Есть ли жизнь на пенсии? Рассказывают пенсионеры

2322
1 октября в Беларуси отмечается День пожилых людей. Мы решили узнать у пенсионеров: есть ли жизнь на пенсии?

Нина Мироновна Чугуева.Нина Мироновна Чугуева.

Рассказывает Нина Мироновна Чугуева, 72 года, пенсионерка:

— Я вышла на пенсию в 56 лет. Работала инженером-технологом на Бобруйском машиностроительном заводе им. Ленина. Как раз накануне стали с работниками заключать контракты. Благодаря этому я лишний год проработала, день в день, а потом рассчитали сразу же, никто удерживать не стал. Хотя я вполне могла бы еще трудиться. Опыт был большой. С обязанностями справлялась. Имею звание «Почетный ветеран предприятия». Только на заводе я отработала 33 года, а общий стаж составляет около 40 лет.

В молодости у меня были очень наивные представления. Казалось, вот выйду на пенсию, будет много свободного времени, стану путешествовать, мир посмотрю. Да не тут-то было. На мою пенсию только до дачи и можно «путешествовать».

Помню, как первое время после выхода устраивала себе прогулки от «Спартака», по Октябрьской, по Минской до РТИ или до кожкомбината. Нужно было чем-то себя занять. Привычка ежедневно ходить на работу сказывалась. Так месяца два гуляла. А потом надоело. В сентябре внучка в первый класс пошла. Я взялась ее в школу водить. Два года по утрам по морозцу мы с ней от стадиона до авиагородка бегали, как скорый поезд. А после обеда — назад: накормить, сопли вытереть. Такая вот у меня «должность» была.

Денег, конечно, не хватало. Я устроилась подсобной рабочей на кухню в медицинском учреждении. Всякого там насмотрелась… Благо, вскоре появилась вакансия кассира в городском театре. Там я осела на пять лет. Хорошее место было. Вокруг люди творческие, интеллигентные. И я старалась, ведь кассир – это первый человек, которого зритель встречает в театре.

Сейчас из всех «развлечений» только дача и осталась. В сезон почти каждый день провожу на нашем «болоте» в Бибковщине. В дизеле с товарками мы все новости обсудим, и пошутим, и посмеемся, и на годы посетуем. Тяжело, конечно, в земле ковыряться в мои годы, но без дела еще тяжелее. От работы отвлечешься, начнешь про болячки думать, а они тут как тут.

Пенсия у меня 2 миллиона 200 тысяч. В прошлом месяце 600 тысяч истратила на уколы, и еще 400 тысяч заплатила за исследование МРТ. В основном, деньги уходят на лекарства. По себе знаю, главная статья расходов у пенсионеров – отнюдь не питание, а наша «бесплатная» медицина. При этом отношение в поликлинике скотское. В порядке вещей, когда врач тебе говорит: «Ну, что ж вы хотите, это возраст!» Каждый не преминет тебе напомнить, что ты старый! Словно от того, что ты пожилой, лечить тебя не нужно. Бесполезно! Именно в медицинских учреждениях чувствуется, что пенсионеры – обуза для государства.

Продукты покупаю, что подешевле. В магазин зайдешь — всякий раз глаза округляются. И не от изобилия, а от цен! Я бы, конечно, хотела всяких экзотических фруктов попробовать, да не по средствам. Одежду уже лет пятнадцать никакую не покупала. Донашиваю, что есть. И подруги мои точно так же поступают. Это же самая очевидная статья экономии. Кто на нас смотрит, кому мы нужны?

Моя бывшая соседка Сарра рассказывала, что у них в США есть специальные «ясли» для стариков. Они так называют клубы для пожилых людей, которые проживают отдельно от детей. За счет муниципальных властей старичков периодически по домам собирают, вывозят на экскурсии, устраивают для них игры, лекции, чаепития. Даже советские праздники они там вместе справляют! Конечно, так-то веселее. А у нас каждый пенсионер сам по себе, один на один со своей старостью.

Записал Александр ЧУГУЕВ. Фото автора.

 

Антонина Бендова: «Жизнь есть, если ты доволен тем, что у тебя есть»

Антонина Владимировна Бендова — одна из старейших актрис нашего театра, она отработала в нем 17 лет. А еще на ее счету немало киноролей — в фильмах «Альпийская баллада», «Пристань на том берегу», «Тревоги первых птиц», «Меня зовут Арлекино» и других. Уже 16 лет Антонина Владимировна на пенсии, сейчас ей 71.

— Жизнь есть в любом возрасте, если ты доволен тем, что у тебя есть, радуешься тому, что тебя окружает, никому не завидуешь, — говорит Антонина Владимировна. — Я чувствую себя счастливой, хотя в жизни всегда все было непросто. На работе — постоянная борьба и противостояние, потому что всегда имела свой взгляд на все. В 60 лет началась темная полоса — мы с мужем начали тяжелейше болеть. Главное у меня было — вытащить мужа, чтобы он начал ходить, потом самой пришлось лечь на онкологическую операцию, и — чтобы не плакать, не стенать, не жаловаться… Выкарабкалась, а через 8 лет опять… Но я не люблю плакаться, считаю, что у меня все хорошо. Довольна тому, что у меня есть. А есть у меня много! Это два прекрасных сына — один в Бобруйске, другой в Москве. Это мой 4-хлетний внук Макей — чудный мальчик, в прошлом году я с ним почти полгода была, и в этом году он был со мной. Это литература, которую я безумно люблю читать, моя настольная книга — «Жизнеописание Бенвенуто Челлини». Бывает плохое настроение, открою ее и думаю: «Какая прелесть, ну какая прелесть!» Могу поехать в Минск к подругам, погулять по городу, устроить себе культурную программу. Люблю по лесу гулять. В прошлом году у меня было три вызова на киностудию. Но я никому об этом и не говорю. Разве это творчество — сыграть вахтершу, которая свистит в свисток и останавливает молодого человека?.. Я даже и не помню названий тех фильмов.

И еще мое счастье — это мои родители, которым за 90 и которые живут в Могилеве. Папе — 91, маме — 93. Недавно отец звонит и говорит: «Тонь, я купил велотренажер!» Вот и подумаешь: есть ли жизнь на пенсии?

Записала Ирина РЯБОВА.

 

Владимир Рудинский: «Решил дожить до окончательной победы коммунизма»

Известному в Бобруйске журналисту и поэту Владимиру Рудинскому в октябре исполнится 76 лет. Он работал собственным корреспондентом республиканского радио, вел районное «Бярэзінская хваля», издал несколько книг поэзии, в основном юмора. Да и по натуре Владимир Феликсович — оптимист и шутник.

— Помнишь, я брал обязательство прожить 101 год? — говорит ветеран. — Так вот, я пересмотрел эту задачу и решил дожить до окончательной победы коммунизма в Беларуси… Я уже не курю, выпить могу в исключительных случаях и сейчас жалею, что раньше много употреблял спиртного, из-за чего не успел написать задуманного.

К сожалению, теперь у меня, как говорится, букет болезней, и самая коварная из них — сахарный диабет. Из-за глаукомы один глаз ослеп вообще, а другой видит очень плохо. Правда, в магазин возле своего дома хожу сам, к тому же в нем меня знают и помогают делать покупки. В поликлинику также дорогу знаю и могу сам добраться потихоньку, правда, боюсь зацепиться и упасть.

Пенсия у меня 2 миллиона 502 тысячи 100 рублей. Это совсем немного в наше время. Ведь, чтобы нормально жить, нужно нормально питаться, и основная часть денег уходит на еду. Полмиллиона рублей в месяц, а то и больше, отдаю за коммунальные услуги и телефон. Три раза в день закапываю глаза, и, как диабетик, лекарства от этой болезни получаю бесплатно, а как инвалид 2-й группы, плачу только 10 процентов от стоимости медпрепаратов. Раньше чаще ездил к старшему сыну в Судак, к племянникам на Одессчину, но сейчас туда очень дорогие билеты.

А вообще-то, я не люблю жаловаться, на все смотрю спокойно, реалистично. Жизнь на пенсии — это тоже жизнь.

Записал Александр УДОДОВ.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

Есть ли жизнь на пенсии? Рассказывает Нина Тимофеевна Лохадынова