Заместитель начальника УВД Бобруйского горисполкома Владимир Рыжанков.
Цитата: «Тенденция устойчивая: авторитет милиции с каждым годом возрастает»
Родился: в 1969 году в д. Городок Костюковичского района.
Учился: в средней школе д. Тупичин, Могилевском педагогическом институте им. Кулешова (физико-математический факультет), сельхозакадемии в Горках.
Работал: учителем физики и математики в санаторно-лесной школе д. Дороганово Осиповичского района, школе-комплексе № 5 г. Осиповичи, участковым инспектором Осиповичского РОВД, старшим инспектором группы кадрового обеспечения, оперативным уполномоченным уголовного розыска, заместителем начальника и начальником уголовного розыска, начальником службы профилактики, с февраля 2010 г. — заместителем начальника УВД Бобруйского горисполкома по идеологической работе и кадровому обеспечению.
Семейное положение: женат. Супруга Татьяна Валерьевна работает учителем в Осиповичах. Сыну Андрею — 19 лет, учится в Гомельском государственном техническом университете им. Сухого.
«Может быть, сказались книги, фильмы…»
— Владимир Сергеевич, у каждого работника милиции свой путь в правоохранительные органы. Вы пришли туда в достаточно зрелом возрасте, причем из учителей!
— В самом деле, когда мне предложили службу в милиции, у меня было 5 лет учительского стажа и 2-я категория. Еще во время учебы в институте я женился, а когда учился на последнем курсе, родился сын. Так что к моменту моего перехода в милицию я действительно был зрелым. Но главное — к тому времени я морально созрел для работы в правоохранительных органах. Мне было уже 27 лет, другие в таком возрасте уже майоры. Был также ряд обстоятельств, которые бы других отвернули от службы: на тот момент в нашем РОВД не было офицерских должностей, и мне пришлось идти на сержантскую, несмотря на то, что у меня было высшее образование, что отслужил срочную службу в армии. Сразу же на 6 месяцев послали на курсы в могилевскую школу милиции…
— И все же, почему именно милиция?
— Может быть, сказались книги, фильмы, в частности «Место встречи изменить нельзя»… Работу в милиции я осознавал как необходимую помощь людям. Хотелось видеть конкретные результаты. Три года отработал в должности старшего инспектора группы кадрового обеспечения Осиповичского РОВД. Причем в 2001 году нашу группу кадров признали лучшей в Могилевской области.
Затем моя служебная карьера круто изменилась: по моему рапорту меня перевели на должность оперативного уполномоченного уголовного розыска, и я занялся подростковой преступностью.
— Раскрытие каких преступлений вам запомнилось?
— Еще до перехода в угрозыск произошел такой случай. В одном из городов Беларуси были убиты две женщины, одна из них — мать маленького ребенка. В наш райотдел милиции поступила информация, что один из преступников служил в Осиповичах и что он намеревается ехать сюда, чтобы на деньги, полученные в ходе грабежа, купить автомобиль. Была устроена засада, и подозреваемого, вооруженного травматическим оружием, взяли под стражу. Так получилось, что я, еще не работая в уголовном розыске, участвовал в задержании этого особо опасного преступника.
Еще запомнилось, как раскрыли преступные группы — одна занималась кражами автомобилей, а затем, через своих подельников, возвращала украденный транспорт за деньги владельцам, вторая промышляла кражами из гаражей.
Помнится преступление, совершенное в новогоднюю ночь в деревне Свислочь. У меня был выходной, и вдруг в 4 утра поднимают: надо ехать, совершено убийство. Произошла драка, в которой сошлись две группы. А когда разошлись, один человек остался лежать. После вскрытия выяснилось, что у него сломана подъязычная кость, это значит, его задушили. Надо было выяснить, кто совершил преступление. Ранним утром мы выехали на место происшествия, а к вечеру установили всех участников драки и конкретного подозреваемого. Им оказался ранее судимый бобруйчанин. Сложность раскрытия преступления заключалась в том, что он имел вес в криминальной среде, и те, кто знал об этом преступлении, боялись давать показания.
«Работа накладывает свой отпечаток»
— Теперь ваша должность — заместитель начальника УВД по идеологической работе и кадровому обеспечению. Что входит в ваши обязанности?
— Как когда-то меня пригласили на работу в милицию, так теперь я и мои подчиненные занимаемся подбором кадров. Находим людей, кто по своим моральным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья мог бы учиться в Академии МВД РБ и высшем колледже МВД Могилева, подбираем кадры для работы в милиции на офицерских и сержантских должностях.
— С кадрами для работы в милиции есть трудности?
— Есть.
— Странно, казалось бы, имеются весомые стимулы: хорошая зарплата, выход на пенсию в 40 лет с небольшим…
— Во-первых, на начальном этапе зарплаты могут быть не намного выше, чем на предприятиях. Да и специфика работы: нас могут поднять ночью, задействовать после окончания дежурства, у нас строгая дисциплина, спрашивают по максимуму за любое нарушение правил. Если раньше работник милиции мог нахамить какому-либо гражданину, и это сошло бы ему с рук, то теперь за таким действием обязательно последует наказание в соответствии с приказом № 1 министра внутренних дел.
— Из милиции увольняют часто?
— Да, случается, увольняют и офицеров, и сержантский состав.
— Нам представляется, что в некоторых случаях требования к работникам милиции чрезвычайно строгие. Например, рядовой гражданин может нарушить правила дорожного движения (а кто их не нарушает?) и за это заплатит штраф или вообще обойдется замечанием, а у вас, насколько нам известно, могут и на дверь указать…
— Если наш работник задержан за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии или после употребления спиртного, то здесь и разговоров быть не может, его уволят. Он на своем примере должен показывать гражданам, как следует соблюдать нормы, правила и законодательство, в данном случае правила дорожного движения. Когда-то все мы придем к тому, к чему пришли в других странах: слово работника милиции — закон для других. Но для этого ему нужно самому соблюдать закон.
— А насколько вы, когда идете по улице без формы, чувствуете себя «в рамках»?
— Если бы на первом или втором году работы в милиции мне задали такой вопрос, я, наверное, мог бы ответить, что после того, как снимаю форму, становлюсь гражданским человеком. Но сейчас не имеет значения, в форме я или без. Работа накладывает свой отпечаток. Многие граждане взглядом могут определить, что человек работает в милиции. Когда вы идете по улице и слышите шум или крик, вы зачастую не обращаете на них внимание, а сотрудник милиции непременно повернет голову и поинтересуется, что там происходит.
«Полностью доверяют милиции около 30 процентов населения»
— Проводятся ли сейчас мониторинги общественного мнения об отношении населения к милиции?
— Проводятся, где-то раз в полгода. В текущем году такие проверки проходили в апреле и конце октября.
— И что они показали?
— Тенденция устойчивая: авторитет милиции с каждым годом возрастает.
— Кого опрашивают?
— Если раньше опрашивали определенные группы людей, например, в трудовых коллективах, то сейчас проверяющие могут зайти в парк и поговорить с совершенно случайными людьми или пойти в общежитие, где отношение к общественным нормам некоторых граждан может быть неоднозначным. И, тем не менее, цифра доверия к милиции возрастает.
— Сколько процентов вам доверяет полностью?
— Сейчас полностью доверяют около 30 процентов населения, несколько лет назад эта цифра колебалась на уровне 23-24 процентов, а с некоторыми оговорками доверяют 45-46 процентов. Но, повторюсь, эти цифры из года в год растут.
«К животным, как и к людям, отношусь бережно»
— Владимир Сергеевич, а как вы относитесь к женщинам в милиции? Кстати, их у вас, в УВД, много?
— Да, женщины в нашем штате есть. Но если раньше их численность росла, то теперь нет.
— Почему?
— Потому, что у женщины есть главное предназначение — быть матерью. А наша служба требует много сил и времени.
— Чем вы увлекаетесь вне служебного времени?
— Это спорт — футбол, волейбол. Несмотря на занятость стараюсь найти время, чтобы погонять мяч хотя бы в выходные дни.
— А охота, рыбалка?
— Охота — однозначно нет. К животным я, как и к людям, отношусь… как лучше сказать… бережно. Как можно убивать живое существо? А рыбалка…. До службы в милиции было такое увлечение, но потом просто стало не хватать времени.
— Дачи у вас нет?
— Работа на земле мне не чужда. Я родился и жил в селе, в многодетной семье, приходилось работать много; у жены дедушка и бабушка имели участок, и мы им постоянно помогали. Но сейчас не до земли.
Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака? — Дева.
Ваш любимый цвет? — Бордовый.
Любимое блюдо? — Плов.
Что предпочитаете выпить? — Хорошее молдавское вино — по праздникам, а вообще — мультивитаминный сок.
Любимое животное? — Лошадь.
Какую музыку любите слушать? — Спокойную. С удовольствием слушаю старые диски с пенями Джо Дассена.
Какой фильм вам запомнился? — «Место встречи изменить нельзя».
Какие книги любите читать? — В основном на историческую тематику.
Верите ли в жизнь после смерти? — Нет.
Место, где вам хотелось бы побывать? — На каком-нибудь горнолыжном курорте в Альпах.
Александр МАЗУРЕНКО. Фото Валентина СЫСОЯ и из архива гостя.
***
В то время, когда готовился этот материал, стало известно, что Владимиру Сергеевичу Рыжанкову присвоено очередное звание — подполковник милиции. Поздравляем!