Монументализм стеклышек Семена Абрамова

3451

Известный мастер мозаики Семен Абрамов.Известный мастер мозаики Семен Абрамов.

Согласимся: колорит и неповторимость нашему городу на Березине придают не только сохранившиеся стены старой крепости и не разрушенные войнами особняки начала прошлого века. На фоне большинства белорусских городов отличают его и яркие приметы советской эпохи. Речь идет не об отлитых из одной формы железобетонных девушках с веслом, юных горнистах и барабанщицах или оленях и медведях на постаментах. Взгляд проезжающих и приезжающих в Бобруйск непременно зацепится за мозаики, витражи и сграффито, коих у нас больше, чем в любом областном центре, считай их хоть на сто, хоть на все двести тысяч населения. Совсем не случайно сегодня активно откликаются на размещенное в глобальной сети изображение мозаичной карты Советского Союза, украшающей вокзал железнодорожной станции Березина. Доля ностальгической благодарности и восхищения перепадает и автору, чья фамилия обозначена в углу монументальной работы, – Семену Абрамову.

Зал ожидания на станции Зал ожидания на станции "Березина". Мозаичное панно "Железные дороги СССР".

– На вокзале моя мозаика, а на Минской не мои, там работали художники Барейко, Егоров, Марчук, -- окунается в события сорокалетней давности мастер. — Мы ведь были молодыми, хотели не только показать, что умеем, но и заработать. Благо, в те времена на предприятиях и в учреждениях нашего города находились средства на создание таких монументальных работ, как мозаики, росписи, витражи. И они пережили бурное время, а в некоторых случаях и своих создателей, оставив неповторимый дух эпохи и давая о ней представление новым поколениям.

– С чем вы, Семен Тихонович, пришли в монументалистику, вы, полюбивший к тому времени навсегда, как выясняется сегодня, акварель и сказавший в ней очень веское слово?

– Моя первая мозаичная работа и сегодня на стене старого корпуса городской больницы имени Морзона. Потом были мозаики на «Белшине» и в ее санатории-профилактории, на кожкомбинате и в детском саду обувной фабрики, в других бобруйских организациях и учреждениях, в Жиличском сельхозтехникуме и в Рогачевской школе №1.

– А как все происходило – от поиска темы до снабжения материалами?

– Замысел произведения, как правило, появлялся от найденного подходящего архитектурного пространства, куда можно было гармонично вписать немалое по размерам цветовое пятно. Следующую роль в разработке темы играло назначение здания или помещения. Сюжет же придумывал сам художник. Все это утверждалось у заказчика в виде эскизов, затем изготавливались картоны – изображения в красках в натуральную величину.

– И вы были свободны в выборе изобразительных решений, художественного стиля и манеры?

– Я бы сказал, мы были социально ответственными художниками, работали с учетом существовавших тогда идиологем в обществе. Но мне не говорили, что вот здесь должен быть Ленин, а здесь серп и молот. Все это предугадывалось и предлагалось в соответствии с собственными художественными взглядами.

Зал ожидания на станции Зал ожидания на станции "Березина". Мозаичное панно "Железные дороги СССР".

– Надо полагать, вы угадали и со вкусами заказчиков, и с перспективой долголетия произведений? А ну как найдутся ниспровергатели не только исторических имен и памятников и полезут с кайлом и зубилом на фасады?..

– И в очередной раз покажут свою глупость.

– А вообще, мозаики сделаны прочно, хоть и не всегда для них смальты хватало – можно заметить даже кусочки керамической плитки…

– Да, в поисках материалов приходилось ездить самому по стекольным заводам, а потом уже от найденного плясать в цветовых решениях. Использовали мы, кроме непрозрачного стекла, пластинки из мрамора и туфа, даже речную гальку.

– Семен Тихонович, ведь не все из задуманного в монументальном искусстве удалось реализовать?

– Когда говорят пушки, музы молчат. Мои картоны тоже не выдержали кое-каких передряг. Один из них – для мозаики на стене Рогачевской школы №3 – был просто похищен, два других эскиза еще могут быть воплощены в жизнь, например, в новых микрорайонах нашего города, где наблюдается минимум художественного оформления.

…Прощаясь с этим, смею уверить, большим художником, живущим в нашем городе, напросился еще на одну встречу с ним, чтобы рассказать затем читателям об удивительных акварелях его кисти, каждую из которых можно рассматривать часами; о задуманном маэстро масштабном проекте, подобных которому нет ни в Беларуси, ни на просторах СНГ; о его впечатляющих знакомствах и дружбе со многими известными людьми; наконец, о правилах здорового образа жизни, коими руководствуется Семен Тихонович. А может быть, и о том, что на стене дома в центре Бобруйска появится новая мозаика с подписью – Семен Абрамов.

Александр Казак. Фото автора, Александра ЧУГУЕВА и из архива мастера.

Зал ожидания на станции Зал ожидания на станции "Березина". Мозаичное панно "Железные дороги СССР".

Мозаика в бывшем детском саду обувной фабрики на улице Ванцетти «Древо праздников».Мозаика в бывшем детском саду обувной фабрики на улице Ванцетти «Древо праздников».

Нереализованные эскизы «Все флаги в гости будут к нам» и «Школа – источник знаний»: