В роли Нерона - артист Евгений Ракитский.
26 и 27 ноября в областном театре драмы и комедии имени В. Дунина-Марцинкевича состоялась премьера спектакля «Нерон» по пьесе Юрия Сохаря в постановке его сына — Максима Сохаря, главного режиссера нашего театра. Премьера очередная, но далеко не рядовая: по силе воздействия, по монументальности замысла таких спектаклей на бобруйской сцене не ставилось очень давно!
Тандем отца и сына, осененный высоким творческим духом, сумел заразить и воодушевить на сотворчество еще целый ряд художников, чьи талант, профессионализм и увлеченность помогли воплотить в жизнь многое из задуманного и добиться столь высокого результата. «Альтернативную реальность» (как нарек жанровый подзаголовок к спектаклю его автор), из жизни одного из самых кровавых римских императоров — Нерона, создавали художник-постановщик Валерий Новаковский, композитор Александр Косинский, балетмейстер Алексей Лукашевич и множество актеров бобруйской труппы…
«Альтернативную реальность» создавали художник-постановщик Валерий Новаковский, композитор Александр Косинский, балетмейстер Алексей Лукашевич и множество актеров бобруйской труппы.
Художник Новаковский уже давно научился изобретать очень функциональную и символичную, при всем ее минимализме и условности, сценографию. Эта работа — не исключение, а убедительное подтверждение правила: все действие разворачивается вокруг вписанной в декорации латинской литеры «N». Она не только подчеркивает фатальную значимость заглавной персоны пьесы в судьбе всех ее героев, но и своим троекратным изломом дополнительно воздействует на подсознание зрителя, навевая ощущение нигилизма, то есть тотального отрицания и неприятия… Хореограф Лукашевич с помощью подопечных из школы-колледжа искусств своими танцевальными этюдами также добавил в общее сценическое полотно зловещих красок. Инфернальная пластика — важный элемент постановки, жаль только, что порой эти танцы воспринимаются, как отдельные концертные номера, а не вплетены в живую ткань спектакля.
Императрица — мать Агриппина (актриса Анастасия Агейкина).
Однако все бы эти достоинства, безусловно, меркли бы, если бы не достойная игра актеров, а спектакль этот довольно густонаселен. О заглавном герое — чуть ниже, а пока —о тех персонажах, которые окружали Нерона… Это женские образы двух императриц — матери Агриппины (в исполнении актрисы Анастасии Агейкиной), жены Октавии (артистка Лариса Покревская). Мужские персонажи — Эпафродит, ликтор Нерона (артист Александр Парфенович), Сенека, философ и воспитатель императора (актер Леонид Кучко). Одной из лучших их характеристик является дерзкое допущение (как человека, видевшего большинство их работ), что эти роли вполне могут претендовать на лучшие в их карьере. Что же касается главного героя, то этот тезис можно произнести без всяких допущений — это лучшая (и возможно — судьбоносная) роль молодого актера Евгения Ракитского. При всей едва ли не нарицательной одиозности его персонажа, он сумел (по крайней мере, с середины первого действия) показать живого, душевно больного и несчастного Нерона, вскрыть вместе с режиссером подоплеку и корни его безумия. А задача это была отнюдь непростая, учитывая, что речь в пьесе идет не о безумии простого человека, а о безумии диктатора, от которого зависят судьбы множества людей!..
Отдельная статья — это потрясающая, полная драматизма и трагизма, музыка в спектакле (музыкальное оформление — Александра Петруши). Причем, часть композиций исполнялась рок-группой «Поле-8» на сцене вживую!..Думается, что процентов пятьдесят от той атмосферы, которая воцаряется с первых минут и до самого конца действа на сцене, несет в себе именно музыка Александра Косинского! «Не может быть!», скажете вы. А вот, пойдите и посмотрите сами… В любом случае, идите и смотрите! Оно того стоит.
Александр БОГДАНОВИЧ. Фото Дмитрия МЯКИНА.