Лифты: что имеем — не храним?

3979

Начальник участка г. Бобруйска ОАО «Могилевлифт» Игорь Валентинович Жарский. Начальник участка г. Бобруйска ОАО «Могилевлифт» Игорь Валентинович Жарский.

«Несколько раз мы даже проводили эксперимент — фотографировали новый лифт и его же — через несколько недель...»«Несколько раз мы даже проводили эксперимент — фотографировали новый лифт и его же — через несколько недель...»

В начале марта в нашем доме по ул. Шинной, 20 отключили лифт, и около месяца он не работал. Те, кто живет в многоэтажках, знают, каково это — после рабочего дня тянуть  сумки вверх по ступенькам...

Тем более обидно, когда узнаешь, что лифт исправен, но отключен по причине неуплаты. Почему такое случается? С этого вопроса я и начала разговор с начальником участка г. Бобруйска ОАО «Могилевлифт» Игорем Жарским.

— Ваш дом от ЖСК-47 — самый плохой плательщик за услуги лифта в городе, — раскрыл секрет Игорь Валентинович. — На конец февраля его долг составлял 2 миллиона 238 тысяч рублей, пять месяцев на наш счет не поступало ни копейки! Но такой крайней мерой как отключение лифта мы пользуемся редко. На начало апреля большую часть задолженности ваш кооператив выплатил, и лифт заработал.

Когда лифт не работает

— Как много в городе таких должников?

— В их числе — ЖСК-82, но там, скорее, какая-то бухгалтерская неувязка. Основная же масса пользователей в городе за лифты платит исправно. Ведь сумма-то оплаты небольшая, так как эта сфера дотируется государством. Люди в ЖСК платят такую же сумму, как и жильцы в домах ЖЭУ.

— Почему в новых домах так долго не включаются лифты? Например, наши жильцы ходили пешком более полугода после сдачи дома...

— 99,9 процента лифтов готовы к работе к дате подписания акта ввода дома в эксплуатацию, в редких случаях — максимум через месяц. Лифт включается сразу же, как только его владелец — председатель ЖЭУ или ЖСК — собирает пакет необходимых документов. Часто председатели кооперативов ссылаются на то, что они «экономят деньги», потому что одна часть жильцов заселяется сразу, а вторая — нет. К тому же люди зачастую варварски пользуются лифтом, особенно при заселении, когда необходимо поднимать наверх мебель. Потому руководство домов иногда ждет, пока все заселятся, а потом уже включает лифт.

— Как-то в редакцию обратились жильцы домов № 70 на Рокоссовского и № 135 на Урицкого с жалобой на то, что лифты в их подъездах сначала два месяца меняли на новые, а потом еще несколько недель не включали…

— От лица нашей организации и ЖКХ приношу жильцам этих домов извинения. Ремонт лифтов был начат в прошлом году. А первый квартал — обычно очень сложное время в плане финансирования, произошла небольшая задержка из-за отсутствия материалов. Поэтому сейчас мы решили: не будем начинать работы до тех пор, пока не приобретем полный комплект необходимых материалов.

— В каких домах в этом году планируется замена лифтов?

— В текущем году уже заменено восемь лифтов. Сейчас работы ведутся на Лынькова, 67 (подъезды 3, 4). В конце апреля планируем начать замену лифтов на Горького, 41 (подъезды 5, 10), на Оржоникидзе, 42-а, Рокоссовского, 52 (подъезды 1, 4). Всего до конца года, согласно графику, планируем заменить еще 30 лифтов при условии достаточного финансирования.

Лифты современные гораздо удобнее

— Много ли в Бобруйске лифтов, которые работают свыше нормативного срока эксплуатации?

— Этот срок составляет 25 лет. У нас есть немалое количество таких лифтов (107 из 760), но все они — в технически исправном состоянии, здесь речь идет скорее о моральном устаревании. Нужно отдать должное городским властям — на сегодняшний день обновлению лифтов в Бобруйске уделяется большое внимание, после Гродненской области мы по этому показателю стоим в первых рядах.

— Вы упомянули о моральном устаревании лифтов. Современные лифты существенно отличаются от своих предшественников?

— Конечно, это два совершенно разных механизма. Во-первых, сейчас очень большое внимание уделяется безопасности граждан, потому новая кабина сделана из негорючего материала — металла, покрытого противопожарной краской, в отличие от старых кабин из ДСП. Во-вторых, учитываются размеры современные детских колясок — вход в кабину лифта значительно шире. Все новые лифты — полностью на электронике. Сейчас у нас и новая система диспетчерской связи, на 80 процентах пультов установлены компьютеры. Поставляет нам лифты Могилевский лифтостроительный завод. Наша область, можно сказать, является «испытательным полигоном» этого предприятия. Завод совершенствует производство, за год были изменены четыре модели лифта.

— Игорь Валентинович, когда в бобруйских домах появятся грузовые лифты?

— В некоторых домах уже устанавливаем. В частности, на Заводской, 27. Там лифт грузоподъемностью 630 кг, и в нем можно поднять практически всю мебель. В строящихся 14-этажных домах на Ульяновской также будет по два лифта — пассажирский и грузовой. Решение данного вопроса зависит от заказчика, от стоимости дома.

ЧП в лифте бывают редко

— Некоторые люди боятся пользоваться лифтами. Что им скажете?

— Нет никаких оснований бояться, вероятность несчастного случая в лифте гораздо меньше, чем в любом другом транспорте. В лифтах установлено огромное количество всяких защит. К тому же мы постоянно находимся под зорким оком контролирующих органов — нас регулярно проверяет независимая служба ЛЭД (лаборатория экспертизы и диагностики).

— И все же, бывали в Бобруйске несчастные случаи?

— Около десяти лет назад в общежитии на улице 50 лет ВЛКСМ, 30 молодой парень упал с седьмого этажа в шахту лифта. Он застрял и пытался самостоятельно выйти из кабины, что категорически делать нельзя. К счастью, пострадавший остался жив. В прошлом году на Строителей, 24 горел лифт, хулиганы подожгли плафон. Периодически в лифтах старого типа такое случается. Больше никаких ЧП, к счастью, не было.

— Если человек застрял в лифте, как нужно себя вести?

— Первым делом, не волноваться и не паниковать. В лифте есть кнопка вызова дежурного персонала, ему и нужно сообщить о случившемся. Если диспетчера нет на месте, позвоните по телефону аварийной службы: 44-83-88, (8029) 320-40-18 (Velcom). Люди с ограниченными возможностями могут отправить на последний номер SMS-ку.

Предпринимать ничего не нужно, просто отойдите к задней стенке кабины и ждите. Максимальный срок «заточения» — 40 минут. Хотелось бы обратиться к молодым семьям: не позволяйте дошколятам ездить одним в лифте. Если малыш застрянет в кабине один, он может испытать психологический шок.

Не будьте вандалами

— Любого нормального человека коробит вид большинства наших лифтов — кабины исцарапаны, исписаны, разрисованы, кнопки выжжены…

— Есть такая проблема. Несколько раз мы даже проводили эксперимент — фотографировали новый лифт и его же — через несколько недель. Как правило, на втором фото он уже выглядел совсем не новым. Часто люди нарушают правила пользования лифтами, а потом сами же звонят и просят: почините скорее. А недавно на Горького, 41 за два дня вырезали 320 метров связного кабеля, и люди несколько дней ходили пешком. У меня убедительная просьба ко всем жителям Бобруйска: соблюдайте правила пользования лифтами, относитесь к ним, как к мебели в собственной квартире. Не думаю, что кто-то, придя домой, приклеит жвачку на стенку. Почему же это считается допустимым в лифте? Квартира должна заканчиваться не за ее дверью, а за территорией двора.

Знаете ли вы, что…

… с целью безопасности жильцов ночью ведется прослушивание кабин лифтов. Если дежурный слышит, что кто-то царапает лифт или бурно выясняет в нем отношения, говорит: «Успокойтесь, иначе будем вынуждены вызвать милицию». Обычно это действует. Как-то было хищение на Горького, 7. Благодаря прослушиванию вор даже не успел выйти из машинного помещения… Возможно и видеонаблюдение в лифте, но пока желающих установить его нет.

Ирина РЯБОВА. Фото автора.