Александр Парфенович: «Театр — это мое хобби, жизнь и все остальное»

5306

Ветеран бобруйской сцены Александр Парфенович на юбилейном вечере в честь своего 60-летия.Ветеран бобруйской сцены Александр Парфенович на юбилейном вечере в честь своего 60-летия.

Браво, маэстро! В зрительном зале (слева направо): начальник отдела культуры горисполкома Вадим Щербич, главный врач поликлиники №Браво, маэстро! В зрительном зале (слева направо): начальник отдела культуры горисполкома Вадим Щербич, главный врач поликлиники № 7 Ирина Нецветаева.

21 августа 2010 года отметил свое 60-летие ведущий актер Могилевского областного театра драмы и комедии имени В.И.Дунина-Марцинкевича Александр Парфенович. А 1 октября театр открыл свой новый сезон отнюдь не премьерой, а юбилейным творческим вечером одного из самых популярных артистов нашей труппы. Поздравить Сан Саныча пришли коллеги и многие почитатели его таланта.

Юбиляр принимает поздравления... от начальника областного управления культуры Анатолия Синковца.

… от заместителя председателя горисполкома Михаила Ковалевича. 

… от руководителя студии «Сажинцы» Вадима Сажина.

… от директора рок-группы «Земля Королевы Мод» Валерия Алексеева.

А это интервью с Александром Парфеновичем состоялось накануне.

Александр Александрович, ваша семья — это кто?

— Жена Анна Антоновна. С ней мы познакомились спустя год после моего приезда в Бобруйск, поженились. Человек она общительный, очень добрый. У нас две дочери, Татьяна и Наталья, обе уже замужем, имеют детей. Нашей семье уже скоро 35 лет! А все остальное в моей жизни — театр.

А что для вас театр?

— Это возможность высказать то, что я наблюдаю в жизни, возможность сделать жизнь творчеством: над образами работаешь постоянно, чем бы ни занимался. Если образом «заболел», то он тебя не отпускает. Театр — это мое хобби, жизнь и все остальное.

Иногда возраст сравнивают с подъемом на высоту: лучше не оглядываться назад — может стать страшно

— Нет, почему же. Иногда полезно оглядываться на пройденный путь. Не все там может быть приятно, но... Жизненный опыт помогает в работе над ролью, но иногда и мешает. Кто-то из знаменитых сказал, что начинает работу, не обремененный ничем, чтобы не повторяться. Такой подход мне нравится.

Насколько вы чувствительны к зрительному залу? Для вас важно, чтобы зритель был доброжелательным?

— Если тебя зритель понимает, ты чувствуешь это сразу. Но если не слышишь отклика (возможно, зритель попал на спектакль не в том настрое), тоже это сразу ощущаешь. Иногда бывают очень трудные спектакли, когда приходится зрителя… увлекать. Я не могу сказать, что это всегда удается, ведь это зависит от внутренней энергии, которой обладает актер.

А на гастролях играть в этом смысле легче?

— Теперь мы не часто ездим на гастроли, а раньше такие поездки были регулярны, и актеры знали, где какой зритель. Есть театральные города, например, Смоленск, где доброжелательная  публика. Хороший театральный зритель в Молодечно.

Каковы ваши предпочтения в драматургии — что вы любили раньше, что любите теперь?

— Вкусы у меня не изменились, хотя на репертуар театра влияют вкусы зрителей. Более востребованными стали комедии, мелодрамы — зритель не хочет погружаться в сложный мир трагедии и философской драмы, приходит в театр, чтобы отдохнуть. Но на таких спектаклях актеру трудно расти. Мне нравятся комедии, сравнимые по характеру с рязановскими, наполненные грустью и смыслом. Театр не может и не должен конкурировать по качеству развлечений с эстрадными шоу. У театра другое предназначение — внутренний мир человека. Нужно все время будить человеческое в человеке.

Что вы читаете для души, для удовольствия?

— С юности очень люблю Чехова, Гоголя, Достоевского. Особенное отношение у меня к Диккенсу. Из поэтов — Пушкина, Есенина и Вознесенского. У Фейхтвангера мне понравилась одна фраза, которая меня всегда чему-то учит: «Сон разума порождает чудовищ». Как жизненную позицию воспринимаю пушкинскую фразу: «Нет истины, где нет любви!» Через призму такой всеохватывающей любви я стараюсь смотреть на мир и любить не только своих близких, но и работу, деревья, животных — все, все, все.

Какие роли вспоминаются с особым удовольствием?

— Дороги все, ведь на каждую, даже небольшую, затрачены немалые усилия. Одна из любимых — роль Оброшенова в «Шутниках» по Островскому, это образ человека, жертвующего собой ради других, теперь такое редко бывает. Очень дорожу ролью Дон Кихота.

В последние годы вас можно увидеть в российских сериалах…

— Это сторона актерской жизни очень полезная — кино хорошо организует актера. В кино особых репетиций нет — несколько дублей и съемка, нужно войти точно в кадр, для театрального актера это трудно. Мне приходилось работать на съемочной площадке с Сергеем Гармашем, Ниной Усатовой, Александром Феклистовым, Леонидом Ярмольником, Ольгой Кабо...

Сан Саныч, вам никогда не создавал каких-либо сложностей в профессии ваш высокий рост?

— Напротив, режиссеры пытаются на этом играть. Контрасты, даже в росте, могут быть полезны при создании характерных ролей.

В каких спектаклях мы сможем в ближайшее время вас увидеть?

— Это будет спектакль «Нерон» по пьесе Юрия Сохаря в постановке Максима Сохаря. Там я играю роль врача и преданного слуги Нерона. Спектакль по замыслу интересный.

Геннадий БЛАГУТИН. Фото Дмитрия МЯКИНА.

ПО ТЕМЕ:

С юбилеем, Сан Саныч!

Другие фото с бенефиса Александра Парфеновича смотрите в нашей фотохронике за 1 октября.