Директор ЧТУП «ОлАн-тур» Анна Яковлева: «Работа, прежде всего, должна доставлять удовольствие»

3554
Интервью про одну из старейших турфирм нашего города и ее работницах.

Небольшая часть дружного коллектива ЧТУП «ОлАн-тур» (слева направо): бухгалтер Анастасия Коршак, менеджер Ирина Муромцева, директор фирмы АннаНебольшая часть дружного коллектива ЧТУП «ОлАн-тур» (слева направо): бухгалтер Анастасия Коршак, менеджер Ирина Муромцева, директор фирмы Анна Яковлева и менеджер Елена Артимович.

В нашем городе немало турфирм. Одна из них — компания «ОлАн-тур» в следующем году отметит свое 10-летие на рынке туристических услуг. О том, как все начиналось и легко ли сегодня жить этой сфере бизнеса, мы расспросили директора ЧТУП «ОлАн-тур» Анну Яковлеву.

— Анна Валерьяновна, как и когда вам пришла идея заняться туристическим бизнесом?

— Идея пришла мне и моей подруге Ольге Ильсовой 9 лет назад (отсюда и название — по начальным буквам наших имен). Подруга до этого работала экскурсоводом, а я — в райкоме комсомола. Ее опыт и мое умение работать с людьми в дальнейшем нам очень пригодились.

При создании фирмы нас было только двое, а сейчас у нас работает 15 человек. В 2011 году «ОлАн-тур» будет праздновать свой 10-летний юбилей. Сейчас многие фирмы приходят в туристический бизнес легким путем, ограничиваясь продажами авиатуров крупнейших туроператоров Республики Беларусь. А мы, загоревшись идеей экскурсионной работы, понимая, какой в нашей стране огромный историко-культурный потенциал, сели в машину и поехали по разным маршрутам. И сейчас традиционным в деятельности фирмы является организация экскурсионных туров по Беларуси.

На начальном этапе мы и не задумывались о прибылях, наше дело было для нас своеобразным хобби. Вообще, работа, прежде всего, должна доставлять удовольствие, иначе ничего не достигнешь.

— А как сейчас обстоят дела с въездным туризмом?

— Въездной туризм остается основным направлением деятельности и основной «фишкой» в каждой стране. И в Беларуси ему уделяется большое внимание. Однако мы столкнулись с непонятной ситуацией: мы вкладываем деньги в рекламу наших санаториев, находим партнеров в РФ, а затем санатории напрямую заключают договора с российскими фирмами. И с этой проблемой сталкиваются многие белорусские фирмы.

— Существует стереотип: туристический бизнес представляется как сплошной отдых для тех, кто в нем задействован…

— Это сложный бизнес. Туризм — это ведь еще и большая ответственность за клиента, который с каждым годом становится все более требовательным и избирательным. И он имеет на это право.

Принцип работы нашей компании был и остается следующим: любые пожелания заказчика должны быть выполнены в кратчайший срок при оптимальном соотношении цены и качества.

В 2009 году мы отправили на отдых более 1 тысячи туристов и ни одной жалобы не получили. Мы отвечаем за качество доставки туриста к месту отдыха или на экскурсию. Но, нанимая чужие автобусы, сложно гарантировать такие условия. Это натолкнуло нас на мысль о приобретении автобусов для фирмы. И мы эту проблему частично решили. Хотя, не буду лукавить, раньше делать это было проще.

Вообще, проблема с туристическим автотранспортом в республике стоит очень остро. Парк автобусов обветшал, а с созданием единого таможенного пространства ввозные пошлины увеличились еще на 30 процентов. Поэтому многие минские фирмы стали приспосабливаться и брать в аренду польские автобусы. На таких автобусах в Европу ехать можно, но наш клиент, как зарубежный, так и отечественный, и по Беларуси хочет ездить на комфортабельном и удобном транспорте. Если вопрос транспорта для турфирм не будет решаться на правительственном уровне, то вскоре белорусским фирмам возить своих клиентов будет не на чем.

— Актуален ли для вас лозунг «Кадры решают все»?

— Вопрос кадров остро стоит в любом бизнесе, и в туристическом тоже. В городе специалистов такого профиля мало, поэтому мы их «выращиваем» сами. Сейчас в фирме сильная, хорошая команда, которой я горжусь.

— Многие сейчас пеняют на кризис…

— Я этого не понимаю. Ведь трудности являются толчком для развития и мобилизации всех имеющихся резервов. Порой именно в такой ситуации раскрывается истинное лицо партнера.

Несмотря на падение покупательской способности людей количество турфирм в городе возросло. Уйдут те, кто пришел в турбизнес только за деньгами. Но я уверена, что после кризиса туристическая индустрия, как в стране, так и в городе, окрепнет.

Александр МАЗУРЕНКО. Фото автора.