ИП Юрий Барковский: часовых дел мастер

3799

Часового мастера Юрия Барковского в Бобруйске знают многие...Часового мастера Юрия Барковского в Бобруйске знают многие...

Уверен, что многие бобруйчане знают часового мастера Юрия Ростиславовича Барковского и предпочитают отдавать свои часы в ремонт именно ему. Потому что он настоящий мастер.

Глядя, как он работает, поневоле думаешь, что часами он занимается всю свою жизнь. Однако в детстве об этой профессии он и не думал. Поначалу со своим братом-близнецом Германом поступил в Жиличский совхоз-техникум по специальности «Агроном-плодоовощевод». Выбор этой профессии не был случайностью: многие родственники проживали на селе, а дядя  был даже председателем сельсовета. После окончании учебы братьев направили в Бобруйск. Юрия сразу же взяли агрономом на БШК «Белшина», и он три года отработал в тепличном хозяйстве предприятия.А потом увидел, как друг-часовщик «расправляется» с часами. Понравилось, он стал помогать, а затем друг предложил: «Переходи к нам в «Рембыттехнику».

В отделе кадров на него посмотрели с некоторым недоверием (из агрономов — да в часовщики?), но взяли. К тому времени Юрий уже хорошо разбирался в часовых механизмах. Но кое-что приходилось спрашивать у более опытных мастеров. А коллектив «профи» здесь подобрался еще тот: «Тебе совет нужен? 15 копеек». Сначала не поверил, что за советы могут брать деньги, думал, шутят. Но это была не шутка. Заплатил: подумаешь, 15 копеек. Но когда  снова заплатил, задумался: обед тогда стоил 45-60 копеек и, выходит, спросишь 3-4 раза, и без обеда останешься? Спрашивал, но, чтобы не забыть и повторно не ходить, записывал.

Чудаки были еще те. Один из «стариков» подошел как-то к Юрию и попросил ось маятника.
- Так у тебя есть, - удивился Юрий, - я сам видел.
- Ты не поверишь! Было открыто окно, залетела муха, такая огромная… Схватила лапами ось и улетела.
Юрий смеялся до коликов в животе.

С той поры прошло уже 20 с лишним лет. Сколько часов прошло через его руки! И уже к нему за советом приходят молодые часовщики. Правда, денег за это он не берет.

Параллельно с часовым делом у Юрия и его брата было еще одно серьезное увлечение - музыка. Не закончив даже музыкальной школы, они самостоятельно выучились играть. Юрий на гитаре, бас-гитаре, Герман - на гитаре, клавишных, ударных. Освоили нотную грамоту, подбирали мелодии на слух и по нотам. Затем стали играть в музыкальных коллективах, несколько лет - в ресторанах. Тем более, что у Юрия для этого дополнительного заработка появился стимул: он обзавелся семьей, пошли дети, да и собственного жилья не было. Более десяти лет они занимались музыкой профессионально. Юрию за эти годы довелось играть в разных кафе и ресторанах - «Березке», «Нестерке», «Алесе», «Бобруйске», «Березине». Иногда они с братом заменяли друг друга, благо, различить их в молодые годы было почти невозможно. На этой почве даже случались казусы. Так, однажды, к Юрию подошел один из руководителей среднего звена «Белшины», который хорошо знал Германа, и спросил:

- Герман, я давно за тобой наблюдаю. Как ты все успеваешь: на «шинном» работаешь мастером, играешь в нескольких ресторанах на разных инструментах и еще часы ремонтируешь?

Юрий подыграл ему:

- Приходится крутиться, а вы думали, я легкий хлеб ем? А вообще, если не спать, можно успеть многое…

В начале 90-х начались серьезные изменения в обществе, начались они и в личной жизни Юрия. Закрылся ресторан «Березина», где Юрий играл с ансамблем, после этого он с музыкальной карьерой «завязал». «Рембыттехника» отпустила всех своих часовщиков на вольные хлеба. Почти все они оформились как индивидуальные предприниматели. Стал предпринимателем и Юрий. Но остался на своем месте, которое занимал до ухода из «Рембыттехники» - в универмаге. И еще долго, более 17 лет, там была его «точка». Сейчас его рабочее место в торговом доме «Айсберг». И знаю, что многие свои часы в ремонт из других районов города везут именно ему

На мой вопрос, какая сейчас самая злободневная проблема, Юрий Ростиславович ответил: «Много неквалифицированных мастеров, у которых нет ни опыта, ни специального образования: разобрал дома часы, а завтра стал ИП-эшником. А здесь без знаний невозможно: я сколько лет работаю, а нет-нет, да лезу в старые справочники…»

А еще, говорит он, с каждым годом работать все сложнее. Поднимаются налоги. Часы дешевеют, не все хотят их ремонтировать, покупают новые, часы теперь всюду - в телефонах, авторучках, бытовых электроприборах. А у некоторых нет денег на ремонт…

Думается, эти трудности временные. Главное, что есть мастер, есть его золотые руки. Остальное приложится. Если на рынке этих услуг обострится конкуренция, выживут сильнейшие, опытнейшие, более профессиональные. Такие, как Юрий Ростиславович Барковский.
 

Александр СТЕПАНОВ. Фото Дмитрия МЯКИНА.