1 августа — День железнодорожника. Не важных станций не бывает!

4297

Составители приступают к работе. На переднем плане — составитель поездов Анатолий Кричко, сзади — машинист тепловоза ДмитрийСоставители приступают к работе. На переднем плане — составитель поездов Анатолий Кричко, сзади — машинист тепловоза Дмитрий Бобков.

Начальник станции «Шинная» Инна Адамовна Ахраменко.Начальник станции «Шинная» Инна Адамовна Ахраменко.

Это, наверное, как и в воздушном флоте: есть «большая авиация», и есть «малая авиация». Большая авиация обслуживает рейсы а-ля Москва-Торонто, малая сбрасывает почту — вспомнили «Мимино»? — в труднодоступных районах Северного Кавказа. Но кто из вас скажет, что одна важнее другой? Только невежда скажет.

На железнодорожном транспорте тоже есть своя «большая» железная дорога и «малая» железная дорога — и у нас в городе также имеются свои «мимино»…

Станция «Шинная».

Вот как, по-вашему, грузы, прибывающие на станцию Бобруйск, доставляются конечному потребителю? Едет, предположим, большой грузовой поезд из Минска в Тмутаракань — и три вагона в его составе предназначены, ну, скажем, для гидролизного завода — он, что, специально на завод заезжать будет? Да боже упаси! Эти вагоны он оставит на путях «Бобруйска», а уж дальше их будут развозить конечному потребителю работники железнодорожной станции «Шинная».

И хотя это не какое-то отдельное предприятие, а подразделение, входящее в структуру объединенной станции Бобруйск, рассказать о нем стоит отдельно.

Станция «Шинная» — связующее звено между узловой бобруйской станцией и городскими предприятиями. «Белшина», «Бобруйскагромаш», заводы гидролизный, КПД и другие — все они получают необходимые грузы благодаря этой станции. После того, как междугородний состав прибудет на станцию Бобруйск, от него отцепят нужные вагоны, сформируют из них новый состав и отправят конечному потребителю.

— Работы у нас всегда хватает, — говорит начальник станции Инна Ахраменко. — Все зависит от того, сколько грузов приходит на главную станцию. Если два поезда с Бобруйска идут — значит, 60 вагонов. А в сутки может набраться и 120 вагонов — тут не угадаешь…

Вагоны эти работникам станции необходимо рассортировать и перенаправить тому, кому они адресованы.

Машинист тепловоза Дмитрий Бобков.

Пока мы беседуем с Инной Адамовной, к станции на всех парах подлетает тепловоз ТГМ4а — старенький, образца 1973 года, но еще вполне шустрый и надежный локомотив. Его машинист Дмитрий Бобков докладывает:

— Мы сейчас на КГШ едем. Я бы вас прокатил с удовольствием, но на завод вас могут не пропустить — там посторонних не очень-то любят. Будете потом по шпалам обратно добираться…

На предложение сделать памятный снимок Дмитрий — как оказалось, не только опытный машинист, но еще и заядлый фотограф — отвечает встречным энтузиазмом:

— Давайте я вам кадр построю. Составитель поезда сейчас встанет на подножку и будет держаться за поручень, а я встану поближе к кабине. Так нас обычно снимают для газеты «Гудок».

Составитель поездов Анатолий Кричко поправляет свисток на оранжевом жилете и охотно позирует для эпохального фотоснимка. Кстати, свисток — это не просто забавы ради: он — важная рабочая деталь у составителей поездов. Свистком они подают друг другу рабочие сигналы. В самом деле, не кричать же на всю станцию: «Эй, Саня, блин!» Так и голос сорвать можно.

А еще у каждого из составителей поездов в кармане жилета лежат специальные флажки — на тот случай, если откажет рация. Тогда они, словно моряки в океане, будут общаться друг с другом с помощью этих флажков.

— Мы, составители — главные люди на станции, — гордо улыбается Анатолий Александрович, пока машинисты, монтеры пути и прочие рабочие докуривают свой обеденный перапынак.

— У нас все главные, — тоже с улыбкой уточняет Инна Адамовна. — Хотя составители поездов, и правда, работают под открытым небом и днем, и ночью, и в дождь, и в слякоть, и в жару.

Накануне профессионального праздника одного из бобруйских составителей наградили званием «Почетный железнодорожник». Это Александр Каленов, проработавший на станции «Шинная» более 30 лет.

Почетный железнодорожник Александр Каленов.

— Работать на станцию меня в 1979 году пригласил кум, — рассказывает Александр Алексеевич. — Приди, говорит, попробуй. Ну, я пришел, попробовал — понравилось. Сначала учеником был, потом помощником составителя поездов, а с 1980 года и сам работаю составителем.

Когда у него спрашивают, за что его представили к награде, почетный железнодорожник скромно отвечает: «Не знаю, наверное, потому что давно работаю… Да и неплохо, вроде, работаю — за тридцать лет никаких нарушений…»

На вопрос, как вы обычно отмечаете профессиональный праздник, Инна Адамовна отвечает соблазнительно:

— В кафе. Жаль, только не все могут попасть в этот день на банкет — станция работает круглосуточно, и кому-то надо составлять поезда даже в праздничный день железнодорожника…

«Вечерний Бобруйск» присоединяемся к многочисленным поздравлениям и готов поднять свой бокал, как за всю станцию разом, так и за каждого бобруйского железнодорожника в отдельности!

Дмитрий РАСТАЕВ. Фото автора.

Монтер пути Александр Пансевич.

КСТАТИ

День железнодорожника отмечается ежегодно, в первое воскресенье августа. Этот профессиональный праздник был учрежден в России еще в 1896 году и был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог — в период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. День железнодорожника в те годы — вплоть до 1917 года — праздновался 25 июня.

После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в СССР лишь в 1936 году. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первое воскресенье августа.