦ. Когда я был начальником котлотурбинного цеха, текучесть кадров у нас достигала 25 процентов. Условия труда здесь легкими назвать было нельзя, резервов по оборудованию не было, все котлы и турбины были загружены.
— Кроме работы вы чем-то увлекаетесь?
— Кроме ее есть семья. Но по субботам, как правило, мы работаем. По воскресеньям выезжаем в Токари на дачу, там есть небольшой огород, баня.
— Как собираетесь отметить профессиональный праздник — День энергетика?
— Будет у нас торжественное собрание, приедут поздравить коллектив из областного и республиканского предприятий, лучших людей поощрим.
Наша анкета
Кто вы по знаку зодиака? — Рыба.
Ваш любимый цвет? — Черный и белый.
Любимое блюдо? — Люблю все, что готовит жена.
Что предпочитаете из спиртного? — Водку.
Фильм, который вам запомнился? — Нравился сериал «Вечный зов».
Какую музыку любите слушать? — Из певцов мне нравятся Александр Малинин, Николай Гнатюк.
Что любите читать? — Прессу, «Вечерний Бобруйск» читаю.
Любимое животное? — Собака.
Верите ли в жизнь после смерти? — Да.
Место, где вам хотелось бы побывать? — На континенте через океан.
Александр УДОДОВ. Фото Валентина СЫСОЯ и из архива гостя.