Последняя бобруйская синагога. Вернее, то, что от нее осталось…

6617
Поводом для поднятия этой темы стал звонок нашей читательницы Анны Петровны Асташовой, которая рассказала: «Более 50 лет езжу в город и обратно по улице Чонгарской и вижу такую картину: почти в центре города уже много лет стоит остов бывшей еврейской синагоги. Поток машин едет в различных направлениях по этой дороге, и все «любуются» этим «ансамблем архитектуры». Мои родственники из Украины каждые 5 лет приезжают и удивляются, что ничего не меняется, и мне где-то стыдно перед ними…».

Вот такой удручающий вид сегодня имеет старинная синагога на улице Чонгарской.Вот такой удручающий вид сегодня имеет старинная синагога на улице Чонгарской.

Три года назад здесь было еще три стены, сейчас всего две. А что будет еще через несколькоТри года назад здесь было еще три стены, сейчас всего две. А что будет еще через несколько лет?

Немного истории

К сожалению, в бобруйском краеведческом музее никакой информации о данной синагоге нет. Кое-что удалось узнать лишь от старожилов Бобруйска.

Так, исполняющий директор религиозной еврейской общины Фаина Пинхусовна Палей припомнила, что ранее это было красивое здание, которое имело архитектурную ценность.

Синагога на Чонгарской — это только одно из 42 иудейских зданий, которые когда-то были в Бобруйске. Во время войны его практически разрушили. В 50-е годы, по словам Фаины Пинхусовны, на этом месте была мельница, директором которой был Василевский, позже — склады.

Фаина Пинхусовна сообщила также, что Комитет по делам религии и национальностей 2 августа 1990 года передал это здание во владение бобруйской еврейской общины, документ, подтверждающий это, находится у нее на хранении.

Эту информацию подтвердил еще один старейший житель «еврейского» Бобруйска Феликс Яковлевич Шкляр, дополнив, что мельница на этом месте существовала около 2-х десятков лет.

Судьба здания

На вопрос «Вечерки» «будут ли предприниматься какие-либо меры по восстановлению здания бывшей синагоги?» главный архитектор города Сергей Владимирович Леонов ответил так:

— Конечно, данный памятник архитектуры хотелось бы сохранить, но пока вопрос о его восстановлении не поднимался, ведь для реставрации здания потребуются очень большие средства — на проект, материалы, да и находящийся рядом частный сектор придется сносить… К тому же, здание уже не имеет должной категории. Вряд ли власти смогут выделить необходимые средства для его возрождения. Возможно, в будущем мы рассмотрим этот вопрос. В первую очередь, инициатива о восстановлении здания должна поступить от еврейской общины.

А председатель городской еврейской общины Леонид Аронович Рубинштейн, комментируя ситуацию, ответил шуткой:

— Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным! Ну, а если серьезно, то построить новое здание или обновить старое — нет средств.

Одна надежда — на бывших земляков?

Похоже, выходцев из Бобруйска, проживающих далеко за пределами нашего государства, судьба данной синагоги волнует гораздо больше, нежели нынешних бобруйчан.

Как нам рассказала жительница Бобруйска Виктория, проживающая рядом с развалинами бывшей синагоги, сюда часто заглядывают иностранцы, и все заходят к ней домой, чтобы узнать что-нибудь о судьбе синагоги. И каждый раз Виктория жалеет, что невнимательно слушала рассказы мамы, которая когда-то много ей рассказывала о синагоге и старом Бобруйске. Мама, в свою очередь, узнала это от своей матери, которая давно жила в этом доме и дружила с соседкой Сарой, ее дом был прямо во дворе бывшей синагоги.

Этой весной к Виктории заходила группа иностранцев, человек 12, спрашивали, фотографировали. Говорили про лаз, который якобы проходил от синагоги  до реки Березина. После этого Виктория позвонила в горисполком и санэпидемстанцию с просьбой хотя бы навести порядок на этой территории, заросшей травой и заваленной хламом. После этого приехали люди, произвели уборку, а инициатива неравнодушной бобруйчанки как-то им не понравилась. Потому фамилию свою Виктория нам говорить не захотела. А еще она сообщила, что жернова от старой мельницы по сей день лежат рядом с разрушенным зданием, только уж давно поросли травой.

Один из гостей «Вечерки» в разговоре сказал мудрую фразу: «Нельзя забывать прошлое, каким бы оно ни было. Не нужно рушить старое. Нет возможности отреставрировать — оградите, поставьте табличку: «В таких-то годах здесь было то-то». Пожалуй, с этим нельзя не согласиться.  

Татьяна КАРАНКЕВИЧ, студентка  Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины.
Фото Ирины РЯБОВОЙ.