На все руки мастерица! Именно так говорят люди о 80-летней бобруйчанке Валентине Иосифовне Сергеевой

2274
Рассказ о рукодельнице из Бобруйска, чье умение скоро может стать уникальным.

В руках у Валентины Иосифовны Сергеевой — вышитые ее руками подушки...В руках у Валентины Иосифовны Сергеевой — вышитые ее руками подушки...

И в свои 80 Валентина Иосифовна Сергеева не может без дела — ее руки постоянно что-то плетут, шьют, вяжут, вышивают...

Она вяжет спицами и крючком, вышивает разными видами глади и крестом. Дом ее на улице Седова напоминает, скорее, музей декоративно-прикладного искусства. На столах — вышитые хозяйкой скатерти, салфетки, вязаные крючком вазы, на стенах — рукотворные картины, диваны украшены декоративными подушками и даже двери — в вышитых портьерах!

— Рукоделием я занимаюсь с детства, — рассказывает Валентина Иосифовна. — Семья наша жила в деревне Холопеничи Глусского района. Было у нас 10 детей, я — младшая. Детство было нелегким, потому умели делать все. Когда началась война, мне было 10 лет. Помню, нас и еще пять семей вывезли в лес, через пару часов эвакуировали в Гомель. Там мы прожили месяц, а потом в товарных вагонах нас отправили в Чувашию, ехали туда около месяца. Там я училась в школе, окончила 7 классов. Мы, дети, вязали рукавицы и носки для фронта. Позже мое умение мне очень пригодилось в жизни. Когда мне был 21 год, я жила в Бобруйске, на Парковой улице. Работала в типографии имени Непогодина. Заплачу за квартиру, на руках остается 60 рублей. Мне этих денег не хватало на жизнь. Вот и обшивала, и обвязывала весь авиагородок. Помню, соседка часто заходила и говорила: «Какие у девчонки золотые руки!» Жены военных ко мне каждый день шли — кому пошить, кому заштопать, кому подушечку вышить. Так и жила. Потом вышла замуж за военного, переехали с ним в Мстиславль. И там было нелегко: муж выпивал, двое детей... Я одна в Мстиславле вязала рукавички, носочки, свитера, жилетки. В выходные выходила на базар, там меня уже ждали. Больше двух часов на базаре никогда не стояла, все разбирали. Я даже дочери помогла квартиру купить, всю мебель ей приобрела за этот заработок. Прожила в Мстиславле 42 года, работала в  общепите. А потом муж умер, и я вернулась в Бобруйск.

— Валентина Иосифовна, неужели только нужда вас заставила рукодельничать? В ваших работах столько души…

— Сначала жизнь заставляла, а потом я поняла, что жить без этого не могу. Это моя отдушина. Бывало, расстроюсь сильно, сразу спицы в руки беру. И вяжу часа три, с головой погрузившись в это занятие. И стресс уходит. Я и сейчас без рукоделия не могу. Все знакомые это знают, кто остатки ниток несет, кто ткань ненужную, у меня ничего не пропадет.

Дочь Валентины Иосифовны — тоже Валентина и тоже хорошо вяжет, но такой страсти к рукоделию, как мать, признается, что не испытывает. Зато 9-летний правнук Назар Шуринов, который живет в 6-м микрорайоне, серьезно увлекся вышивкой и даже ходит в кружок по вышиванию. Наверное, ему передались прабабушкины гены.
Похоже, люди творческие долго не стареют, состояние души у них другое, легкое. По крайней мере, Валентине Иосифовне никак не дашь ее 80 лет, и голос у нее молодой, и память отличная, и даже зрение хорошее. Хотя недавно она перенесла инсульт, и, конечно, проблемы со здоровьем есть. Живет Валентина Иосифовна с сыном. У них свой дом, огород. Овощи и фрукты все свои. В день моего визита к ним у хозяйки на окне уже стояли ящички с рассадой, и настроение было весенне-рабочее. Что ж, в самом деле, на все руки мастерица!

Ирина РЯБОВА. Фото автора.