Народный мастер Беларуси Юрий Бовда: «На работу нужно идти как на праздник»

5035

Юрий Иванович Бовда в гостях в редакции «Вечерки».Юрий Иванович Бовда в гостях в редакции «Вечерки».

1975 год. Мать Ева Ефимовна, брат Валерий, отец Иван Иванович, сестра Людмила и Юрий Бовда.1975 год. Мать Ева Ефимовна, брат Валерий, отец Иван Иванович, сестра Людмила и Юрий Бовда.

1983 год. С женой Людмилой, сыном Сашей и дочкой Наташей.1983 год. С женой Людмилой, сыном Сашей и дочкой Наташей.

Декабрь 2008 года. На берегу Карибского моря в Венесуэле.Декабрь 2008 года. На берегу Карибского моря в Венесуэле.

Июнь 2009 года. С Внуком Димой на пушкинском празднике в Телуше.Июнь 2009 года. С Внуком Димой на пушкинском празднике в Телуше.

Цитата: «Я придерживаюсь такой мысли: ремесло можно возвести в ранг искусства...»

 

Родился: 17 мая 1954 года в селе Малый Зверев Репкинского района Черниговской области.

Учился: в сельской школе в Гомельском районе, в СШ №15 г. Бобруйска, окончил Витебский государственный педагогический институт по специальности «Учитель рисования и черчения».

Работа: начинал формовщиком гончарной посуды в цехе керамики в Титовке, работал мастером сувенирного цеха, мастером производственного обучения в художественного училище №15, художником-оформителем, руководителем художественной мастерской Бобруйского районного отдела культуры, сейчас работает художником-оформителем районного Центра культуры и досуга.

Достижения: имеет звание «Народный мастер Беларуси», лауреат специальной премии президента РБ в номинации «Народное творчество».

Семья: с женой Людмилой Викторовной, которая работает бухгалтером в художественном колледже, вырастили сына Александра и дочь Наталью, имеют двое внуков и внучку.

 

«Ремесло можно возвести в ранг искусства»

Юрий Иванович, кто были ваши родители?  Что определило выбор вами профессии гончара?

— Мои предки по отцовской линии — из донских казаков, по материнской — из сибиряков. Родителей свела судьба на Черниговщине. Отец, Иван Иванович, участвовал в финской кампании, был ранен, потерял пальцы на правой руке и в мирной жизни ему пришлось  стать левшой — работал топором левой рукой, рубил дома. Мать, Ева Ефимовна, с 12 лет нянчила чужих детей в соседней деревне, потом дояркой в колхозе работала. Когда я стал заниматься керамикой, мама говорила: если бы знала это, не била бы тебя по рукам в детстве, когда ты в чистой одежде даже в сухую погоду грязь находил…

А в цех керамики в Титовке я попал случайно. Хотел сначала в ученики автослесаря пойти с окладом 43 рубля, а потом узнал, что в керамическом цехе ученический оклад — 65 рублей, вот и подался туда, чтобы помочь семье. Возможно, повлияло и то, что в детстве я что-то лепил, рисовал неплохо. Освоил роспись кувшинов, горшков, потом за гончарный круг сел. Зарабатывали мы по 250-300 рублей, а это в 70-е годы были большие деньги. Но труд был нелегкий, за день так вырабатывался, что после смены не мог друзьям руки пожать.

Вы себя считаете ремесленником, или художником?

— Я придерживаюсь такой мысли: ремесло можно возвести в ранг искусства. Мне ближе быть членом союза народного творчества, чем союза художников, тем более эти союзы — родственные. Когда мы штамповали кувшины, горшки, это оскомину набило. Думаю: неужели я не могу что-то другое сделать? Остаюсь после смены, и делаю. Глину в цехе  нам подавали по транспортеру. Я ее беру, набиваю заготовки, сажусь за круг и целый день кручу. Нас уважительно называли мастерами, а дразнили горшколепами. От меня относили посуду, обмывали, обжигали, глазуровали. Сейчас я все это делаю сам.  А то ведь было однообразие, мы в роботов превращались. Потому я и перешел в 15-е училище.

 

«У меня и на даче есть мастерская»

А в отдел культуры как вы попали?

— В 1986 году, когда при отделе нужно было открыть мастерскую керамики, я, по приглашению друга, перешел туда художником-оформителем, был руководителем мастерской. У нас было 10 человек, и работы хватало: оформляли учреждения культуры и района, и республики: резьба по дереву, чеканка, керамика… Но развалился Союз, начало валиться и все остальное. Клубы перестали быть ведомственными, колхозы передали их отделу культуры, наша мастерская потеряла свою функцию. Было время, по году не получали зарплату, и ребята начали расходиться. Потом в бюджете нашли деньги на должность художника-оформителя Центра культуры и досуга, и здесь работаю. Оклад небольшой — менее 400 тысяч, правда, в последнее время установили доплаты. Хотя, работа сложноватая: нужно и технологию знать, быть электриком, сантехником... У меня первая категория, но она, как и высшая, не оплачивается. В 1997-м меня приняли в союз народных мастеров, в 2003-м присвоили звание «Народный мастер Беларуси», но и за эти звания у нас не платят.

А, как говорится, на свой хлеб перейти не пробовали?

— Третий год я плачу за ремесленную деятельность, имею право делать работы по прямым договорам, без всяких отчетностей. На даче у меня есть своя творческая мастерская.

Так зачем вам «привязка» к Центру культуры?

— Я человек немного инертный, да на одном месте, как говорится, и камень обрастает. Мне дорого обошлось открыть эту мастерскую, и просто жалко было бы ее бросить, к тому же до пенсии четыре года осталось.

 

«Мои изделия покупала Надежда Бабкина…»

Вы — призер различных фестивалей, конкурсов…

— В 1997-м году я впервые поехал на «Славянский базар» в Витебске, получил гран-при, и с тех пор участвую в фестивале ежегодно. На «Дожинки» меня приглашают, другие значимые мероприятия. Ну и, конечно, участвую в районных, городских праздниках. В 2007-м был руководителем проекта по обмену опытом на «Славянском базаре». У нас были гончарные станки, печи, мастер-класс показывали. Вообще, интересно там, можно пообщаться с известными людьми. Приятно было вымазать глиной — по их желанию, конечно — телеведущую Светлану Боровскую, певиц Аниту Цой, Марину Хлебникову. Изделия у меня покупали Надежда Бабкина, Алексей Гоман… В этом году я уже участвовал в 3-м республиканском фестивале-ярмарке ремесел «Вясновы букет», получил диплом. Вообще, за год привожу отделу культуры 5-6 дипломов.

А как вы в Венесуэлу попали?

— Помню, только приехал из творческой командировки в Гагаузию, звонят из министерства — надо сделать выставку в Венесуэле. Хорошо, говорю, не впервые. И только дома вечером «въехал», что это за океаном. Ни разу не летал самолетом, страх был, но уговорили родные и друзья. Летели сначала до Франкфурта, потом до Каракаса, всего 14 часов. Находились там работники культуры 11 дней, президент наш также был тогда, в декабре 2008 года, в этой стране. Уровень жизни там примерно такой, какой был у нас после развала Союза, зарплаты низкие. Шикарные дома контрастируют с многочисленными трущобами. Но Венесуэла богата нефтью, и ее жители этим пользуются. Например, литр бензина тогда стоил всего 100 рублей на белорусские деньги. Вообще, страна интересная, экзотическая, очень жаркая. Местный собеседник поинтересовался у меня, какая у нас зимой температура. Говорю, что когда в 1974-м из армии пришел, было под 40 мороза, так он за голову схватился. А у вас, спрашиваю, холодно бывает? Да, говорит, в феврале прошлого года было всего 18 тепла, так один человек от переохлаждения умер… Словом, поездка запомнилась, пообщался с известными людьми — Раинчиком, Захлевным, были там белорусские ансамбли «Свята», «Харошки», «Верасы-2007».

 

«К моему делу приобщается внук Дима»

Глина — материал хрупкий. А вы не пробовали изменить технологию, делать небьющиеся вещи?

— Дело в том, что если ее изменить, это будет что-то другое. Можно в глину добавлять жидкое и даже битое стекло. Когда я добавлял речной песок, она превращалась в крепкую массу. Но свои свойства такой материал теряет — в тех же кувшинах или горшках не будет пористости, они «дышать» не будут.

Что в ассортименте ваших изделий?

— Он разнообразный: кувшины, горшки, гляки, кружки, цветочницы, напольные вазы, светильники, торшеры, фонтаны, маски, своеобразные сосуды и другое. Раньше я обращался к вещам большим, дорогостоящим. Но, учитывая покупную способность населения, сейчас делаю много мелких — высотой от 3 сантиметров до полутораметровых.

Своих детей не пытались приобщить к керамике?

— Сначала думал,  они продолжат мое дело, но потом понял, что каждый должен найти сам себя. Когда человек будет ходить на работу как на каторгу — он потерянный. Как это ни банально звучит, но на работу человек должен ходить как на праздник, тогда и дело будет спориться. Когда сын Саша учился в 15-м училище на столяра, я предлагал ему еще и своими навыками поделиться. Но он служил в армии водителем, эта профессия ему понравилась и сейчас он работает дальнобойщиком. Дочь Наташа вообще не захотела идти в это училище — мол, из нашего дома на Крылова все в него идут, и закончила два другие училища. А к моему делу приобщается старший внук Дима. Летом с утра работаем вместе у меня в мастерской на даче, а потом — на рыбалку на Березину. Бывает, Дима и продает свои вещи вместе со мной. Коммерческая хватка у него есть. Но самое приятное то, что он зарабатывает сам, своими руками.

 

НАША АНКЕТА

Кто вы по знаку зодиака? — Телец.

Ваш любимый цвет? — Любой теплый.

Любимое блюдо? — Драники, любое блюдо из картофеля.

Что предпочитаете выпить? — Для здоровья — немного водки, а также молдавское красное вино.

Фильмы, которые вам запомнились? — Фильмы режиссера Данелия, «Белое солнце пустыни».

Какие книги любите читать? — Читал много классики, сейчас читаю разную литературу, в том числе и связанную с работой, творчеством.

Верите ли в жизнь после смерти? — Не могу отрицать, потому что не знаю.

Место, где вам хотелось бы побывать? — Как говорится, для полного счастья — в Австралии.

Александр УДОДОВ. Фото Александра МАЗУРЕНКО и из архива гостя.