Вот знаете, который год уже пишу про «Арт-Жыжаль» — и все равно писать не скучно. Правда, правда, клянусь Пулитцеровской премией! Да оно и не странно: для человека, влюбленного в искусство, каждый такой пленэр — это масса новых открытий и впечатлений. А нынешний так и вообще прошел с приключениями.
К Дому рыбака, куда «Арт-Жыжаль» съезжается уже второй год, мы попали наутро после серьезного ЧП: смерч, бушевавший вечером в районе Чигиринки и выворачивавший с корнем деревья, одно из них вывернул прямо на «жижалевские» печи. Вековая сосна с диким треском поползла на руководителя пленэра Валерия Колтыгина, который в это время как раз загружал одну из печей. Другой бы, глядя, как на тебя несется корабельный ствол, пулей бы с места сиганул, а невозмутимый Валерий Аркадьевич даже не прекратил загрузку. Сосна рухнула в метре от художника. Участники пленера выпили потом по рюмочке за его «день второго рождения».
Но прежде, чем взяться за рюмочки, им пришлось устранять последствия стихии:
— Три часа вчера дождь лил — как начал в девять, так до двенадцати и сандалил, — жалуется Валерий Колтыгин. — К одиннадцати мы уже ползали тут по колено в воде. Начали рыть канавы, чтобы хоть какие-то стоки организовать. Я всегда говорю: пусть какая угодно жара будет, лишь бы не дождь.
Впрочем, безумная жара, под знаком которой прошел почти весь пленэр, большого комфорта его участникам тоже не принесла:
— Что занадта, то не здрово. При такой жаре загрузишь печку — и тебя уже хоть выжимай. А когда идут ракушечные обжиги — с дымлением, с обварой — тут и дым столбом, и копоть, и вообще капец. В прошлом году хотя бы озеро было чистым — в любой момент можно было окунуться, а сейчас — вода зеленая, рыба дохлая, вонь стоит, пена какая-то разноцветная плавает — купаться вообще невозможно.
Но куда больше неудобств керамистам доставила не стихия, а явления технического порядка:
— Взять, хотя бы электричество. Свет здесь должен гореть постоянно — у нас же ненормированный рабочий день: что-то не получилось у художника — он доделывает ночью. А свет у нас то и дело пропадает. Однажды вообще смешно получилось: мы банный день устроили, и — бах! — свет погас. Так девочки до сумерек еще успели помыться, а мальчики мылись уже, подсвечивая друг друга мобильниками. Даже попариться не смогли — какая парилка впотьмах!
Валерий Колтыгин внимательно следит за всем, что происходит на пленэре.
По словам Колтыгина, проблем на «Арт-Жыжале» и кроме отсутствия света хватает с лихвой:
— Этот год много преподнес неувязок разных. Например, был закуплен плохой формовочный материал. А его всегда покупаешь как кота в мешке — никогда не угадаешь, хороший или плохой. Были и другие досадные моменты. Но ничего — все потихоньку преодолеем. Я-то давно уже знаю: чтобы провести пленэр надо держать хвост пистолетом и не впадать в уныние — кривая куда-нибудь вывезет. Да и вообще мне, как руководителю, унывать стыдно, недопустимо.
Несмотря на то, что до окончания пленера осталось всего ничего, подводить итоги Валерий Аркадьевич пока не стал:
— Керамика — штука непредсказуемая, в любой момент может что-то случиться. Итоги будем подводить уже на выставке.
Художница из Санкт-Петербурга Анастасия Чарина.
Девушка с топором — мечта художника!
Поскольку условия пленэра максимально приближены к естественным, участникам его все приходится делать самим. Так что, встретить на пленэре девушку с топором — очень даже запросто. А кто тебе будет щепки колоть? Сама, только сама…
Художница из Санкт-Петербурга Анастасия Чарина пошла по стопам мамы, которая тоже занимается керамикой. На «Арт-Жыжаль» она приехала впервые и очень жалеет, что такие пленэры не проводятся в Северной Пальмире: «Вместо пленэров мы устраиваем под Питером маленькие междусобойчики на несколько человек. О больших пленэрах, куда можно было бы пригласить много народу, мы можем пока только мечтать. В Питере эта тема развита слабо».
Геннадий Мерц.
Венера для пленэра
Впервые за всю историю «Арт-Жижеля» к нам приехал гость из Венесуэлы. Хотя не такой уж он и «венесуэльский» — Геннадий Мерц родился в Беларуси, учился в России, жил в Германии и Испании, а в стране Боливара и Чавеса живет лишь последние десять лет. «У меня супруга венесуэлка», — поясняет он.
Об «Арт-Жыжале» Геннадий узнал в прошлом году, на выставке в Минске, где познакомился с Валерием Колтыгиным.
— В Венесуэле очень развито искусство керамики, — рассказывает гость. — Там оно активно поддерживается государством. Венесуэльская керамика весьма своеобразна — в ней более яркие цвета, более откровенные формы.
Наглядный например — Venus de Tacarigua или Венера из Такаригуа, которую на «Арт-Жыжале» изваял венесуэльский художник. Похожие женские фигурки археологи находили при раскопках древних индейских поселений. Относятся они еще к доколумбовой эпохе — 4 тысячи лет до нашей эры. Но стиль этот и сегодня характерен для латиноамериканской керамики.
Дмитрий РАСТАЕВ. Фото автора.
Солнце - символ Арт-Жыжаля.
ТАКЖЕ НА САЙТЕ: