Александр Виноградов во время армейской службы.
С супругой Валентиной Михайловной Александр Петрович неразлучен вот уже 39 лет.
Цитата: «Я люблю трудности и люблю их преодолевать»
Родился: 5 мая 1950 года в Алма-Ате.
Учился: Алма-Атинский энергостроительный техникум, Новосибирское высшее общевойсковое училище, Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище.
Работал: 1 год — в «Казахтехстрое», 25 лет — на армейской службе. Служил в Узбекистане, Казахстане, с 1985 по 1987 годы — командиром батальона в Афганистане (Шандан, Кандагар, Лашкагар, Тургунди, Герат), в Белорусском военном округе. 1994-95 гг. — директор ОАО «Гарант», 1995-97 гг. — главный механик ОАО «Стекло Глуша». С 1997 года — директор государственного учреждения культуры «Парк культуры и отдыха г. Бобруйска».
Семья: с супругой Валентиной Михайловной 39 лет в браке. Имеют двоих детей: дочь Ольга — сотрудник одного из бобруйских банков, сын Геннадий имеет свой бизнес в Москве.
«Офицеры у нас живут нормально»
— Александр Петрович, как вы попали в Бобруйск?
— После Афгана мне предложили на выбор: Брест, Бобруйск, другие части. Я говорю: а мне разницы нет, распределите туда, где сложнее всего. Так я попал в Бобруйск. Приехал, а здесь снега столько! Я люблю трудности и люблю их преодолевать. Первоначально служил в полку связи в крепости, затем военно-строительным отрядом командовал. Восемь лет отслужил в Бобруйске.
— А когда пришли на должность директора городского парка культуры и отдыха?
— Это было 14 лет назад. Предыдущие директора часто сменяли друг друга. Люди-работники парка по несколько месяцев не получали зарплату. К тому же мне говорили, что старым аттракционам осталось жить максимум два года, но, посмотрите, они до сих пор исправно работают. Из 18 аттракционов мы только 2 новых купили на «Дожинки». А старенькие обожгли кислородом, заново окрасили, привели их в нужное рабочее состояние. Ну, и команда людей была подобрана соответствующая, то есть, хорошая. Правда, пришлось почти 90 процентов тех, кто в парке работал до моего прихода, уволить. Сейчас у нас летом у нас трудятся до пятидесяти человек, а зимой — наполовину меньше.
— Вы являетесь еще и председателем городской организации Белорусского общественного объединения «Союз офицеров»...
— Председательствую четвертый год. Кстати, в ветеранской организации я тоже состою, в ее президиуме. Наша цель и задача — воспитание в молодежи чувства патриотизма и преданности родине. Помогаем также прапорщикам, офицерам в самых разных вопросах — от трудоустройства до, не дай бог, организации похорон. На мой взгляд, офицеры и их семьи у нас живут нормально.
«За озера в парке болит душа»
— В разные годы поднимался вопрос об очистке, приведении в порядок озер в парке. В самом деле, есть готовый природный водоем, а руки до него не доходят?
— У меня за озера в парке до сих пор болит душа. В 2004-м году мы нашли деньги и наняли для проверки глубинного состояния озер специалистов. Вердикт их был таков: на чистку требуется… четыре миллиарда рублей! Это колоссальная сумма. В данное время мы своими силами проводим санитарную обрезку разросшихся деревьев, кустарников, скашиваем траву, мусор убираем. Но для глубинной чистки нужна специальная техника и много денег.
— Помнится, вы высказывали идею об открытии благотворительного фонда на очистку озер, хотели призвать бобруйчан в этом поучаствовать…
— Открыть фонд — может, и не проблема, но мне как-то неудобно собирать деньги с людей. Ведь каждый будет это по-своему трактовать. Разговаривали мы и с частниками на эту тему, но они все, как один, хотят иметь выгоду, причем сразу. А озера свою отдачу после чистки и облагораживания дадут максимум через пару лет. Со временем, если сделать на наших озерах нормальную зону отдыха, можно привлечь сюда много людей. Но нужны лодки, спасатели...
Но в бетон, думаю, озера «одевать» не нужно. Нужно сохранить все в натуральном виде, только облагородить.
«Моя теща была золотым человеком…»
— Александр Петрович, как познакомились с супругой?
— С будущей женой мы учились в одной школе. После два года не встречались вообще. Ну, а потом вдруг встретились и… поженились. Она меня два года ждала со срочной службы. Затем еще два года — из Афганистана. Мы почти всегда вместе. Весь Крым с ней объездили…
— И дети с вами?
— Как только отпуск — мы детей теще отдаем, а сами — в путешествия.
— Золотая у вас теща…
— Моя теща действительно была золотым человеком, и в ее честь я придумал конкурс в нашем парке — «Золотая теща». Это мой ей памятник.
— Что для вас значит семья? На первом месте она или работа?
— Семья — это мой тыл. С возрастом все острее понимаешь, насколько в жизни человека важна семья. Я очень многое прошел и повидал, и всегда мне помогала моя жена. Я знал, что меня всегда ждут, а когда тебя ждут, и ты знаешь, что ты кому-то нужен, как-то собираешься и стараешься, чтобы и для семьи что-то хорошее сделать, не омрачить родных.
«Особая моя страсть — собирать грибы»
— Как директор парка справляется с хандрой? Когда нет настроения, и руки опускаются…
— Вы знаете, всегда вспоминаю свою маму. Я помню тот момент, когда мы остались без отца, мне тогда было восемь лет. Отец погиб в авиакатастрофе, это был прекраснейший человек. И помню, как нам вдруг стало очень тяжело жить. Так вот, моя мама не давала нам застаиваться на месте и всегда говорила: ну, давай, Саша, шевелись, не стой! И сама работала, работала… И с тех пор я тоже сам себя настраиваю на хорошее. От того, что ты начинаешь хандрить, лучше точно не будет, все только усугубится. Спиртное? От этого нет никакого толку ни в семье, ни на работе. «Запивать» стресс ни в коем случае не надо.
— А как вы относитесь к спорту?
— Сейчас по утрам у меня обязательно — гимнастика. Когда жил в Казахстане, занимался футболом, баскетболом, волейболом и штангой, ходил на борьбу, но больше всего мне нравился бокс. Я даже выполнил норму мастера спорта. Спорт воспитывает характер, не позволяет человеку свалиться в «таблетки».
— Дача у вас есть?
— В Бабино. В этом году из-за занятости бывал там редко, так трава уже выросла по пояс, и я знаю, что меня это не красит. Но у меня такая специфика работы, что отпуск я могу взять осенью либо зимой. Парк — это и есть мой дом, моя дача.
— А прочие мужские радости — охота, рыбалка..?
— Особая моя страсть — собирать грибы. В Казахстане ведь степь кругом, в Афганистане вообще все выжжено и пусто. А сюда я приехал и подумал: господи, ну неужели вот так можно жить? Кругом леса! Первое время не мог надышаться. А когда поехали грибы собирать… В Казахстане, помню, как насобираю чуть-чуть маслячков, так для нас это праздник был. А тут сажусь с женой на мотоцикл — и в лес, полную люльку грибами набивали!
Рыбак я почти никакой, но если надо, буду рыбачить. А охота — это не мое, и вот почему. Я даже какое-то ружье купил было. Но в один момент чуть не заплакал, когда валили лося. Его ранили, и он выбежал на поляну весь в крови, испуганный… После этого случая я пришел домой, бросил ружье и жене сказал: все, больше никакой охоты! Это самое настоящее убийство!
«Мне дико не нравится, когда девочки пьют пиво и курят»
— Какое у вас сегодня ощущение от жизни? Вы ведь поездили по многим республикам, будучи военным, многое повидали…
— Из всех постсоветских республик Беларусь, мне кажется — самая благожелательная. Я бываю в разных странах и от людей всегда слышу: у вас там так чисто, такие отношения между людьми, порядок и на полях, и на производствах, вы и колхозы сохранили… Просто у нас всегда и все под контролем и присмотром. И молодежь у нас прекрасная. Я часто выступаю перед молодыми людьми. Они патриотичны, умны, многое знают. Правда, мне дико не нравится, когда девочки пьют пиво и курят, так не должно быть.
Был Советский Союз, люди дружно жили и хорошо работали, на юг могли поехать отдыхать. Беларусь сохранила все вышеперечисленное. Россия практически вся продана олигархам. Как это можно за несколько лет сколотить состояние в несколько миллиардов долларов? Кто это им позволил? Мы можем себе позволить купить машину за миллион у.е. или остров в океане? Три миллиарда людей на земле голодают, а кто-то устраивает солярии для лошадей. Тут нужна жесткость, без нее ничего не будет. Поэтому я — человек советский.
Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака? — Телец, и Тигра немного есть во мне.
Ваш любимый цвет? — Зеленый.
Что предпочитаете выпить? — Водку.
Любимое животное? — Люблю овчарок. У меня в Афганистане был Ральф, я привез его из Кабула совсем маленьким щенком, пушистым комочком, а потом он вырос, красавцем стал. Я Ральфа хотел забрать с собой, но однажды он вышел на пост, и часовой его застрелил. Столько слез было пролито…
Какую литературу читаете? — В детстве это был Майн Рид. Шолохова люблю («Тихий Дон» с удовольствием три раза перечитывал!), Толстого, исторические романы. Нравится, как пишет Пикуль. Сейчас читаю больше газеты, «Советскую Белоруссию», и «Вечерний Бобруйск» мне нравится.
Фильмы, которые вам запомнились? — «Девчата», «Москва слезам не верит», «Ирония судьбы, или С легким паром!». Терпеть не могу все эти боевики, выстрелы с убийствами на экране.
Верите ли в жизнь после смерти? — Нет. Я всегда говорю, что человек — как лист на дереве, а по осени листья умирают. Деревья следующей весной дадут новые листочки.
Место, где вам хотелось бы побывать? — Люблю путешествовать. Я вам открою один секрет. У меня были два брата, Володя и Геннадий. К сожалению, их в этом мире уже нет. После развала Союза мы как-то потерялись. Через двадцать лет меня нашла племянница, дочь моего брата, и я завтра утром улетаю в Монреаль, в Канаду, на встречу со своей родней! Представляете, какая это будет встреча?! Там же, в Канаде, оказывается, и старшего брата жена живет и работает, и второй племянник там, Валерка...
Владимир РЕПИК. Фото Валентина СЫСОЯ и из архива гостя.