Дочь героя на «Белшине»

1477
Дочь Героя Советского Союза Николая Массонова, отличавшегося при освобождении Бобруйска, Инесса Массонова-Кальянова, в очередной раз приехавшая в наш город на празднование 70-летия освобождения города и Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, встретилась с идеологическим активом ОАО «Белшина».

Инесса Массонова-Кальянова с идеологическим активом ОАО «Белшина». Инесса Массонова-Кальянова с идеологическим активом ОАО «Белшина».

За чашкой чая, в непринужденной обстановке шинники рассказали Инессе Николаевне и ее внуку Алексею Феликсовичу о трудовом коллективе, делах и планах предприятия, поговорили об актуальных республиканских и международных проблемах. Инесса Николаевна в свою очередь рассказала много интересного об отце-герое и их семье, о своем отношении к минувшей войне, погибшим, к современной Беларуси и т.д. В кратком изложении мы передаем ее слова.

Об отношении к войне и современности

…Честь и слава нашим солдатам. Когда я еду по Беларуси и смотрю вокруг, думаю о том, что за каждой кочкой, за каждым деревом — чья-то жизнь. Мы понесли страшные потери. Наша страна лишилась и следующих поколений, которые бы родились от солдат, если бы они не погибли. Молодые мальчики не дрогнули, отстояли свободу страны. И мы должны бы жить хорошо. Но не получается. Да, мы свободны, можем ехать, куда угодно, но такого благосостояния, которого должны бы достичь своим трудом, не достигли. Казалось, все у нас стабильно, 70 лет жили без войны, а на Украине заполыхало, гибнут дети.

29 июня 2008 года. Торжественное церемония открытия улицы Массонова в честь героя Советского Союза Ни колая Павловича Массонова. Дочь героя И. Н. Кальянова-Массонова.29 июня 2008 года. Торжественное церемония открытия улицы Массонова в честь героя Советского Союза Ни колая Павловича Массонова. Дочь героя И. Н. Кальянова-Массонова.

Как воспитывал отец

…С какого возраста у детей возникает потребность в деньгах? Я не знаю, может быть, я была не таким, как другие, ребенком. Перед войной мы жили без особых условий, в землянке. Но для меня это было самое счастливое время. Как все дети, играла в войну. Не знала, что такое деньги. Но однажды открыла письменный стол и увидела 30-рублевку, большую красную бумагу. Я взяла деньги, пошла с детьми в чапок и купила, что посчитала нужным. Папа, увидав конфеты, удивился: «Откуда ты их взяла?». «Купила», — отвечаю. «Где, за какие деньги?» Я объяснила, где взяла. «А почему ты взяла?» — «Как почему? Мама берет, ты берешь, никто ни у кого не спрашивает». После этого папа стал мне разъяснять. И я поняла, что поступила плохо, что деньги без спроса старших брать нельзя. А другое можно? И однажды я взяла пистолет. Отец подбежал ко мне, выхватил «игрушку» и даже отшлепал. И снова объяснил, что можно и что нельзя. И тогда я на всю жизнь усвоила это.

О жизненных ценностях

… Я не чувствую себя дочерью героя, я чувствую себя дочерью командира. Мне близка была та военная жизнь, то, как отец уезжал на учения, как возвращался, как ходил под звуки оркестра. На монгольской границе, будучи на учениях, папа рвал полевые цветы (живых там не продавали), а потом приезжал, я бежала ему навстречу, он брал меня на руки и дарил цветы. И мне другого счастья не требовалось. Какие деньги могут это заменить?!

О своих корнях

…Я думала, что в Бобруйск в этом году уже не поеду — случился сильнейший приступ, и это было огромным огорчением. Только в самый последний момент я, приняв массу лекарств, смогла купировать боль и решилась сесть в машину. А вообще я здесь себя не считаю человеком посторонним. Здесь воевал мой отец, здесь он получил звание Героя, здесь погиб и похоронен. Мой дед, мамин отец, в Барановичах был потомственным кузнецом, которого в годы гражданской войны направили в Москву, где он работал на нужды фронта; он много рассказывал о Беларуси. Мне в вашей стране всегда хорошо, а на «Белшине» я всегда себя чувствую комфортно и благодарна вам за ваше гостеприимство.

Фото 1930 г. Будущий Герой Советского Союза, освобождавший наш город, Николай Павлович Массонов с женой Зинаидой Юлиановной.

Жизненные принципы папы

… Когда папа служил на монгольской границе, мы целый год жили с ним вдвоем, а мама лежала в госпитале в Улан-Удэ. Отец все делал сам, подчиненных ничего не заставлял делать для себя. Дрова колол сам, другие работы — тоже. И меня приучал быть самостоятельной. Говорил: вот керосинка, фарш, готовь котлеты. И я, как могла, лепила и жарила котлеты. А когда он уходил в ночь, говорил: «Ничего не бойся», и я для храбрости брала в дом две собаки (обычные бездомные дворняги, которых я подбирала на улице).

В годы репрессий

…37-й год. Мне было 6 лет. Я хоть и мало что понимала, но чувствовала какую-то тревогу, что-то неладное. Сначала папу вызвали в политотдел, там ему «припаяли» то, что он будто бы женился на иностранке, польке. Потом его положили в госпиталь, у него были страшные головные боли, и никакое лечение не помогало. Мама, чтобы доказать свое происхождение, поехала в Москву, подняла церковные записи и привезла справки, по которым выходило, что она дочь русской женщины и белоруса. Потом все образовалось. Но его путь гладким не был.

После окружения

…Первый бой, который папа принял под Оршей, боем назвать нельзя. Гитлеровцы их просто разгромили. Причина в том, что, когда ехали на место боев, техника у них была, а снарядов нет. Папа с бойцами попал в окружение. Когда зимой вышел к своим, их забрали в Подольск и там следователи стали «разбираться», не предатель ли он, не дезертир ли. Когда один из допрашивавших назвал отца предателем, папа его так ударил, что тот отлетел в противоположный угол. После этого папу жестоко избили. Однако там один знавший его боец смог передать записку, которую папа адресовал тестю, моему дедушке. Дедушка и сказал нам, где папа. Тогда же мама написала письмо Сталину, в котором сказала, что если такие командиры, как ее муж, будут сидеть  в тюрьмах, то у нас некому будет защищать Родину. 

Через месяц за папой приехали из НКВД, отвезли в Москву, выдали новое обмундирование и на следующий день он уже ехал в район боевых действий.

Рокоссовский спас жизнь

…У папы были теплые отношения с Рокоссовским и, насколько мне известно, Рокоссовский спас его. Здесь, в Беларуси, долго не могли взять какой-то населенный пункт. Приказ начать наступление на этот пункт получил мой папа. Он, поняв, что ему будут противостоять вооруженные до зубов фашисты, а у них нет необходимых для штурма сил, сказал, что отказывается выполнять приказ. Ему угрожали трибуналом, но папа сказал, что готов ко всему, а людей губить не будет, в этом нет нужды. Тогда же сказал Рокоссовскому, чтобы тот дал ему три дня, за это время он проведет операцию и возьмет населенный пункт без жертв. Рокоссовский согласовал операцию с высшим руководством эту операцию, и папа в самом деле через три дня очистил городок от фашистов, понеся минимальные потери.

Как погиб отец

…Однажды ночью папе позвонили из ставки, сказали, что у него на передовой пьянка. Отец возразил: такого не может быть, но все бросил и поехал, взяв с собой адъютанта, начальника артиллерии и начальника штаба. Приехав на место, увидел, что там все нормально, и через полчаса выехал назад по той же дороге. И машина взорвалась. Есть предположение, что это была заранее устроенная диверсия. Вскоре после этого к маме пришла женщина, представилась женой начальника особого отдела, который лежал в госпитале в тяжелом состоянии, он просил маму приехать, чтобы узнать, как погиб ее муж. Мама приехала, но тот уже умер. Умерла и его жена. Мало того, вскоре скоропостижно умер их сын. Тайна отцовской смерти так и осталась тайной, а к документам тех лет не пускают, несмотря на то, что уже прошло 70 лет.

Александр МАЗУРЕНКО.

Фото Валерия ЗИНОВСКОГО, Александра ЧУГУЕВА и из архива сайта.