Не всякая фотография, вставленная в раму, становится шедевром

3055
Поговорим об искусстве. Поспорим о вкусах. Порассуждаем о тех высоких материях, в которые рядится красота.

17.09.2014, Бобруйск. Открытие фотовыставки "Неделя современной фотографии". Целый чемодан с фотографиями!17.09.2014, Бобруйск. Открытие фотовыставки "Неделя современной фотографии". Целый чемодан с фотографиями!

Поговорим об искусстве. Поспорим о вкусах. Порассуждаем о тех высоких материях, в которые рядится красота. Собственно, о чем же еще говорить на крыльце выставочного зала, где развернута выставка современной фотографии?

«Неделя в квадрате» — название несколько странное, при том, что выставка продлится одиннадцать дней. Работы пятнадцати молодых фотографов, участников фотоклуба «Беларусь», выставлены на суд зрителя. Со стороны устроителей проделана большая организационная работа в довольно сжатые сроки, и сама церемония получилась превосходной. Сейчас, когда открытие уже состоялось, торжественные речи сказаны, и все авансы розданы, пришла пора всмотреться пристальнее, что же из себя представляет современное фотоискусство в трактовке бобруйских авторов.

В силу отсутствия единой темы и разнообразия художественных манер участников, на стилистическую стройность выставка не претендует. Но это и к лучшему. Сразу видно, кто чем дышит. Зато с точки зрения жанровой принадлежности царит редкостное единодушие — практически три четверти всех работ представляют женский портрет. Более того! Это почти всегда портрет молодой девушки с томным взглядом и жеманными манерами. Портрет, который имеет единственной целью собирать «лайки» на страничках соцсетей.

17.09.2014, Бобруйск. Открытие фотовыставки 17.09.2014, Бобруйск. Открытие фотовыставки "Неделя современной фотографии".

Безусловно, красивая девушка — удобный объект для фотографирования, а для начинающего фотографа это еще и самый доступный способ попрактиковаться. Тут налицо сложившийся в фотографической среде «симбиоз». Но, к сожалению, в большинстве случаев мы имеем дело лишь с аккуратной фиксацией усилий стилистов и визажистов, о чем принято непременно сообщать в «титрах».

Словно исключение из общего уныния — работы Сергея Лавриновича, свадебного фотографа, которому под толстым-толстым слоем матримониального гламура удается разглядеть живого человека. На выставке представлено пять работ Сергея, которые я бы отнес к жанру психологического портрета. Автор талантливо использует освещение и изобразительные средства широкоугольной оптики. Благодаря низкой точке он получает динамичную, напряженную композицию. Работая на заказ, фотограф не боится быть саркастичным, и вообще относится к своим героям с изрядной долей иронии. Потому представленные Сергеем Лавриновичем портреты интересны и помимо их прикладного назначения.

Бобруйск. Открытие фотовыставки "Неделя современной фотографии". Работа Сергея Лавриновича.

К слову, о свадебной фотографии. Во времена оны, когда фотография еще была волшебством больше, нежели ремеслом, фотографирование семейных торжеств справедливо приписывали к ведомству бытуслуг. На фотографов-бытовиков не то чтобы смотрели со снисхождением, но точно их работу не относили к искусству. Подобный пример есть и в музыкальной среде. До сих пор музыкантов, что играют на свадьбах и похоронах, коллеги называют «лабухами». Так и здесь. Мол, что тут взять — сфера обслуживания…

Иные времена, иные нравы. Сегодня свадебная индустрия ворочает бюджетами, которые раньше и не снились. Более того, она порождает к жизни новые профессии: распорядитель, декоратор, стилист, флорист, видеограф. И свадебный фотограф среди них — почти олимпийское божество. Всё и вся подчинено ему. Иной раз кажется, что и сама свадьба затеяна только ради фотосессии. Глянцевые картинки современных бракосочетаний вызывают недоумение фатальным несоответствием реальности. Платья подружек выдержаны в единой гамме с фиалками в букете невесты. Свечи отлиты вручную и обернуты непременно льняной бечевкой. Растерянные родители за свои же деньги всеми силами стараются потрафить гламурной тусовке. Мол, так задумал фотограф. Помилуйте! Кто для кого? Свадьба для фотографа или фотограф для свадьбы? Уж коли вы берете деньги, не забывайте, кто вы есть. А именно – сфера обслуживания, «лабухи».

После всего сказанного присутствие на художественной выставке свадебных фотографий я расцениваю только как рекламу чьих-то услуг.

Что же останется, если отсеять «фото на аватарку» и откровенную бытовку?

Бобруйск. Открытие фотовыставки "Неделя современной фотографии". Работа Стаса Аврамчика.

Останутся пяток очень неплохих пейзажей Стаса Аврамчика. Сюжеты классические — закаты-рассветы над водной гладью. Автор ювелирно выбирает время и место, щедро домешивает в картинку живописности и драматизма при помощи технологии HDR. При этом все же, на мой вкус, слегка «борщит» с фотошопом. А вот среди невыставленных его работ много очень лиричных и поэтических.

 

Бобруйск. Открытие фотовыставки Бобруйск. Открытие фотовыставки "Неделя современной фотографии". Работа Дмитрия Колоницкого.

Останутся также два урбанистических пейзажа Дмитрия Колоницкого. Работы на грани фотографии и чистой графики. Фотография индустриального города в лучах низкого солнца. Желтые лучи пронизывают воздушную дымку, обрисовывая иззубренный силуэт. Именно в этих снимках я обнаруживаю параллели со старой фотографической школой.

Молодые фотографы возможно и не подозревают, что четверть века назад за этими же стеклами в выставочном зале висели работы Вилена Вольперта, Игоря Волкова, Зиновия Шегельмана, Ильи Могилянского, Бориса Варфоломеева и других. Большинство снимков были именно такими: в каждом прослеживалась мысль художника, его размышление о действительности, обыгрывалась некая визуальная идея. 

Зиновий Шегельман. Зиновий Шегельман. "Не клюет"

По-настоящему жанровую фотографию представил на выставке Дмитрий Корнишев. Снятый в репортажной манере портрет молодой художницы точен и многопланов. Девушка запечатлена в кресле, ее голова откинута на спинку, лицо обращено к окну, веки опущены. На заднем плане видна часть живописного полотна. Косой свет прекрасно вылепил тонкие черты лица и линию шеи. Нарочито нарушенная композиция возвращает взгляд зрителя в левый верхний угол, где можно рассмотреть незаконченный женский образ, чем-то напоминающий саму героиню. Фотография наполнена смыслом, она исчерпывающе характеризует изображенного на ней человека. Именно таким  должен быть жанровый снимок. Его предназначение — рассказывать историю.

Бобруйск. Открытие фотовыставки Бобруйск. Открытие фотовыставки "Неделя современной фотографии". Работа Дмитрия Корнишева.

В чем-то вторит Дмитрию Анна Грибцова с черно-белой фотографией, запечатлевшей счастливого отца с ребенком на руках. Хоть это и постановочная съемка, «широкоугольник» сделал свое дело и придал композиции репортажность и экспрессию. Получилось очень хорошо.

Бобруйск. Открытие фотовыставки Бобруйск. Открытие фотовыставки "Неделя современной фотографии". Работа Анны Грибцовой.

Единственный натюрморт представил Сергей Болдыш. Примечательная фотография. Бумажный кораблик плавает в большой стеклянной банке. Очень сильная смысловая метафора. При этом визуальное воплощение несколько провисает — в основном, из-за плотного кадрирования. Банка слишком тесно вписана в прямоугольник кадра. А ведь она могла бы стоять у кромки воды на песчаном берегу реки или моря. Тогда снимок наполнился бы воздухом и светом, а метафора обогатилась дополнительными смыслами.

* * *

Открывшаяся выставка оставляет двойственное впечатление. С одной стороны пятнадцать молодых талантливых фотографов, представляющих новую генерацию и новый взгляд на мир — это прекрасно. С другой стороны, в результате собственно «современная фотография» в массе своей свелась к тщательно отретушированному глянцу. Лично мне такой «образ поколения», лишенный «царапин» жизненного опыта, «морщин» человеческой мудрости, совершенно не интересен. С третьей стороны, у этих ребят большое будущее. Фотография, как и любое другое авторское искусство, есть проекция внутреннего мира художника. А это требует времени.

 

17.09.2014, Бобруйск. Открытие фотовыставки 17.09.2014, Бобруйск. Открытие фотовыставки "Неделя современной фотографии".

Александр ЧУГУЕВ. Фото автора

Смотрите также фоторепортаж Александра ЧУГУЕВА с открытия выставки