Учитель химии гимназии № 2 г. Бобруйска Елена Владимировна Венглинская.
Цитата: «У меня с учениками бывают споры, и это, на мой взгляд, нормально»
Родилась: 13 февраля 1973 года в Бобруйске. Мама работала на почте, папа — на гидролизном заводе водителем, сейчас оба на пенсии.
Училась: окончила в 1990 году с золотой медалью СШ № 14. Трижды была победителем областной олимпиады по химии, потому после школы без экзаменов поступила на химический факультет БГУ, окончила его в 1995 году.
Работала: в Минске в НПО «Синта» инженером-химиком. Затем была приглашена на работу в минский школу-лицей № 130 учителем химии. В 1999 году вернулась в Бобруйск и преподавала химию в СОШ № 17. После декретного отпуска в 2002 году по приглашению директора пришла в гимназию № 2, где и работает по настоящий момент.
Семья: супруг Геннадий Станиславович работает бригадиром слесарей-ремонтников на «Белшине». Дочь Надежда — ученица 4 класса гимназии № 2.
«Химия мне давалась легко»
— Елена Владимировна, вы родились не в семье потомственный химиков. Откуда такой интерес к этому предмету?
— Интерес появляется у человека, когда у него что-то хорошо получается. Мне химия со школы давалась легко, хотя и по другим предметам оценки были хорошими. В 8-м классе я одновременно участвовала в городских олимпиадах по химии и по белорусскому языку, и так получилось, что победила и там, и там. Хорошо помню, как директор Лукреция Ивановна Саттарова вызвала меня к себе и спросила: «По какому предмету поедешь на областную олимпиаду?». Я выбрала химию, потому что чувствовала себя в ней увереннее. Большое спасибо хочется сказать моему учителю химии Ольге Ивановне Пшеничной, она со мной занималась очень много. Хотя, как педагоги, мы с ней очень разные.
— А какой вы учитель?
— Иногда обстоятельства вынуждают быть строгой. Но больше я все-таки демократичный учитель. Между мной и детьми нет большой дистанции, я говорю с ними на их языке. Со многими детьми у меня даже дружеские отношения, они бывают у меня дома. Я являюсь классным руководителем 9 «В» класса, ученики в нем замечательные. Мы нередко всем классом ходим в театр, на хоккейные матчи.
— Химия — область специфическая. Вы находите применение своим знаниям за пределами школы?
— Все находят. Готовим мы оладушки на соде — идет процесс разложения гидрокарбоната, готовим на дрожжах — происходит процесс спиртового брожения. Забродило у вас варенье — произошел химический процесс брожения. Хотите почистить ювелирное украшение, вы погружаете его в аммиак. Почему? Потому что в аммиаке сульфид серебра растворится и поверхность очистится. Хотите перед покраской металлической поверхности почистить ее? Можно сделать это кислотой — преобразователем ржавчины. Это все химия.
«Я всегда молюсь перед олимпиадой»
— Шестеро ваших учеников в этом году стали победителями областной олимпиады по химии, четверо — республиканской. Такой результат у одного учителя — большая редкость. Может, у вас есть собственный секрет успеха в работе?
— К успеху мы шли постепенно, потихоньку. Победители городских олимпиад у меня были каждый год, первый диплом на областной олимпиаде получили в 2004 году. Всего за 8 лет работы у моих учеников — 10 дипломов областного уровня и 5 — республиканского. Знаете, что я заметила: когда ребенок узнает вкус победы, он хочет идти дальше и дальше, это очень стимулирует. Такой результат, как в этом году, у нас впервые. Если предположить, что это закономерно, во главу всего я поставила бы труд и огромное желание. Подготовка к олимпиаде у нас идет круглый год. Редко мои «олимпиадники» уходят со школы, когда на улице еще светло. Помогает мне и собственный опыт участия в олимпиадах. В этом году у нас сложилась великолепная команда, дети помогают друг другу в учебе, поддерживают морально. Явный лидер в этой команде — Олег Малахов, он помогал мне тренировать других. Открою еще один секрет — я очень люблю свою работу и своих учеников. Всегда переживаю вместе с ними. В прошлом году, когда мы были на областной олимпиаде, у меня поднялась температура, пока я не узнала результаты первого тура. И еще … я всегда молюсь перед олимпиадой, прошу удачи для своих учеников.
— За столь хорошие результаты вы получили какое-то поощрение?
— Да, я получила материальное поощрение от администрации гимназии. К слову, у нас созданы все условия для работы. И за это я благодарна директору Татьяне Николаевне Козловой, ее заместителю Маргарите Викторовне Рыжковой и бывшему директору Лукреции Ивановне Саттаровой. В прошлом году по итогам республиканской олимпиады я и мой ученик Олег Малахов получили специальные дипломы и премии Могилевского облисполкома. Нас в числе других победителей приглашали в Могилев на красивую, торжественную церемонию чествования. На августовской конференции в 2009 году меня наградили грамотой областного управления образования. А к 8 марта в этом году Министр образования объявил мне благодарность в «Настаунiцкай газеце». Любые знаки внимания очень приятны, и хочется трудиться еще больше.
«Химия — наука для избранных»
— На ваш взгляд, что нужно для того, чтобы ребенок был успешным в каком-то предмете?
— Я бы сказала так: необходимо, чтобы все совпало — ребенок должен встретиться с «нужным» учителем в нужное время, они должны понимать друг друга, быть «на одной волне». Разумеется, должны быть природные способности. Есть у меня ученик — все тот же Олег Малахов, он — химик от природы. Думаю, если бы у него был еще год, то однозначно он бы участвовал в международной олимпиаде. Дима Соловьев — ребенок, который работает, не зная отдыха, в этом году «взял» диплом 1-й степени на заключительном этапе республиканской олимпиады.
— То, что все они — мальчики, это случайность?
— Не в обиду девочкам сказано, но для химии нужны мальчики. Все дипломы 1-й степени у меня завоевывают мальчики. Бывали и у девочек дипломы «на области», например, у Наташи Сидоровой, Леры Барыбкиной, но вот «на республике» как-то не складывалось. Дело в том, что все больше происходит интеграция школьных учебных предметов друг в друга. И республиканская олимпиада по химии требует хороших знаний по математике, по физике. А традиционно наибольший процент хороших физиков и математиков — это все-таки представители сильной половины человечества. Здесь нужна логика, умение применять различные математические приемы, быстро считать. Химия — это наука не для гуманитариев, это определенный стиль мышления. Я говорю: «Химия — наука для избранных», не каждый может преуспеть в ней.
— Куда обычно поступают или планируют поступать ваши олимпиадники?
— Оба 11-классника, получивших дипломы на республиканской олимпиаде в этом году, собираются стать студентами химфака БГУ, где составят достойную компанию двум моим прошлогодним выпускникам. Многие поступают в мединститут, в БГТУ. Я уже даже подготовила себе достойную смену! Моя бывшая ученица Ольга Пешкур через год пополнит ряды учителей химии в Бобруйске.
«Однозначно я бы оставила профильное обучение»
— Актуальный вопрос: возможно ли без репетитора подготовиться к поступлению в ВУЗ?
— Думаю, возможно. Скажу на примере нашей гимназии. У нас есть факультативные занятия, платные услуги, центр по работе с талантливыми учениками. В 10 классе происходит формирование направлений — физико-математическое, химико-биологическое, филологическое. Обучаясь в определенном классе, дети целенаправленно готовятся к поступлению по тем или иным предметам. Так что, при желании, у детей есть возможность достойно подготовиться к поступлению. А что касается моих олимпиадников, им точно не нужно заниматься химией с репетитором.
— На ваш взгляд, насколько сложны сегодня задания централизованного тестирования, по той же химии?
— Как говорят наш представители Министерства образования, тест не должен быть слишком простым, ведь с его помощью необходимо определить уровень знаний абитуриента. Но и не скажу, что задания слишком трудные. Сама я лично часть прошлогодних тестов по химии выполнила за 15 минут без особых усилий. На мой взгляд, задания в последние годы вполне посильные каждому при соответствующей подготовке.
— А что, по-вашему, лучше — экзамены, которые были в нашей юности, или тестирование?
— Если говорить о субъективизме и объективизме оценки знаний, то система стала объективнее, все в равных условиях. Но эта система «бьет» по детям, которые психологически не готовы остаться наедине с собой в критический момент. Когда экзамен принимает живой человек, он, заметив волнение ученика, может подождать, задать другой вопрос. А на тестировании некоторые дети настолько растеряны, что не могут сконцентрироваться. Поэтому здесь можно говорить и за, и против.
— За время вашей работы произошло несколько реформ в системе школьного образования. Как вы относитесь к этому?
— Я реформы критиковать не буду. Учитель — государственный служащий. Есть программа, предусмотренная Министерством образования, нормативные документы, которые мы реализуем на практике. Прошел один год, когда мы вернулись к 11-летней системе. Опыт показал, что выпускники 11-х классов и 11-х со штрихами поступили в равной степени, по крайней мере, из нашей гимназии. В прошлом году 11 человек сдавали химию, 10 из них учатся на бюджетных местах. Но однозначно я бы оставила профильное обучение.
«Я предпочитаю жить настоящим»
— В последнее время многие жалуются на то, что у учеников расширились рамки дозволенного, что авторитет учителя в их глазах упал. А вы как считаете?
— В нашей гимназии контингент детей, в основном, серьезный. И вообще моя позиция — дети все хорошие. Конечно, сегодня они более раскрепощенные. А рамки дозволенного, чувство меры и уважительное отношение к старшим закладываются в семье. Уверена — если учитель выстраивает правильные отношения с учащимися, то никаких негативных моментов у них не будет. У меня с учениками бывают споры. И это, на мой взгляд, нормально. Ребенок должен учиться отстаивать свою позицию.
— Зная о замечательных достижениях ваших учеников, мы ожидали увидеть у нас в гостях даму почтенного возраста, с богатым опытом работы…
— Я предпочитаю жить настоящим. Мне, напротив, кажется, что люди с возрастом успокаиваются. К тому же у учителей с годами психологически происходит «выгорание». Заходит посторонний человек в школу, у него такое ощущение, словно улей шумит. А педагоги перестают замечать этот шум. Считаю, что результаты работы зависят не от возраста, а от индивидуальных качеств.
«Всей семьей ходим на хоккей»
— Вы полностью отдаетесь работе. А на семью вас хватает?
— Конечно, совмещать все непросто, случаются и конфликты дома из-за работы. Хорошо, муж у меня понимающий, веселый и добрый. Облегчает жизнь то, что дочь учится в этой же гимназии, всегда на глазах. Родители мои живут в районе «ФанДОКа», отец забирает дочку домой. В быту муж помогает. Еду готовлю я, но посуду никогда не мою.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Мои подруги любят у меня бывать, потому что я хорошо готовлю. И вообще я — человек открытый для общения, редко бывают такие дни, когда у нас никого нет в гостях. По возможности люблю шить, вышивать, вязать, это успокаивает. И читать люблю, конечно. Только, к сожалению, сейчас времени хватает только на методическую литературу. Мы любим всей семьей посещать хоккейные матчи и выходить с друзьями на природу.
Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака? — Водолей.
Ваш любимый цвет? — Работа обязывает ходить в одежде сдержанных тонов. Но иногда хочется что-то яркое одеть!
Ваше любимое блюдо? — Из куриного мяса. Мой фирменный рецепт курицы «Лежачей» (такое название любимому блюду дала дочь, когда была маленькой): на противень выкладываем слоями филе курицы, грибы, лук полукольцами, майонез, приправы, сыр и запекаем в духовке. Под низ можно положить слой картошки.
Что предпочитаете выпить? — Красное вино.
Любимое животное? — Очень люблю котов. У нас живет кошка Муся. Она воспитанная, порядочная девушка, особенно любит нашего папу, как и положено девушке.
Какую музыку слушаете? — Спокойную. Например, авторские песни.
Фильмы, которые вам запомнились? — Старые комедии 70-80 годов. Много раз с удовольствием пересматривала фильм «Москва слезам не верит».
Какие книги любите читать? — Мой любимый писатель — Ремарк, из его книг я много мудрости взяла. Из поэтов — Эдуард Асадов. Строки из его стихотворения: «В любых делах при максимуме трудностей подход к проблеме все-таки един: желание — это тысячи возможностей, а нежелание — тысячи причин» стали моим жизненным девизом.
Верите ли вы в жизнь после смерти? — Скорее, верю. У меня бабушка была верующим человеком. И даже в те времена, когда религия была под запретом, она очень многое во мне заложила. Я уверена, что есть какая-то сила, которая держит все в порядке. Иначе в мире наступил бы хаос.
Где бы вы хотели побывать? — В Париже!
Ирина РЯБОВА. Фото автора и из семейного архива гостьи.