Людям нужен допинг – постоянный шоппинг

1354
По информации начальника управления торговли и услуг горисполкома Анатолия Киселева, в Бобруйске сегодня работает около 800 торговых объектов.

Психолог Елена Гончарова.Психолог Елена Гончарова.

По информации начальника управления торговли и услуг горисполкома Анатолия Киселева, в Бобруйске сегодня работает около 800 торговых объектов. По сравнению с прошлым годом магазинов стало больше, а торговые площади увеличились почти на 7 тысяч кв. м. Значит ли это, что бобруйчане могут стать шопоголиками, делая покупки то в одном магазине, то в другом, посещая все торговые объекты города и охотясь за акциями, скидками и дисконтом?

О том, может ли такое социальное явление, как шопоголизм, принять массовый характер, корреспондент «ВБ» поинтересовалась у психолога учреждения здравоохранения городской поликлиники №2 Елены Гончаровой.

– Расскажите, пожалуйста, о шопоголиках. Что о них известно?

– Шопоголики – это люди, которые испытывают сильные положительные эмоции во время совершения покупок. Причем, они покупают не столько необходимые вещи, а скорее то, что попадает в их поле зрения и соответствует их настроению. Покупки они совершают легко, не задумываясь. Шопоголики быстро теряют интерес к приобретенным вещам, они могут даже ни разу не воспользоваться ими. Вернувшись домой, они нередко просто убирают куда-нибудь подальше приобретенную вещь. Их увлекает не коллекционирование вещей, а процесс их покупки, выбора. Они с удовольствием посещают супермаркеты, делают примерки, постоянно интересуются новыми веяниями моды, скидками, помнят, где и когда проводятся акции.

– Можно ли это назвать психологическим заболеванием, или дело в чем-то другом?

– По-научному шопоголизм называется ониоманией, что в переводе означает безумные покупки. Другими словами, это магазинная зависимость. Причем, ключевое слово здесь – «зависимость». Данное явление имеет психологическую природу и поддается коррекции при желании человека прорабатывать свои внутренние проблемы. Причинами пристрастия к покупкам могут быть неудовлетворенные потребности во внимании, заботе со стороны близких, чувство одиночества, потеря смысла жизни. Иногда эта проблема «тянется» с детства. К примеру, это происходит, если родители вместо того, чтобы сказать ребенку: «Я тебя люблю», приобретают ему различные вещи, как бы откупаются, боясь выразить свои чувства или просто уделить внимание. Велико также и влияние рекламы, различных маркетинговых хитростей. Но все это оказывает влияние на человека только в том случае, если он сам не знает, что делать со своей жизнью, испытывает эмоциональное опустошение и ищет легкий способ ухода от этих проблем.

– Есть ли у шопоголизма свои степени овладения человеческим разумом?

– Да, ученые выделили несколько видов шопоголиков. Спонтанные – это, как правило, люди, не признающие, что у них имеется проблема. Перед походом в магазин они планируют свои траты, но в процессе обычно позволяют себе купить несколько вещей, в которых изначально не нуждались. Явные, или осознанные – люди, которые ходят в магазин, чтобы снять стресс и поднять себе настроение. Они осознают свою тягу к покупкам, но относятся к ней терпимо или даже положительно, поскольку не знают других способов получать удовольствие от жизни. Также есть целеустремленные шопоголики. Люди этой категории не могут контролировать свои финансы, и желание тратить деньги является для них непреодолимым. Они часто занимают в долг, но им все равно не хватает. Различают также шопоголиков истинных (они покупают все подряд) и разумных (они покупают только необходимые вещи, но в больших количествах).

– Опишите поведение и эмоциональное состояние шопоголика?

– Обычно шопоголик проводит большую часть времени, бесцельно посещая магазины, он живет сегодняшним днем. Если ему не удается совершать покупки, он испытывает угнетенное состояние, раздражительность. Для него также характерны узость интересов и однообразие досуга. Понимаете, шопоголик может растратить все до последнего рубля, взять в долг или даже украсть деньги у близких людей…

– А скажите, на ваш взгляд, в Бобруйске это заболевание может получить распространение?

– Это явления приобрело известность в прошлом веке в Европе и Америке. В нашем городе шопоголизм пока что не развит.

– А можно ли как-то излечиться от желания совершать покупки?

– Да, ониомания поддается коррекции, все зависит от желания человека, от его готовности отпустить старое и меняться к лучшему.

– Вы говорили, что реклама имеет прямое влияние на развитие шопоголизма. Так какие приемы создают ажиотаж среди покупателей?

– Больше всего людей привлекают яркие цвета, но при их уравновешенном сочетании. Для рекламы обычно используют позитивные образы: улыбающиеся лица, дети, котята – все то, что вызывает умиление. Также используются привлекательные женские и мужские образы, которые вызывают восхищение у противоположного пола. Надписи, используемые для рекламы, обычно составляются как можно короче (не более 5 –7 слов). Также указатели скидок и распродаж являются своеобразным маркетинговым ходом и оказывают влияние больше на тех, кто любит экономить. Для таких людей поводом для покупки становится не необходимость приобретения вещи, а ее цена.

– С шопоголизмом все ясно, но есть еще и люди, которые экономят буквально на всем. Они тоже не адекватны в своих действиях?

– Противоположностью шопоголизму можно назвать аскетизм как образ жизни или скупость, когда человек жалеет не только для других, но и для себя. Постоянно экономить тоже не нужно, потому что так вырабатывается мышление нищего: человек привыкает, что ему на все не хватает денег и уже просто не может жить по-другому, не позволяет себе покупать хорошие вещи. А если покупает, то его мучает чувство вины, и он ими не пользуется. К слову, когда люди не могут выбросить из дома ненужные вещи – это «синдром Плюшкина». Так что во всем важна мера.

Анастасия КАСТРИЦА. Фото Александра ЧУГУЕВА.