Наш земляк, профессор Александр Егоров: «Верю в то, что все предусмотрено...»

5546
Цитата: «Помню, в библиотеке, что возле кинотеатра «Товарищ», проштудировал «Капитал» Маркса!»

Наш земляк, выпускник бобруйской школы № 2, доктор физико-математических наук, профессор Института математики Академии наук Беларуси АлександрНаш земляк, выпускник бобруйской школы № 2, доктор физико-математических наук, профессор Института математики Академии наук Беларуси Александр Дмитриевич Егоров.

Семейное фото. Стоят: А. Д. Егоров, сестра Тамара  и старший брат Анатолий; сидят: отец, младший братСемейное фото. Стоят: А. Д. Егоров, сестра Тамара и старший брат Анатолий; сидят: отец, младший брат Иван и мать.

На выставке космической техники СССР в Италии. Слева Александр Дмитриевич с дочерью Гагарина Галиной.На выставке космической техники СССР в Италии. Слева Александр Дмитриевич с дочерью Гагарина Галиной.

2009 год. Книжная ярмарка в Минске. Александр Дмитриевич с братом Иваном Дмитриевичем (слева от него), женой, дочерью2009 год. Книжная ярмарка в Минске. Александр Дмитриевич с братом Иваном Дмитриевичем (слева от него), женой, дочерью и двумя внучками.

Родился: 4 марта 1940 г. в Борисове.

Учился: в Брянской области, в бобруйских школах № 14 и № 2. Окончил строительный факультет Белорусского политехнического института (1962), математический факультет Белгосуниверситета (1968), аспирантуру Института математики (ИМ) Академии наук БССР (1974).

Работал: инженером-строителем на заводе «Лидсельмаш», научным сотрудником, заведующим лабораторией статистических методов, отделом стохастического анализа Института математики Академии наук Беларуси. С 2006 г. по настоящее время — главный научный сотрудник этого Института.

Достижения: автор свыше 80 научных публикаций, лауреат премии Академии наук Беларуси за 1993 г., член редколлегии международного научного журнала «Monte Carlo Methods and Appliсations», издающегося в Голландии, член правления Белорусской статистической ассоциации, член совета по защите докторских диссертаций (БГУ), доктор физико-математических наук, профессор.

Семья: супруга работает в экономической службе Института мелиорации. Сын — доцент, кандидат физико-математических наук, работает в БГУ, дочь — специалист в системе оздоровительных учреждений Минска. Внук окончил математический факультет БГУ и работает в представительстве Международного валютного фонда в Минске. Есть еще три внучки.

 

С нашим сегодняшним гостем, доктором физико-математических наук, профессором Института математики Академии наук Беларуси Александром Дмитриевичем Егоровым мы познакомились сначала заочно, благодаря его брату Ивану Дмитриевичу, тоже кандидату физико-математических наук, который в прошлом году был гостем «Вечерки». И Александр Дмитриевич, и Иван Дмитриевич окончили наши бобруйские школы: первый — СШ № 2, а второй — СШ № 1. Оба брата до сих пор регулярно приезжают в свои школы и по-прежнему сильно любят свой город.

 


«Учителя из 2-й школы были замечательные люди»

Александр Дмитриевич, вы родились в Брянске, но школьное образование получили в Бобруйске. Как так получилось?

— Отец был кадровым военным, мама — домохозяйкой. После начала войны отец оказался на фронте, а мать с детьми бежала на юг Брянской области, к своим родителям. В деревне мы и жили, пока отец после окончания войны не забрал семью в Беларусь. Но меня оставили на дедушку-бабушку. Там я пошел в школу и окончил три класса. Потом родители меня забрали. В Бобруйске пошел в 4-й класс 14-й начальной школы. А в 5-й класс пошел во 2-ю школу и там получил среднее образование.

2-я бобруйская школа всегда славилась своими математиками и физиками…

— К сожалению, время стерло многие фамилии, имена-отчества учителей. Но это были замечательные люди, и как личности, и как педагоги. Мне вспоминается мой классный руководитель, учитель физики Вадим Михайлович Парфененко. Он такой, какой изображен Вячеславом Тихоновым в кинофильме «Доживем до понедельника». Умел поддержать детей, способствовал тому, что у нас в классе сложился замечательный коллектив. Конечно же, большое влияние на мое увлечение математикой оказал учитель по этому предмету. Он организовал кружок, сумел заинтересовать, и мы сами стали, вне кружка и школы, решать задачи по математике. А Галина Игнатьевна Дробыш, учитель русского языка и литературы, просто «каленым железом выжигала» наши ошибки, приучала к правильным литературным нормам: если кто-то не так ставил ударение, неправильно произносил слово, она тут же поправляла.

«В детстве я «бредил» идеей спасти человечество от капитализма»

Вы избрали науку и достигли в ней больших высот. 2-я школа по праву может гордиться тем, что ее ученик стал профессором! А как вы шли к этому?

— Я в детстве и юности много чем увлекался и много кем хотел стать, при этом каждому своему увлечению отдавался полностью. Много читал, притом читал, даже если было неинтересно! И в этом мне помогала старшая сестра. Она снабжала меня разной литературой. Когда хотел стать моряком, настолько изучил конструкции морских судов, что мог бы свободно нарисовать устройство подводной лодки! В раннем детстве хотел стать архитектором. Потом «бредил» идеей спасти человечество от капитализма и, помню, в библиотеке, что возле кинотеатра «Товарищ», проштудировал «Капитал» Маркса! Правда, ничего там не понял, но проштудировал. Тогда же поставил себе задачу перечитать всех классиков. Всех не перечитал, но многих осилил.

Когда занимался в музыкальной школе, мечтал стать композитором, играл по 8 часов в день. Физика была последним моим увлечением. Начитался книг по ядерной физике, смотрел на сложные формулы, и мне казалось, что я их понимаю. Хотя вряд ли что смыслил. Чтобы лучше понимать физику, нужна математика, ее я изучал с детства, но стал осваивать в еще большей степени.

Однако после окончания школы почему-то поступили на строительный факультет политехнического института...

— Просто поехал поступать вслед за своей одноклассницей Валерией Терехиной (она впоследствии стала моей женой, с которой живу и поныне). Валерия поступала в институт народного хозяйства, а я решил пойти в политехнический. Но когда учился в политехническом, продолжал изучать физику и математику.

«Может, я в людях не разбираюсь?»

Александр Дмитриевич, то, чем вы сейчас занимаетесь, для нас не совсем понятно. Что такое стохастический анализ, что он дает обществу, человеку?

— Стохастический анализ — это область математики, изучающая и развивающая математический аппарат теории случайных явлений и процессов. Насколько он важен для науки и практики, вытекает уже из того, что подавляющая часть реальных процессов может быть либо описана только с определенной вероятностью, либо сама по себе подчинена вероятностным законам. В технических науках стохастический анализ используется, например, при описании процессов распространения различных видов волн в средах, в том числе для обнаружения сигналов при наличии шумов. Используется в физических науках, а также при изучении процессов, происходящих в экономике и финансах, для прогноза результатов принимаемых решений; применяется он и в биологии и медицине. 

Спасибо за разъяснение, профессор. А скажите, действительно ли, как показывают в кино, описывают в книжках, в научных кругах существует атмосфера внутренней борьбы, а порой и «подсиживания»?

— Если говорить о взаимоотношениях с другими, то я всегда считал, что вокруг меня — замечательные люди, что все мне желают добра и  хотят  помочь. Когда на защите докторской диссертации в Ленинграде я высказался так же, многие засмеялись и сказали: мол, поживи еще. А мне уже тогда было под 50…

Теперь вы думаете так же?

— Да. Может, я в людях не разбираюсь?

«Мы с братом проводим часовые беседы по интернету»

Вы очень дружны со своим братом Иваном (Иван Дмитриевич Егоров, доктор экономических наук, заместитель главного продюсера службы документальных фильмов телеканала «Россия»). В соавторстве с ним написали несколько книг философской тематики, одну из которых — «Феномен возникновения» можно купить даже в бобруйском книжном магазине «Мысль». Не представляю, как размышления двух разных людей можно оформить в единую книгу?

— У нас есть одна идея. Если бы она однажды не появилась, никакой книги не было бы. У меня несколько книг по моей специальности, и почти все они написаны в соавторстве с другими. Могу сказать, что мы с братом, когда каждый день, когда через день, проводим часовые беседы по интернету, эти беседы записываем, а потом переписываем. Конечно, мы благодарны издательству физико-математической литературы в Москве за публикацию наших непростых по замыслу и содержанию книг. Выход книг, и в особенности последней, «Феномен возникновения. От реальности к смыслу», явился для нас воодушевляющим фактом, это как реализация возможности заявить об идее и поделиться нашим опытом философского осмысления жизни.

Как ваши книги воспринимают «профессиональные» философы?

— Официально мы нигде не заявляем, что это философские труды. Да и назвать их таковыми можно условно. Это скорее литературные произведения на философские темы. Могу упомянуть лишь предложение, сделанное мне одним из профессиональных философов — выступить на защите докторской диссертации в качестве оппонента.

Некоторые люди считают, что есть числа счастливые и несчастливые, опасаются числа 13, верят в магию чисел, даже науку придумали — «нумерология». А вы, как математик, что скажете?

— Некоторые действительно считают, что цифры (не комбинации, а именно цифры), а также простые числа и особые числа (Пи и Е — основание натурального логарифма) лежат в основании мира. Но подавляющее большинство математиков, как мне кажется, этим не интересуется, у каждого свои проблемы, задачи, а в математике, кроме цифр, есть масса интересного. И цифры, числа — не главное, хотя они и лежат в основе математики.

«В моем возрасте хотелось бы уже делать то, что хочется»

Александр Дмитриевич, вы и поныне, несмотря на то, что в начале этого года отметили 70-летний юбилей, читаете лекции, ездите на встречи, пишете книги. Усталости не чувствуете?

— Усталость возникает оттого, что мы почти все делаем в рамках работы в конкретных учреждениях. В моем возрасте хотелось бы уже делать то, что хочется. Это не значит, что я лежал бы на диване и плевал в поток — нет, я делал бы что-то полезное обществу. Но, к сожалению, все равно вынужден жить в рамках каких-то планов, в том числе, чтобы зарабатывать на жизнь. Потому работаю на полную ставку в институте и делаю многое другое. К сожалению, то, чем хотелось бы заниматься, востребовано обществом на очень малый процент.

Нет ли, в связи с этим, в вас пессимизма?

— Нет, ведь я понимаю: когда мы с братом пишем книги, то занимаемся далеко не тем, чем занимается наука сегодня, и то, что мы создали, будущим поколениям сразу не передашь. Вопросы, рассматриваемые в книгах, достаточно сложны, а восприятие нового всегда вызывает затруднения и требует времени и определенных усилий.

НАША АНКЕТА

Кто вы по знаку Зодиака? — Рыбы.

Ваш любимый цвет? — Золотисто-лазоревый, как на религиозных картинах.

Ваше любимое блюдо? — С детства и лет до 60 отличался отменным аппетитом. В еде не переборчив, ем все.

Что предпочитаете выпить? — Что касается спиртного, то сейчас я не пью ничего.

Ваше любимое животное? — Ко всем отношусь одинаково.

Какую музыку любите слушать? — Сейчас музыку слушаю редко. Раньше, когда был моложе, любил классическую.

Какие фильмы вам запомнились? — Сколько себя помню молодым, всегда хотел походить на героев классических французских кинофильмов.

Верите ли в жизнь после смерти? — Я бы сказал, что верю в другое: все предусмотрено, и предусмотрена также линия нашего продолжения.

Место на земле, где вам хотелось бы побывать? — Я люблю горную местность, и многие экзотические места хотелось бы увидеть, например, Килиманджаро или Гималаи.


Александр МАЗУРЕНКО. Фото автора и из семейного архива гостя.