Ситуацию с «Лакомкой» прокомментировал министр торговли РБ

3918

Министр торговли Республики Беларусь Валентин Чеканов: «Детские кафе должны быть в каждом городе, особенно в местах, предназначенныхМинистр торговли Республики Беларусь Валентин Чеканов: «Детские кафе должны быть в каждом городе, особенно в местах, предназначенных для массового отдыха людей».

В начале октября в газете «Вечерний Бобруйск» вышла заметка «Вместо «Лакомки» будет «Мила». В ней сообщалось о том, что в здании бывшего магазина, где продавались сладости и любимые не одним поколением бобруйчан молочные коктейли, скоро откроется другой магазин — по продаже парфюмерии, косметики, бытовой химии и товаров для детей. Казалось бы, что тут нового: один собственник продал помещение другому собственнику, и торговая точка меняет название и ассортимент. Сколько раз мы наблюдаем подобное то тут, то там!

Однако среди наших интернет-читателей эта новость вызвала настоящий ажиотаж: маленькая заметка получила едва ли не самое большое количество комментариев.

Конечно, чувства наших читателей «из 60-х и 80-х» понять можно. «Лакомка» для многих бобруйчан всегда была символом самого светлого, беззаботного времени жизни — детства. И вдруг этот символ исчез с лица города…

Но что для одного — символ, для другого — просто помещение, которое можно сдать, продать. Ведь, согласитесь, не будет же собственник «тянуть» на себе убыточный объект, который, кроме головной боли, ничего ему не приносит. Только бизнес, ничего личного!

А магазин «Лакомка», как сообщила нам начальник отдела городской коммунальной собственности и приватизации горисполкома Жанна Подобедова, давно не является собственностью государства и города. Когда-то в этом помещении хозяйственную деятельность осуществляло ОАО «Агропромышленная компания Дедново», затем площадь магазина выкупила столичная фирма, которая, в свою очередь, его продала другому собственнику. «По рукам» наша «Лакомка» ходила, надо полагать, не от хорошей жизни. Но нам, любителям молочного коктейля, все это было невдомек.

Впрочем, кое в чем наши интернет-читатели все же правы. Много ли в Бобруйске детских кафе, где можно было бы выпить недорогой коктейль или съесть недорогое мороженое? Давно закрыты кафе «Аленушка» у парка и кафе-мороженое «Снежинка»…

И еще наши интернет-читатели безусловно правы в том, что львиная доля туристов, приезжающих в Бобруйск, едут сюда именно за «запахом своего детства», а, стало быть, и за молочным коктейлем из «Лакомки»! Холить и лелеять надо бы нам такие «памятные» места, а не закрывать!

Тему закрытия «Лакомки» мы подняли на недавней встрече в горисполкоме с министром торговли Республики Беларусь Валентином Чекановым.

Весна 2010 года. На фоне знаменитого магазина идут съемки национального телеканала "Лад".

Объясняя ситуацию министру, начальник управления торговли и услуг Бобруйского горисполкома Анатолий Киселев сказал следующее:

— Этот магазин уже давно не является собственностью города, а повлиять на действия нового собственника мы не можем. Он уже сам определяет, кому  его продать. Город отказался от первоочередного права покупки «Лакомки», потому что это дорого. Большой проблемы с детскими кафе в Бобруйске нет. Мы открыли такой же магазин в 6 микрорайоне — на бульваре Приберезинском, там те же коктейли, те же самые сладости. У нас чисто детское кафе есть в «Паутине». Если родители пришли туда поиграть в боулинг, бильярд, дети могут отдохнуть в кафе, там с ними занимается специальный человек. Есть детский ассортимент и в кафе «Домашнее» в парке, по заказу в нем подадут мороженое, коктейль, организуют праздник с клоуном. Есть лишь некоторые проблемы по Западному микрорайону, где инфраструктура еще формируется.  Хотел бы напомнить, что скоро открывается «Корона», в ней предусмотрен объект быстрого питания, где будет и детский ассортимент. Конечно, есть ностальгия по прошлому у бобруйчан нынешних, и тех, кто уехал. Но жизнь меняется, и никуда мы от этого не денемся. 

Мнение министра:

—  Я выскажу свое мнение: детские кафе должны быть в каждом городе, особенно в местах, предназначенных для массового отдыха людей — в парках, на больших площадях. Я двумя руками за создание детских кафе. Что касается данного случая, Анатолий Эдуардович прав в том, что новый хозяин имеет право делать то, что считает нужным. Хорошо, когда объект в городе продается серьезным людям — ведь это прибыль, уплата налогов, местный бюджет, который является основой социального развития города. 70% бюджета в Бобруйске сегодня уходит на социальное развитие. Но вместе с тем я считаю, что местные власти могут ставить условия перед новым владельцем, например: «Ты хочешь сегодня в этом перспективном, торговом месте иметь магазин, будь добр, сделай какой-нибудь кусочек, где мамы с детьми могут купить мороженое». На мой взгляд, это нормально, и нисколько не ущемляет чьих-то интересов. Нормальный предприниматель, который понимает задачи и цели государства, в частности горисполкома, всегда пойдет навстречу.

А, может быть, вся проблема в том, что предпринимателям сегодня просто невыгодно торговать детским ассортиментом?

— Не совсем согласен с вами. Продажа сладкого товара, кондитерских изделий очень выгодна. Возьмите магазин «Красного пищевика» возле ЗАГСа. Я встречался, разговаривал с директором предприятия — Николаем Филипповичем Числовым, и он сказал: «Мы не ожидали, что на таком маленьком пятачке мы будем иметь такой успех». И это без водки, без сигарет, без того, что вы говорите, приносит хорошую прибыль.

Бывать в "Лакомке" очень любили дети. Снимок из нашего архива.

В районе площади Победы есть несколько кафе, где наряду со «взрослым» ассортиментом продается и мороженое. Но цены там «кусаются». В той же «Лакомке» мороженое, коктейли стоили чуть больше тысячи рублей. А зайдя недавно с ребенком в кафе на Московской, уплатили за 2 мороженых 16 тысяч рублей. А если у мамы двое, трое детей.

— Что касается социально-значимых товаров, здесь государство держит руку на пульсе. Постоянно контролируются цены на молоко, сыр, масло. А цены на прочие товары в разных магазинах могут быть разные, сегодня пришел рынок. Регулировать, как раньше цены, я считаю, нам сегодня нельзя, должна быть живая конкуренция. Помните, когда мы начали «отпускать» цены, многие задавали мне вопрос «А вы не боитесь, что цены возрастут в несколько раз?». Я говорил, что этого не может произойти по одной       простой причине. Если я поставлю цену такую, которую невозможно будет одолеть той же молодой маме, она пройдет мимо, и вторая, и третья, и десятая. И это предприятие просто не будет работать. Как только кто-то где-то выскочил с большей ценой, естественно, он потеряет товарооборот.

Конкурентная цена вырабатывается рынком. Я понимаю — за 8 тысяч мороженое купить или за полторы тысячи — огромная разница, и не каждый может себе это позволить. Но, я думаю, что все-таки рынок в данном случае расставляет все на места. Есть второй путь. Это уже задача управления торговли горисполкома — может быть, стоит  внести предложение о строительстве некого государственного предприятия, которое могло бы обслужить детей. Вот мое видение.

Ирина РЯБОВА. Фото автора и Валентина СЫСОЯ.