Параллельные миры Вячеслава Захаринского (дополнено)

4596
Ценители искусства смогут увидеть в галерее Бобруйска картины одного из самых интересных белорусских художников, родом из Глуска.

Цикл «Что есть грех».Цикл «Что есть грех».

Осенний сезон художественный музей Бобруйска откроет персональной выставкой члена Союза художников Беларуси, нашего земляка Вячеслава Захаринского. Выставка откроется 5 сентября в галерее художественного музея на ул. М. Горького и продлится по 5 октября.  

— Это будет большая экспозиция живописи на все три зала, — рассказала «Вечерке» директор Бобруйского художественного музея Светлана Привалова, — а пока сам художник занят отбором работ для бобруйской экспозиции. 

Вячеслав Захаринский — известный в Беларуси живописец, участник многих международных художественных выставок и пленэров, с 1993 года он является официальным представителем Европейской Академии художеств в Варшаве.

А родился Вячеслав Адамович в 1950 году в городском поселке Глуск. В 1971 году окончил Минское государственное художественное училище им. А. Глебова, затем Белорусский театрально-художественный институт.

Каждый, кто хоть раз увидел картины Захаринского, наверняка был поражен: если не необычностью трактовки автором окружающего мира, то уж во всяком случае уникальностью его внутреннего «я». И если согласиться с утверждением, что картины есть отражение внутреннего мира их творца, то каков же необычен и разнообразен этот мир Вячеслава Захаринского!.. Уже одни названия циклов его первых работ — «Крысы», «Фарисеи», «Грешники», «Святые» — говорят о том, что перед нами — человек думающий, пытающийся объяснить, в первую очередь, самому себе, что есть добро и зло? 

Сам Вячеслав Захаринский сказал об этом в интервью модельеру Саше Варламову в начале нынешнего года так: «Когда мы говорим о добре и зле, то я понимаю, что в жизни у человека всегда есть два выбора, и перед человеком всегда стоят два пути. Один — путь добра, второй — путь зла. Человек не может одновременно стоять одной ногой в добре, а другой находиться во зле. Это задумано как естественное испытание для каждого… Это не просто слова. Это все имеет реальное подтверждение… Мой опыт начался в родном Глуске... Рядом с нашей школой находилась Богоявленская церковь. В один «черный» день, подходя к школе, я увидел совершенно драматическую картину, когда толпа людей пыталась защитить свою родную церквушку от уничтожения. «Большие дяди» с помощью тракторов пытались сорвать купол церкви. Рядом, в куче, лежала церковная утварь: иконы, кресты…. У меня, наверное, это был самый первый и самый большой в жизни шок. Я тогда очень испугался. Я не понимал, что происходит. Я не понимал, что делают эти люди. Ведь церковь никому не мешала!.. Таким был мой первый жизненный урок. Поэтому путь добра и путь зла — это естественное состояние, в котором мы живем. А вот что мы выбираем — зависит от каждого из нас».

«Вечерний Бобруйск».

Цикл «Женщина, одетая в цвет».Цикл «Женщина, одетая в цвет».

- Вячеслав Адамович, буквально через несколько часов в Бобруйске начнет работу ваша персональная выставка. Вы наш земляк, Глуск – это совсем рядом, и наверняка, в детстве вы с родителями приезжали в Бобруйск. Каким вспоминается наш город сквозь десятилетия  – большим или, наоборот, маленьким и таким же, как и Глуск, провинциальным?

- Я города не рассматриваю по размерам, для меня город – это его настроение и то, какие в нем живут люди. Бобруйск для меня –  знаковый город, в нем жили и живут многие мои родственники, мои друзья. Лично для меня Бобруйск всегда был комфортным, уютным. Я об этом говорю всем и везде. Почему выставка именно в Бобруйске состоится? Потому что это дань самому городу, его особенной человеческой теплоте, самим людям, бобруйчанам и бобруйчанкам. Это город, в котором никогда не было помпезности. Вместе со своей провинциальностью – Бобруйск все-таки большой промышленный, коммерческий город, с большим числом национальностей, в нем проживают очень интересные люди. Считаю, что Бобруйск не может никого оставить равнодушным. Я помню его таким, поэтому и сейчас у меня к нему такое отношение – самое теплое, самое человеческое. Вот именно поэтому я и посвящаю эту выставку всем горожанам, гражданам нашей страны, всем белорусам.

- У вас есть в Бобруйске то единственное место, куда вас тянет, вот прямо с поезда, с вокзала, с автомобиля? То маленькое место, которое, как в песне –  «ты в музее моей души, драгоценность живая»…

- Сейчас, наверное, в городе все поменялось, но раньше, недалеко от магазина «Космос», была остановка такси, такой пятачок. Когда я приезжал в гости к брату и не успевал на автобус в Минск, на занятия, меня всегда выручал этот пятачок. Туда можно было прийти рано утречком, когда еще только дворники выходят на работу, и под шелест метелок и листвы осенней я дожидался первого такси и мчался в сторону Минска! Для меня это место очень дорого. И, конечно же, как-то по особенному, на всю жизнь, мне запомнилось еще одно место –  улица Ульяновская. Там жил мой брат. Сейчас там живет в 42-м доме семья Захаринских, это его жена и дети. А еще, пожалуй, самое дорогое, что живет во мне и сейчас –  это дорога Глуск-Бобруйск.

Я не очень хорошо знаю район Форштадта или крепости, Назаровки и Титовки, я больше знаю и люблю центр.  Раньше, когда я был маленьким, мама привозила меня в Бобруйск, и я с таким наслаждением рассматривал улицы и людей! Слушал их беседы, я дружил с бобруйскими мальчиками, даже за какую-то, не помню, улицу выступал в первенстве по футболу. А еще помню, играл в детстве в футбол с ребятами на улице Чонгарской, дружил с ними, помню семью по фамилии Лагун. Бобруйск для меня – это также родной город!

Автопортрет.«Автопортрет». 1992.

-  Вячеслав Адамович, вы давно считаетесь very important person в художественном мире. Встречи, интервью - сложно от всего этого враз уйти в работу и писать, писать?

- У кого-то встречи являются источником вдохновения. У художника все наоборот. Для него творчество – это замыкание в самом себе в мастерской, у холста. Это – одиночество с кистью. Чтобы писать картины, тут уж сама психология требует отшельничества, уединения. Ты совершенно покидаешь мир земной и уходишь в мир картины, ты растворяешься в картине, в той идее, в которой ты живешь. И тогда живет эта картина, а иначе ты ее просто не создашь.

Чтобы написать картину, надо войти в образ, в особое состояние. Есть картины, которые пишутся формально, а есть картины, которые несут душевную, глубинную и  эмоциональную нагрузку.

- Вопрос мною нелюбимый, но и неизбежный. Среди множества работ у вас есть те, которые нравятся больше всего?

- У творцов, которые создают произведения искусства, а не пишут их под заказ, не может быть работы одной самой важной или самой любимой. Каждую работу «рожаешь» как своего ребенка, как члена семьи. Ее может быть у творца нелюбимых или формальных произведений! Это должно быть переживание, идущее из глубины души, от сердца. А все, что идет от сердца – оно не может быть равнодушным! Даже если и не удалось что-то, по художественным критериям,  значит, роды прошли, и здесь остались и есть твои муки, твоя работа, твои эмоции и энергия. И они не могут быть для тебя безразличными! У меня есть небольшие работы, но они не менее значимые. Не может быть любимых и не любимых. Для творческого процесса все важно: настроение испортили на улице или этого настроения и вовсе нет – это отражается на работе. Поймите, для художника все важно, все учитывается. Творчество зависит даже от того, в какую сторону ветер дует или как солнце утром просыпается, как на тебя кто-то посмотрел. Каждый творец мечтает создать произведение искусства, которое будет в себе нести важность, ценность для зрителя. 

- С кем из художников Бобруйска вы дружны или знакомы?

- Раньше дружил с ныне покойным Эдуардом Белогуровым, он из Бобруйска. А вообще, в городе очень много талантливых художников: Семен Абрамов, своеобразный, интересный человек, Рубцов, есть также Концедайлов,  Домарады, отец и сын. Сейчас всех и не вспомнишь! По жизни я больше дружил с Белогуровым и с Семеном Абрамовым, он интересный художник, личность! Молодое поколение бобруйских художников я особо не знаю, так как вся моя жизнь проходит, в основном, в Минске, за рубежом, и, конечно, в Глуске, на родине, где у меня летняя резиденция –  дом и мастерская-студия.

- Вас часто тянет на родную Глусчину?

- Меня домой тянет с первого дня, как я стал отлучаться на учебу. Даже когда на речку бежал, в лес, за грибами, меня все равно всегда тянуло домой! А когда поступил в художественное училище в Минске, вообще, у меня тогда была такая ностальгия! Особенно, когда ехал на каникулы из Минска в Глуск, поздно вечером, и эти автобусы львовские, помните? Они ж ехали очень долго из Минска в Глуск, целых шесть часов! И я из окна автобуса, который вез меня целых шесть часов в Глуск, всю дорогу смотрел на ночное небо. Когда подъезжал к ночному Глуску, то всегда сильно волновался: ну вот что, ну вот почему так мало лампочек в родном городе?! И у меня с тех пор была мечта  –  вот когда я стану известным художникам, и будет возможность финансовая, я куплю очень много-много лампочек и подарю родному Глуску! Вот представляете, чтоб на каждом столбе горела лампочка, чтобы мы шли по светлым, хорошо освещенным, как в столице, улицам.

- И Бобруйск, и Глуск давно неплохо освещены, даже в ночное время. Так что лампочки покупать не нужно…

- Глуск раньше был провинциально комфортным, в шестидесятые, пятидесятые годы. Человеческая доброта и энергия добра –  они настолько пронизывала весь воздух Глуска, сквер, который и сейчас является центральным, культурным местом в городе! А тогда, в те годы, в годы моей молодости, юношества, он вообще по-настоящему функционировал, потому что в теплые дни, особенно летом, там всегда вечерами отдыхала местная интеллигенция. Приходили и пожилые люди в соломенных капелюшах и льняных костюмах, таких отбеленных, пусть в брезентовых, но в добротных туфельках, мужских, таких вот, с кожаным носиком. И сейчас в эти дни в разговорах с глусчанами, мы все мечтаем, чтобы вернуть тот дух, когда в парке обитали не те ребята, которые по сто грамм принимают, а интеллигентные люди. Те, что оставили свои кухни, комнаты и дома, чтобы прийти в это место и пообщаться. В те времена пьяные боялись пройти через сквер, потому что тогда там сидела вся элита нашего глусского общества. И вот не дай Бог попасться на глаза этим людям! Те, кто выпивал, обходили центр стороной.

Современный Глуск –  это и есть технический прогресс. Но самое главное –   мне хотелось, чтобы Глуск развивался и экономически, и в плане человеческих ресурсов, чтобы люди не покидали дома и улицы этого городского поселка. А, выучившись, возвращались в этот уютный уголок. Здесь прекрасная природа, хорошие дороги, всегда можно просто и легко добраться  до Минска или Бобруйска, всегда можно съездить в Минск в оперный театр, побыть на спектакле и через два часа вернутся снова в свой Глуск. Главная задача –  это чтобы молодые возвращались и были востребованы в своем городе, чтобы они могли обеспечить своих детей, и те, в свою очередь, также остались в Глуске.

- Вы нередко встречаетесь с общественностью, учащимися колледжей, ВУЗов, интеллигенцией, рабочими. Какие вопросы наиболее часто вам задают люди, и какие из них вас могут зацепить, затронуть?

- Искусство  –  это не тот продукт, который нужно потреблять каждый день, общение с искусством –  это избранные моменты  в  жизни человека. Мы в музей каждый день не ходим, мы ходим туда в определенном состоянии, в определенные моменты жизни, когда нас тянет туда, кода мы нуждаемся в этом, в этой музейной тишине, чтобы обрести дополнительный смысл жизни. И такие встречи не могут быть частыми.

Нужно признать и сказать, что не всем интересно искусство, художник. Встречи бывают, но не так часто, и с теми людьми, кому это действительно интересно, интересен мир искусства, мир картины, мир художника. Все вопросы похожи один на другой. Самые интересные вопросы звучат, когда с человеком беседуешь один на один. Когда он не публично задает вопрос, а лично, от себя, и ты ему отвечаешь  –  либо на выставке, либо возле картины человек расспрашивает про конкретно понравившуюся работу. В отличие от больших городов, где время летит со скоростью пули, в провинции время притормаживается и замедляет свой ход. В провинции мы можем вернуться в детство, мы можем вернуться в свою юность, а в мегаполисе этого нет.  В провинции свои прелести и ее нельзя не любить. Особенно, если тебя воспитали с любовью. Мой отец был слепой, и мне часто приходилось водить его за руку, я был его глазами. И он всегда меня спрашивал: а где мы сейчас идем, а что я вижу? Он постоянно со мной разговаривал и учил. И, конечно же, это все во мне отложилось. Даже сейчас, приезжая в Глуск, знали бы вы, как я радуюсь какой-то чудом не сгнившей и сохранившейся из тех лет скамейке, калитке, забору!

- Вячеслав Адамович, огромное вам спасибо за то, что нашли время и ответили на вопросы «Вечерки», Ждем выставки, до открытия остаются считанные часы!

- Приходите, пожалуйста, на выставку, поговорим еще. Удачи и процветания вашей газете, читателям и сайту!

Владимир РЕПИК.

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: